Обзор Battlefield 2042 - апофеоз серии
Или как инклюзивность уничтожила все, что делало Battlefield особенным
EA долго убивала свои самые популярные франшизы одну за другой, параллельно превращая отличные студии в криворучек среднего звена. Mass Effect, Dragon Age, Need For Speed, спортивные игры и, конечно же, Battlefield - все части серии деградировали с каждым новым релизом и вот наступил апофеоз. И название ему Battlefield 2042 - квинтэссенция всего того, что плохо и неправильно в современной игровой индустрии. Главная мощь и популярность серии Battlefield всегда лежала в двух компонентах: возможности получить удовольствие от игры в соло, и превознести этот фан в компании друзей. Зашел в игру соло? Прыгай на инфантри сервер, играй в пехотке. Зашли в игру с другом? Пошли летать на вертолете или кататься на танке. Зашли большой компанией? Не беда, объединились в два сквада, один на технике прикрывает, второй штурмует пехотой. А наличие выделенных серверов с устоявшимся комьюнити позволяло наслаждаться всеми геймплейными возможностями в приятной обстановке.
И к чему мы пришли? К тому, что сквадов игрок просто не видит - зашел в игру, попал в рандомный сквад. Выйти из него нельзя, но можно попросить игру перебросить тебя в другой неполный сквад. Попал в сквад к снайперам, а хочешь кататься на технике или штурмовать пехотные флаги? Сорян, придется играть соло. Зашли втроем с друзьями, ожидая четвертого? Сорян, сквад закрыть нельзя, кикать нельзя, собственные сквады делать нельзя. Когда четвертый зайдет в игру, либо вам троим нужно выходить из матча и терять экспу, либо четвертому игроку ждать вас, пока вы закончите, потому что присоединиться к вам без места в отряде он не сможет. Для чего это сделано? Для инклюзивности, конечно, чтобы даже самые плохие игроки, которые страдают херней или просто афкшат, могли играть в полном скваде людей, чтобы их нельзя было кикнуть и нельзя было от них сбежать.
Итого я не могу комфортно играть с друзьями, я не могу выбрать собственный стиль игры, я не могу найти сквад, который бы играл в моем темпе. Повезло - попадешь в сквад людей, которые хотят играть в Батлфилд, не повезло - попадешь в сквад идиотов и будешь играть в 40% игры, без возможности реснуться на отряде, без возможности попросить аптечку, без возможности играть в команде, тупо играя в соло. И в чем, собственно, логика? Разработчики создают якобы удобную ситуацию для каких-то теоретических обиженок, а страдают абсолютно все игроки, потому что командная игра Батлфилд внезапно лишилась одной из главных командных фишек. Офигенная инклюзивность, снайперам сделали приятно, а всем остальным кучу на голову отложили.
Из игры исчезла таблица очков, как во время матча, так и после него - ее просто нет. Нельзя посмотреть собственный К/Д/А, нельзя посмотреть на заработанные очки, нельзя понять, кто как играет. Ну я понимаю логику - ЕА создают площадку, на которой нельзя никого обидеть. Кроме чата, конечно, туда можно писать какие угодно оскорбления и харасить своих тиммейтов, но посмотреть свой К/Д нельзя - вдруг товарищ обидится, что ты лучше него? Более того, когда идет ревью статистики матча и показывают, кто чем отличился, показывая на каком месте твой отряд и т.п., не показывают убийства. Их просто не показывают. Катались с другом вдвоем на танке, у меня 43 кила и финальная статистика: ксоф 7 асистов в технике, ведз 56 асистов в технике. Килы??? Не??? Это статистика, которую видит только твой отряд, но даже тут разработчики специально исключили убийства из финальной статистики!
Я всегда считал, что когда играешь в мультиплеерные игры против других игроков, это автоматически делает игру соревновательной, потому что ты соревнуешься за победу. И тенденция современных разработчиков закрывать статистику, закрывать профили, удалять убийства и прочие важные статистические элементы из общего доступа идет поперек соревновательности. Разработчики создают условия для гриферов и плохих игроков, чтобы они могли “наслаждаться” игрой, чтобы те 10-15% игроков, которые хотят сидеть на вышке всю игру и ничего не делать, могли свободно страдать этой фигней, а все остальные, включая играющих на победу и результат игроков, оказываются в проигрыше - они даже сквад сменить не могут.
И невозможность играть по-своему продолжается с идиотскими таймерами на возможность управлять техникой, если ты только что ее потерял. Ты можешь набрать 30 фрагов на танке, умереть и игра запретит тебе кататься на танке еще несколько минут. Дай другим поиграть! Невозможно отследить технику на карте - жива она или нет, реснется она скоро или нет. Таймера респа техники нет, просто сидишь и смотришь, когда иконка станет доступна. А может быть, она вообще не будет доступна, потому что твой тиммейт заехал на танке к врагу на респ и отдал его им. Зума на карте нет, приблизить и посмотреть что происходит на точке нельзя, а когда три твоих члена отряда тусят на одной точке, выбрать на ком ресаться через иконки на карте просто невозможно - зума нет, карта большая, все индикаторы расположены плотно.
Успешная игра в серии Battlefield всегда строилась по одному сценарию: пробить брешь в обороне, прорваться на фланг/в тыл, сесть точкой спавна или поставить раллик, чтобы дать возможность твоему отряду выдавить врага с занимаемой позиции. Командная игра обязательна для победы, но в Battlefield 2042 это просто невозможно. Я уже говорил о том, как нельзя выбрать отряд для игры, а теперь поговорим, как никто не играет с патронами, чинилками и аптечками. Разработчики, естественно, не послушали претензии игроков во время беты и оставили всего 1 слот для утилити-экипировки. Либо берешь взрывчатку, либо берешь суппорт итем. Итого получается, что из-за имбовых ховеркрафтов и необходимости убивать технику все бегают с С5 или ракетницами и аптечки никто не носит. О патронах вообще можно не думать - зарядиться можно только с трупов. Часто возникает ситуация, когда одна сторона стоит за одним укрытием, а через 100 метров вперед второе укрытие, за которым стоит другая сторона. Выход в классическом батлфилде был бы простой - накидай дымов, накидай гранат и прорывайся под спамом аптечек и дефибов. В Battlefield 2042 все просто стоят и смотрят друг на друга, потому что ни аптечек, ни дефибов, ни смоков ни у кого нет - только снайперы друг другу головы ставят, а прогресса нет.
И дизайн карт эти ситуации только усугубляет. Без шуток, Battlefield 2042 - это первая игра, уровни в которых рисовали художники. Посмотреть на них сверху - красота, минимализм, футуризм. Очень зрелищно, отличную работу дизайнеры сделали. Играть на них - просто ужас. Все карты преимущественно пехотные - даже на самых больших картах дают максимум 4 танка и 2 вертолета, а с учетом особенностей дизайна карт, эти танки не могут обеспечить быстрый заход на точку. В игре нет таких точек, где можно было бы свободно заехать на танке с холма и полностью ее закрыть - пехота все равно обязана сделать свою работу и уничтожить большинство врагов.
Самые лучшие и легендарные карты в Battlefield стали такими по одной простой причине - внимание к деталям. Когда опытный игрок видит 10 возможных маршрутов, чтобы пробить оборону соперника, когда и у атакующих и у защищающихся есть удобные позиции, откуда можно вести огонь. Когда есть где прорваться и куда засесть для спавна, когда есть откуда удобно защищаться и отбивать атаку. Я не играл в Карканд или Метро больше 5 лет, но я помню все интересные закутки на этих картах. Карты в Battlefield 2042 - это огромные, пустые поля. С точки зрения реализма все сделано правильно, органично, не придраться. С точки зрения игры - ужасно. Чтобы прорвать оборону врага, нужно бежать по пустому полю без укрытий 50-100 метров, и с теми игровыми механиками, что предлагает 2042 сделать это невозможно.
“Реалистичные” игры, берущие за основу геймплей мода для BF2 Project Reality - Squad, Hell Let Loose и прочие недокопирки ПРа - предлагают логичные и реалистичные способы прорыва по пустому полю - дымы с минометов, техника с тепловизорами, прикрытие с воздуха, артобстрел. Чтобы пробежать через поле в милсиме, команда всегда заблаговременно обеспечит прикрытие. В BF2042 этого прикрытия нет априори: у танков нет тепловизора и пулемет очень медленно разбирает врагов - спрятаться от очереди из полтины очень легко. У ребят с АТ-орудиями всегда есть преимущество высунуться из укрытия и сделать точный выстрел - значит танк априори не может обеспечить прикрытие, так как его будут разбирать за секунду, если он выйдет из-за укрытия. Вертолеты практически всегда будут гнобить при помощи АА-оружия: в BF2042 по 64 игрока с каждой стороны, и чтобы отпугнуть вертолет достаточно всего 3 АА-орудия. Минометов в игре нет, арты в игре нет, дымы в игре достаточно грустные и их никто не носит. Как прорвать оборону врага? Только зерграшем, забросав их гранатами или ворвавшись в стройку на ховеркрафте.
Карты в BF 2042 одновременно очень пехотные, и одновременно ужасные для игры в пехоте. В игре нет интересных городских перестрелок, нет интересных для игры в ближнем бою локаций. Зданий в игре - кот наплакал, а те, что есть представляют собой полупустые ангары. Большие карты в Battlefield всегда сочетали возможности для инфантри-боев и сражений на технике, в BF2042 такого разделения нет - пехотные локации представляют собой два ангара и один флаг, до которого нужно бежать 2 минуты по открытому полю, если сквад вайпнулся. Даже точки, которые потенциально должны представлять интересный ближний бой такового не предлагают - всегда нужно перебегать по открытому полю между ними, а значит техника, снайперы и крысы всегда возьмут верх. Победа над флагами всегда проходит по одному сценарию - зерграшу и подавлению числом или диким ховеркрафтом. Иногда кто-то сбросится в тыл врага и поможет оттянуть на себя часть сил, но как только начинается бой, побеждает сторона с зергом или ховеркрафтом.
Очень смешно читать, как разработчики говорят, что почти 80% игроков играет преимущественно одним классом, поэтому они удалили классы и добавили специалистов, чтобы предоставить больше свободы. Для кого вы игру то делаете? Вы видите по статистике, что игроки предпочитают играть по-своему, как им нравится, как им удобно, но при этом предпринимаете все, чтобы заставить игроков играть по-другому. За 10 часов игры в BF 2042 я играл только на одном специалисте, потому что она мне нравится, и потому что смысла от других специалистов нет. Человек, которому нравится сидеть за щитом - будет сидеть за щитом, человек, которому нравится залезать крюком на крышу и сидеть со снайперкой, будет играть на одном и том же персонаже. Поздравляю, вы удалили классы и заменили их специалистами, но я как играл на штурмовиках, так и буду играть на Рейз курильщика с кластерками. Только теперь никто не носит аптечек, никто никого не ресает, инженеры не умеют чинить технику, снайперы не умеют спотать, а патроны из игры вообще можно было удалить - все равно их никто не берет. Неважно по какой причине игрок решал играть определенным классом - из-за оружия, утилити или внешнего вида - у него всегда был в кармане способ помочь своей команде, и BF 2042, командный шутер, этого лишился.
Новая фишка с возможностью переключать примочки на оружии, как оказалось, вообще не фишка - нужно сначала создать лоадаут для каждого конкретного оружия и выбрать, какие прицелы носить в кармане. Итого нельзя просто перед спавном за 3 секунды переключить нужные примочки - необходимо сперва пробраться через 5 неудобных меню, чтобы совершить простое действие и надеть новый коллиматор на винтовку. Вместо идиотизма с дополнительным магазинами и глушителями могли бы просто добавить 2 бинда: один надевает глушак и снимает его, а второй меняет коллиматор на оптику. Решил перед спавном положить доп. прицел и глушак в карман - берешь меньше патронов. Логично, просто, сбалансированно. Но сделали кривизну, которую настраивать 5 минут перед матчем. Еще и оружие спрятали за общей прогрессией: хочешь получить новый пулемет - качайся до 47 уровня, что займет примерно 35 часов. А пока можешь поиграть со снайперской винтовкой - попробуй что-нибудь новое!
Я смотрю на Battlefield 2042 и не понимаю, как так могло получиться. Кто допустил художников рисовать карты? Почему этим не занимались дизайнеры уровней? Почему никто не тестировал играбельность карт? Как в командной игре, основной фишкой которой было разнообразие стилей игры, можно было вырезать всю командность? Удалить сквады, которые почему-то не расширили на 8 человек, удалить командное взаимодействие, удалить таблицу очков. Как серия игр, которая предлагала противоположный серии Call of Duty геймплей, стала не просто похожа на Call of Duty, а банально хуже нее в большинстве компонентов? Дошло до такого, что в игре сделали полностью рандомный разброс: стреляешь в точку со 100 метров и пули летят вокруг цели в абсолютно случайном порядке. Это не паттерн разброса - даже при закликивании из винтовки пули будут лететь вокруг по случайному алгоритму!
Самое обидное, что в игре много хороших элементов геймплея. Масштаб и ощущение войны потрясающие, катиться вперед на танке в бой - захватывающе, экшен получился драйвовый и веселый, и если бы не рандомность попаданий, то было бы вообще супер. Основа игры - правильный Battlefield и 70% проблем можно исправить за неделю - аккурат к полноценному релизу игры. Вернуть старые отряды, расширить их до 8 человек, добавить таймер спавна техники, добавить таблицу очков, убрать идиотский разброс с оружия, вернуть прогрессию классов, удалить идиотские кат-сцены, добавить еще один утилити слот и обязать всех игроков брать аптечку/патроны/ремонт/сканер в один из слотов - игра расцветет.
Ну а пока игра причиняет больше боли, чем дарит радости. Главная фишка серии - возможность играть, как захочешь, в BF 2042 не существует. Захотелось кататься на танке - нельзя, дай другим. Захотелось побегать в пехотном отряде поиграть - нельзя, играй с этими снайперами, им тоже хочется дружить. Захотелось к другу присоединиться - жди окончания матча. Понравилось бегать с ПП - жди 57 уровня, чтобы открыть новое оружие. Играть можно только так, как тебе позволяют EA и DICE - бегать в тупом зерге вместе со всеми. Умирать вместе со всеми, побеждать вместе со всеми, ведь Battlefield 2042 - это командная игра, в которой нет отрядов.
Плюсы:
- Красивая графика
- Зрелищность, эффектность, масштаб войны
- Пехотная ориентированность
Минусы:
- Оружие не попадает
- Отсутствуют сквады
- Никто не ресает и не дает патроны
- Командной игры нет
- Интересной пехотной войны нет
- Большие и пустые карты с открытыми полями
- Мало оружия, длительная прокачка
- Через 2 часа надоедает умирать от ховеркрафта
- Сильнейшая процессорозависимость игры
- Плохая оптимизация, вылеты, баги
- Высокая цена
- Нет таблицы результатов