[Мнение] Сериал «Стража» по Терри Пратчетту: что это было, или когда все так плохо, что аж хорошо

Американский взгляд на британскую классику

access_time 13 апреля в 14:42
remove_red_eye 3579

Романы британского писателя Терри Пратчетта широко известны по всему миру. Это не эпическое фэнтези Толкина или боевое фэнтези Сандерсона, «Плоский мир» зиждется на тонком юморе и острой сатире, в которых находит отражение реальная жизнь. Десятки романов поделены на несколько подциклов, среди которых особенной любовью пользуются именно похождения Ночной Стражи. На родине произведения автора неоднократно экранизировали, но эти фильмы и сериалы, за исключением «Благих знамений» от Amazon и BBC, известны лишь самым преданным поклонникам, рядовые зрители о них никогда и не слышали, в том числе в силу определенной специфичности, как, например, и «Доктор Кто». Дочь мэтра Рианна планирует выпустить новые телеадаптации, «верные оригиналу», о чем было объявлено год назад, вот только подробностей пока нет.

Ну а недавно завершился показ «Стражи» - сериала от BBC America, повествующего о блюстителях закона и порядка на улицах Анк-Морпорка и организованной во всех смыслах преступности и вызвавшего неоднозначную реакцию в рядах почитателей Пратчетта. Свое шоу сценарист Саймон Аллен («Мушкетеры») и режиссер Крэйг Вивейрос («Стальная звезда», «Война миров») охарактеризовали как «панк-рок-триллер», а вот Рианна постаралась от проекта максимально дистанцироваться еще на раннем этапе разработки. Так что же в итоге, Пратчетт или не Пратчетт? Дать ответ на сей вопрос далеко не так просто, как могло показаться, так что пройдемся по пунктам.

С воссозданием Анк-Морпорка как полноценного действующего лица создатели сериала справились отлично. Да, город несколько осовременили, снабдив, например, системой видеонаблюдения (работающей при этом, как и положено, за счет бесов-художников) и большим количеством электроприборов (спасибо волшебникам из Незримого университета), но дух и атмосферу места действия уловили весьма точно, даром что передавать запахи телевизоры еще не научились. Отказались и от более привычной для Анк-Морпорка поножовщины: все персонажи таскают с собой карманные арбалеты и не прочь устроить перестрелку.

А вот с персонажами налицо форменная вакханалия. Некоторых, скажем Колона и Шноббса, попросту удалили из сюжета. К Сэмюэлю Ваймсу и Моркоу вопросов нет, попадние в яблочко, сыгравший капитана Ночной Стражи Ричард Дормер («Игра престолов», «Фортитьюд») прям хорош, одна мимика чего стоит. В случае с Ангвой затронут не столько характер, сколько внешность - этакая мелкая Кристен Стюарт. Шельма Задранец обернулась трансгендером (эпизод о принятии себя в наличии), едва уступающим габаритами Моркоу, леди Сибилла Овнец превратилась в стройную черную бой-бабу, пользующую дракона заместо огнемета, глава Гильдии Убийц доктор Проблемс и Себя-Режу-Без-Ножа Достабль сменили пол (в последнем случае также образ и род деятельности), как и Витинари (тут еще и местоимения употребляются то он, то она). Хотя к самим актерам претензий в общем-то нет, за сим в общем и целом смотрится все это достаточно органично.

Работа над адаптацией «Стражи» началась в 2011 году, еще при живом Пратчетте, задумывался же сериал как фэнтезийный полицейский процедурал с эпизодическим повествованием в формате «преступление недели» (нечто в духе CSI). Однако в конечном итоге концепция претерпела серьезные изменения. Сюжет лишь в самых общих чертах (дракон, отношения между Ваймсом и Овнец) основан на романах, по факту это самостоятельная история с новыми персонажами и нюансами. История в целом недурная, но вот сам подход не назвать особо удачным: драматические элементы тут явно не пришей кобыле хвост, уж лучше было сосредоточиться на треше и угаре (в хорошем смысле), не перемежая их чем-то не слишком нужным и вразумительным.

Так что местами сериал навевает скуку, хотя в то же время другие моменты как вызывают повышенное внимание, так и заставляют вспомнить о книжном «Плоском мире». Финал явно заточен на продолжение, вот только второй сезон явно под очень большим вопросом. Все-таки «Стражу» можно сравнить с фильмами «Призрак в доспехах» и «Тетрадь смерти»: неплохое кино в отрыве от оригинала, однако блеклая тень, если начать сравнивать с первоисточником. Да и с юмором у «Стражи» не все гладко, частенько он скатывается куда-то не туда, чего уж взять с американцев и их комедий.

Сериал активно начали критиковать сразу же после публикации первых кадров, хотя трейлеры все же вызвали определенный интерес и выглядели достаточно обнадеживающими. Однако же на практике не сложилось: шоу вполне могло бы зайти, если отбросить мысли о «Плоском мире» Терри Пратчетта (пусть даже кое-где, в отдельных моментах, авторы шоу весьма метко уловили его суть), но стоило сделать акцент на безудержном веселье и искрометном юморе, оставив серьезные щи для других проектов. Ну а так бодрость сменяется вялостью и неуместными стенаниями по поводу прошлого и нелегкой судьбины. 

Критики «Стражу» разгромили, пользовательские оценки на агрегаторах и того хуже. В стороне не осталась не только Рианна Пратчетт, но и хорошо знакомый с писателем Нил Гейман, также считающий экранизацию неуместной и не имеющей ничего общего с творчеством мэтра. Посмотреть сериал все же стоит, однако предварительно отринув мысли и образы, сформировавшиеся во время прочтения книг, ибо Пратчетта в нем практически нет.

Loading...