История западного Киберпанка
Лучшие авторы и книги в жанре киберпанк
Систему нельзя победить, в ней можно лишь попробовать выжить.
Добро пожаловать в киберпанк, мир, в котором нет надежды. Сегодня мы с мистером Лофтом расскажем вам о том, что же такое киберпанк, откуда он появился и как он повлиял на все сферы нашей жизни, от игр и книг, до моды и даже музыки. Мы раскроем все его секреты и заглянем в самые потаенные уголки сознания ИскИнов. Конечно это рискованно, но истина нам дороже.
У киберпанка, как у любого жанра, есть свои отличительные черты. Главные герои повествования не пытаются сражаться с системой, они просто в ней выживают. Кроме того, сам жанр и его герои всегда социально пассивны. Часто в произведениях этого жанра искусственный интеллект, компьютеры и киборги гораздо человечнее самих людей и вызывают больше сочувствия и понимания, чем главные герои. Мирам, созданным в духе киберпанка, присущ мультикультурализм – повсеместно используются иероглифы, латиница, кириллица и т.д. Это же прослеживается и в одежде, привычках, обычаях и т.д.
Считается, что жанр черно-белых нуар фильмов умер в районе 60-х годов, но на самом деле нуар просто перекочевал в будущее и теперь является неотъемлемой частью классического киберпанка, так же, как и ретро футуризм.
Многие ошибочно полагают, что слово и собственно сам термин «киберпанк» придумал Уильям Гибсон. На самом деле это не так. Слово «киберпанк» придумал писатель Брюс Бетке.
В 1983 году он опубликовал рассказ с одноименным названием. Причем к жанру киберпанка рассказ практически не имел никакого отношения. Кроме одного из героев, хакера с панковской прической. Сам Бетке говорит, что он составил два списка слов, один для технологии, другой для нарушителей спокойствия, и экспериментировал с объединением их по-разному в составные слова, сознательно пытаясь придумать термин, который охватывал как панк-отношения, так и высокие технологии.
Впоследствии этот термин был выбран Гарднером Дозуа, редактором научно-фантастического журнала Исаака Азимова, и популяризировался в его редакционных статьях. Кроме того, он начал использовать этот термин и в своем письме, называя таких авторов как Гибсон и Стерлинг «киберпанками».
Считается, что именно Гарднер Дозуа обобщил стилистку Гибсона и так киберпанк из обычного слова стал определением целого жанра. Так же киберпанк, как слово и как определение жанра, известен как «Критерий Дозуа», который буквально означает «Высокие технологии, низкий уровень жизни». Причем низкий уровень жизни предполагает незащищенность, бесправие, бесперспективность.
Есть еще одна теория, рассказывающая о том, как киберпанк из слова стал целым жанром. Считается, что формально, название закрепилось за жанром только в 1985 году, когда на национальном конвенте любителей фантастики в Остине группа молодых писателей выступила на стенде с броским названием - Киберпанк.
Гибсон стал самым известным писателем фантастом в жанре киберпанка, но далеко не единственным. В этом жанре писали такие авторы как Брюс Стерлиг, которого тоже часто относят к отцам-основателям жанра киберпанка. Одно из самых известных произведений Брюса Стерлинга – «Схизматрица», которое по праву считается классикой жанра.
Писатель фантаст Руди Рюкер, который является праправнуком Гегеля, написал известную тетралогию «Обеспечение». Правда он считал свои книги некой альтернативой киберпанка и разработал для них собственный стиль, который назвал трансреализмом. Но так получилось, что этот стиль включает в себя и киберпанк. Путаница с жанрами и стилями в то время возникала часто, поскольку тогда киберпанк как жанр еще не сформировался.
Еще один известный, но не очень популярный на территории СНГ писатель, Майкл Суэнвик часто работал в соавторстве с Гарднером Дозуа, а также написал один из рассказов «Поединок» совместно с Уильямом Гибсоном. Знаковые произведения автора – «В зоне выброса» и «Вакуумные цветы».
Причем «Вакуумные цветы», несмотря на всю уникальность и оригинальность произведения так и не были приняты ни фанатами киберпанка, ни гуманистами, поскольку сочетают в себе элементы и того и другого. По признанию самого автора жанр его произведений находится между твердой научной фантастикой и киберпанком. На мой взгляд это один из самых недооцененных авторов этого жанра.
Нил Стивенсон, с творчеством которого наверняка знакомы многие зрители нашего канала, часто пишет в жанре посткиберпанка. Из его произведений стоит отметить книгу «Лавина» рассказывающую о недалеком будущем, пораженным вирусом, пришедшим из цифровой реальности в биологическую. Также наверняка вам будет интересен один из самых известных романов писателя «Криптономикон» благодаря которому критики называют Нила Стивенсона «Квентином Тарантино посткиберпанковской научной фантастики». Книгу не стоит читать быстро и за один раз, можно получить передозировку информацией.
Она действительно очень насыщена событиями и терминами, кроме того, повествование протекает в двух временных промежутках. Благодаря этому читатель узнает много интересной информации о причинах появления современных компьютеров, о ключевой роли информации в войнах и экономике, а также о сходных способах работы компьютера, шифровальной машины, церковного органа, человеческого мозга и Вселенной.
Что еще интересно, киберпанк как жанр весьма известен и популярен, но большинство проектов в этом жанре оказываются провальными в коммерческом плане. Достаточно вспомнить обе части фильма «Бегущий по лезвию», они провалились в прокате, но впоследствии стали культовыми, особенно первая часть фильма.
Кстати говоря, если кто-то не знал, то «Бегущий по лезвию» появился благодаря повести Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», написанном в 1968 году. Изначально это была больше научная фантастика, но в киноадаптации к ней добавили элементы киберпанка.
Из современных успешных авторов стоит отметить Ричарда Моргана и его серию книг «Такеси Ковач», по которой был снят популярный сериал «Видоизмененный углерод».
Кроме того, впоследствии у жанра появились ответвления, такие как нанопанк, паропанк, стимпанк, биопанк и т.д.
Что ж, некоторое представление о становлении жанра киберпанка на Западе мы получили, в следующей части видео и статьи я расскажу вам об истории русского киберпанка.