Играете на ПК? Тогда скажите спасибо новым консолям!

34975
324
Авторская статья
Такие статьи выражают исключительно субъективное мнение автора, они не являются обзорами или рецензиями. Они могут быть сознательно заострены и провокативны, чтобы стимулировать обсуждение наших читателей.


Играете на ПК? Тогда скажите спасибо новым консолям!



Нет, где-то глубоко внутри меня все-таки застрялo это глупое разделение из девяностых на настоящих PC-геймеров и подозрительных консольщиков. Вместе с необоснованными предубеждениями о том, что на консолях царствует казуальщина и школоло, и что игровой прогресс достиг бы небывалых высот, если бы его не тормозили отсталые приставки. Впрочем, и обоснованных личных обид накопилось прилично. Только за последние годы: топтание графики на месте, испорченная переносом на консоль серия Dragon Age, невообразимо убогие интерфейсы последних двух Elder Scrolls или, скажем, Dark Souls. Бесконечно долгое ожидание портов важных игр, того же Dark Souls или всех последних GTA. И, кстати о Rockstar, я до сих пор жду выхода на PC Read Dead Redemption, выхода, которому технически ничего не мешает. Жду, разумеется, тщетно. В общем, как видите, я не консольщик. И все-таки эта колонка посвящена тому, что даже PC-геймерам стоит сказать спасибо PS4 и Xbox One. Почему?


Нет, дело не в долгожданном прыжке в развитии графики. Он безусловно состоится, хотя и не стоит его переоценивать. Железо нового поколения консолей никогда еще не выглядело столь устаревшим по сравнению с текущими конфигурациями игровых ПК, и это особенно касается очень слабеньких видеоадаптеров на обоих консолях, не выходящих за рамки возможностей базовой AMD HD7850. Конечно, оптимизируя свои творенья под четкую конфигурацию, разработчики смогут позволить себе значительно больше свобод, и это скажется и на ПК-играх, но это все мы уже видели и при прошлой смене консольных поколений. Несколько ценнее тот факт, что наконец-то реальностью подавляющего большинства игр станет грамотное использование DirectX 11, сложных эффектов частиц, физики и разрушаемых объектов – пока особенно Xbox 360 тормозила их использование. Но и это само собой разумеющиеся веянья прогресса. Нет, радость вызывает не это.


А то, что времена, когда каждый разработчик пророчил тебе скорый окончательной закат игровой платформы ПК, наконец, прошли. Хотя года так с 2005 до 2010 эти пророчества были очень близки к воплощению. Именно тогда на нас навалился пик задержек (вспомните Assassin’s Creed 1 или Mass Effect 1) или просто отказов портировать новые проекты на ПК, мотивированных высоким пиратством и смешным, по сравнению с консолями, уровнем продаж. Зато как грибы вылезали студии с вполне именитыми разработчиками, твердо верящими, что будущее компьютера, это игры для фейсбука, корейские ф2п клоны и легкая казуальщина. Сегодня ситуация изменилась кардинально. Частично, это заслуга самого ПК-рынка: бум социальных игр и бесконечно клонированных f2p-гриндилок и браузерок закончился, причем для многих участников, закончился разорением. Zynga и Bigpoint из лидеров рынка превратились в корабли с приличными пробоинами. Параллельно проблемы с пиратством объявились и на обеих консолях. В результате, годичные задержки релизов куда-то улетучились, да и консольных эксклюзивов за последние год-два стало значительно меньше. Крупные издатели сегодня рады любым дополнительным продажам, даже небольшим, уповая на консольный рынок значительно меньше, чем еще пять лет назад. Главное же, что ПК упрочил свою славу платформы-инноватора. Дело не только в буме инди-проектов (хотя и в нем тоже), дело в изобретении совершенно новых жанров. Это было отлично видно на презентации новых консолей на E3: главными новостями были не стартовые эксклюзивы, а портированные с ПК Minecraft и World of Tanks у Microsoft и Диабло 3 и ESO у Sony. ПК благодаря своей многогранности начал убедительное контрнаступление.


Но именно поэтому стоит сказать Sony и Microsoft настоящее спасибо. Спасибо за то, что сумели осознать эту тенденцию и спроектировать новое поколение консолей соответствующим образом. Новые консоли, по сути, перестали быть совершенно инородным железом, став теперь не более, чем обычные ПК из магазина напротив. Вместо мудреной архитектуры PowerPC, они используют обычные, всем нам знакомые, процессоры x86. Теперь не только обе приставки мало чем отличаются друг от друга, но пропадают и все существенные отличия от обычного ПК. Слово „портирование“ практически можно изымать из лексикона. Ведь как разработка игр происходит сейчас? Разумеется, игра строится и собирается на обычных компьютерах (на чем же еще?). Но уже в довольно ранней стадии предпринимаются нужные шаги для оптимизации под инородную систему текущих консолей (особенно в случае с PS3), все билды тестируются на специальных консолях для разработчиков и проводятся бесконечные раунды оптимизации для PS3 и Xbox 360. В результате, если компания решается-таки после этого выпустить свою игру на ПК, ей приходится проводить целый цикл разработки и оптимизации заново, начиная с альфы, а то и с пре-альфы. Именно поэтому портом с консолей часто занимаются отдельные студии и с очень переменным успехом. Поэтому сегодня еще можно понять издателей, которые заявляют, что низкие продажи на ПК (действительно низкие) не стоят затрат.
Теперь же ситуация изменилась в корне. Компьютер можно использовать как lead-платформу до самых последних стадий разработки, ведь перенос проекта с одной системы с компонентами AMD на практически такую же – дело плевое. Довести готовую консольную игру до релизного состояния на компьютере займет куда меньше времени. Результаты уже заметны. Большинство новых консольных анонсов на стендах Е3 были запущены на обычных, хоть и мощных ПК, это и The Crew, и Watch Dogs и новый Thief. И именно в условиях анонса нового поколения консолей, когда, казалось бы, нужно без устали трубить об эксклюзивах, такие игры как гоночная ММО The Crew, мультиплеерная Titanfall от создателей CoD или чисто консольная на вид рубилка-гонялка Mad Max как само самой разумеющийся факт анонсировались и для ПК. Консольных эксклюзивов уже становится меньше и в будущем эта тенденция только усилится. Рынок игр для компьютеров при этом не увеличивается, продажи остаются низкими, но в условиях, когда сделать порт практически ничего не стоит, издателям сложно будет игнорировать простой вопрос: „а почему бы и нет?“.



Новое поколение консолей может, кроме того, серьезно разогнать конкуренцию компьютерного железа, что пойдет нам, потребителям, только на пользу. При разработке Xbox One и PS4 Nvidia и Intel остались полностью за бортом, так что новые мультиплатформенные игры будут оптимизироваться под консольные системы AMD. Разработчики смогут лучше использовать их особенности, как например, улучшенное распределение многоядерных процессов и некоторые особенности совместного доступа к памяти у видеокарты и процессора. В результате, процессоры и видеокарты AMD смогут, возможно, куда лучше соперничать с доминацией Nvidia и Intel на ПК.

Наконец, о самом для нас главном – об онлайне. Именно превращение новых консолей из чисто игровых приставок в центры домашнего онлайн-развлечения ведет к некому смещению акцентов в умах разработчиков. Учитывая, что теперь еще большая часть консольный публики будет находиться в постоянном онлайне, количество онлайн-элементов и притягательность онлайн-миров будут только увеличиваться в мультиплатформенных играх. Уже на этом E3 онлайн доминировал многие анонсы. Titanfall Винса Зампеллы и Джейсона Веста, в отличии от их же Call of Duty, проектируется как чистый воды мультиплеерный-шутер. То же касается и нового Star Wars: Battlefront. The Crew – это настоящая ММО, в которой мы развиваем свою гоночную команду по лекалам RPG и гоняем по открытому миру, состоящему из огромных территорий США. Тоже, в целом, можно сказать и про Destiny, хотя ее создатели всячески и стараются избегать термина „ММО“. И все-таки обе игры обладают постоянным, открытым онлайн-миром, главным определяющим признаком ММО-игры. Про анонсированный Ubisoft‘ом The Division, в свою очередь, почти ничего не известно – кроме вполне уверенного определения разработчиков, что это будет настоящий ММО-шутер. И, кстати, с большой вероятностью, солидный бюджет EverQuest Next будет обеспечен за счет выхода на PS4. В общем, онлайна становится больше, пусть и не всегда в традиционных MMORPG-формах.


Итак, что предвещает новое поколение консолей для ПК-игроков? Больше игр, меньше социально-браузерной казуальщины, лучшую конкуренцию производителей железа и больше онлайн-проектов. Поэтому: спасибо консолям! Раз уж вы все равно есть…