Обзор

Обзор Empire of Sin - глубокая, разнообразная стратегия, которую ломают баги

Крутые механики, тупой ИИ

8318
9

Empire of Sin от Romero Games и Paradox Interactive интриговала своими трейлерами и подробностями. Сочетание тактики, стратегии-менеджера и RPG с полноценным сюжетом видим мы не часто. Так еще и обещанного контента было много. Скажу сразу, что получилось еще оригинальнее и интереснее, чем было на бумаге. Говорить о подробностях геймплея можно на протяжении десятка страниц, но я постараюсь выделить основные особенности геймплея и сконцентрироваться на том, как все работает в сумме и чего ждать от игры. Во главу угла Romero Games ставят реиграбельность и рандомную генерацию карты, квестов, событий, фракций и много чего еще. Начать предлагаю с разбора отдельных элементов игры. 

Тактика

Обзор Empire of Sin - глубокая, разнообразная стратегия, которую ломают баги

Основным геймплейным элементом, который будет занимать игрока являются тактические бои. Работают они по уже ставшей стандартной, упрощенной схеме. У бойцов есть инициатива, которая задает порядок хода. Каждый боец имеет 2 ОД, которые может тратить на активные действия, использование предметов и применение способностей. Стрельба из различного оружия требует разного числа ОД. Пулемет расходует 2 ОД, остальное оружие - 1 ОД, из пистолетов можно стрелять дважды за ход, а из двуручного оружия - единожды. Каждый тип оружия имеет собственные особенности и спецатаки - из дробовика, как полагается, можно стрелять в небольшом АОЕ-конусе, а из ПП высаживать всю обойму в большом АОЕ-конусе, но для этого нужна полная обойма. Эти уникальные способности могут как изначально присутствовать на оружии, так и открываться при наличии соответствующего перка у персонажа.

Многие элементы игры омрачены несостоятельным ИИ, и тактических боев это касается в первую очередь. Честно, я не хочу делать никаких выводов по поводу боевки и как она сбалансирована просто потому, что бои на текущий момент сломаны ввиду ужасно тупого ИИ. Но даже в том случае, если ИИ починят, боевка останется поверхностной и упрощенной. Неудобства тоже присутствуют - игра ставится на паузу, когда альттабаешься и никак нельзя ускорить анимации хода врага, посему очень много времени приходится смотреть как тупят вражеские болванчики. Ну хоть свернуть игру без паузы разрешите!

RPG

Обзор Empire of Sin - глубокая, разнообразная стратегия, которую ломают баги

Тактическая составляющая игры сильно пересекается с RPG-составляющей. И я говорю не о характеристиках, прокачке гангстеров, перках и навыках - все это можно найти в тактических стратегиях. Например, найм гангстеров в команду в игре нестандартный: в общем представлено порядка 100 персонажей, которых можно заполучить себе в команду. Всем им нужно платить, большинство захочет с тобой работать только в том случае, если ты достаточно известный босс, и у каждого из гангстеров своя уникальная история и небольшая сюжетная линия. Каждый из персонажей состоит в определенных отношениях с другими и эти отношения делятся на три категории: друг, враг и любовный интерес. Взять в команду ребят, которые друг друга ненавидят не получится - они откажутся работать вместе. Все персонажи зависают в определенных заведениях по ходу игры - кто-то любит бухать, кто-то любит женщин, а кто-то любит ставки на спорт. Может получиться так, что ты ворвешься в бар и завалишь возлюбленную одного из твоих гангстеров, что ему, естественно, не понравится. 

У каждого гангстера есть свой сюжетный квест, который станет доступен, как только игрок поднимет лояльность товарища до достаточного уровня. Квесты эти коротенькие, в основном связаны с прошлым напарников. “В городе появился человек, который мне давно насолил, я хочу его убить” - забегаешь в пару локаций, собираешь информацию, находишь обидчика нашего друга и решаешь, как поступить, выслушав их точку зрения. В зависимости от выбранного исхода, напарник получит определенного рода пермаментный перк. Но и испортить ситуацию тоже можно: если напарник говорит “Я должен ЛИЧНО перерезать ему глотку", а ты убиваешь его сам - напарник обидится и покинет группу. Помимо этого, во время игры будут происходит разные случайные события, которые в той или иной мере затрагивают напарников. Они попадают в передряги, просят помочь их товарищам или даже влюбляются друг в друга, обрастая перманентными перкам. Умрет у твоего персонажа возлюбленный - перк ТОСКА с большими дебафами. Заставишь его казнить врагов в каждой схватке и он может стать ЖЕСТОКИМ или получить ПТСР. 

Обзор Empire of Sin - глубокая, разнообразная стратегия, которую ломают баги

Усиливать персонажей нужно за счет шмота - оружия, одежды и аксессуаров. Все это дело можно купить на черном рынке, выторговать у вражеских банд, получить в виде случайного дропа за схватку или найти схроны. Схроны - случайные сундуки, которые можно найти на картах где-то во дворах или темных переулках. Лежит в них часто очень и очень привлекательный лут, который поможет сильно усилить группу на ранних стадиях игры. У всех боссов и некоторых элитных бойцов, которых можно завербовать себе в группу, есть специальное оружие. Таким образом, убив такого гангстера, обязательно получишь их уникальный лут - самое мощное оружие в игре. RPG-составляющая прекрасно вписывается во все элементы игры и предлагает много простора для переигрывания различными путями, разными группами и разными решениями. Основной персонаж игры - босс, уникален не только ввиду своих способностей и стиля ведения боя, но и характеристик харизмы. У кого-то ее попросту нет, кто-то хорошо запугивает, кто-то манипулирует, а кто-то подлизывается - все эти вариации позволяют проходить квесты и влиять на случайные события уникальными способами.

Сюжетных линий в игре несколько, включая уникальные сюжетные линии боссов. Принятые решения имеют последствия и могут привести к очень грустным ситуациям, как и наоборот - к позитивному исходу. По ходу игры часто будут появляться некие активности, которые сильно влияют на баланс сил в мире. Стать кротом для полиции, или наоборот, предать товарища или защитить его, убить важного политика или объединиться с ним - игра не оставит игрока без последствий. Сделал что-то в январе месяце, а в мае, через несколько игровых часов, на игрока свалятся последствия в виде войны, подарка или избыточного внимания полиции, от которого будет не скрыться. Принял решение помочь товарищу спрятать алкоголь на своем складе? А он возьмет и сдаст тебя полиции. Отмазывайся потом, что водка не водка и склад вообще не твой, а подбросили! 

Менеджмент

Самая сладкая, глубокая и комплексная часть игры, ради которой игре простить можно многое. Менеджмент империи работает не за счет глубины своих механик или каких-то глубоких продуманных систем, а за счет количества этих систем, как они связаны друг с другом, вписаны в сеттинг и согласованы с остальными геймплейными элементами. 

Обзор Empire of Sin - глубокая, разнообразная стратегия, которую ломают баги

Главное во времена сухого закона - это алкоголь и работает он и как смазка, и как топливо для всех бизнесов в преступной империи. Алкоголь нужен увеселительным заведениям, борделям и казино. Есть алкоголь - идут заработки, алкоголя нет - нету и денег. Для этого нужно строить и содержать заведения, этот алкоголь производящие, улучшать их и обеспечивать защиту. В игре есть несколько типов алкоголя разной стоимости. В одних районах любят алкоголь подороже, а в других - подешевле. Получается удовлетворить спрос - заработки будут выше. Предоставил покупателям приятную атмосферу и качественный виски - позаботься о других видах досуга. Что хочет бухой американец больше всего? Правильно, хорошего *****, простите, секса - будь добр строить рядом бордели, а после борделей обязательно стоит забежать в казино и сыграть в карты. Синергия - залог успешного бизнеса. И каждый тип бизнеса требует особого подхода. Казино может приносить одни убытки, но это не беда - всегда можно увеличить шансы на победу, подкорректировав пару деталей. Главное, чтобы покупатели с пистолетами тебя на этом не поймали. 

Полиции тоже интересны бизнесы игрока и во избежание рейдов нужно подкупать полицейских или время от времени закрывать бизнесы, пока не поутихнет полицейская активность на районе. Высокая гангстерская активность, войны и “пожары” привлекут внимание полиции к данном району и увеличат частоту рейдов. Случайные ивенты тоже в этом помогут - к игроку может подойти патрульный с просьбой построить “полицейский паб”, где копы будут себя чувствовать комфортно. Это обеспечит игрока гарантией, что на этот бар не будет рейда, да и отношения с полицией улучшит - но как на это посмотрят его товарищи и конкуренты? А не крыса ли ты, братец? 

Обзор Empire of Sin - глубокая, разнообразная стратегия, которую ломают баги

Отношения между бандами очень хрупкие - они могут дружить друг с другом, враждовать, заключать торговые сделки, сделки по защите. Отожмешь не тот паб - к тебе придет товарищ владельца и потребует заплатить 50 тысяч за оскорбление, иначе - война. Вражеские банды могут начать заманивать тебя на войну - отправят по твоему району патрули, ты эти патрули уничтожишь и тут к тебе постучится в дверь злой мексиканец и спросит, какого фига ты просто так на них нападаешь. А потом войну тебе бросят, их друзья поддержку окажут, а ты еще и не прав окажешься за проявление агрессии. Как круто работает система войн! Вражеская банда отправляет в твой район группу бандитов для атаки бизнеса. Защитить бизнес силами охраны вряд ли получится - атакующие группы всегда очень сильны и многочисленны, отчего приходится мониторить карту и смотреть, чтобы никто на твой район на забрел и устранять атаки до того, как они доберутся до твоих бизнесов. Иначе сожгут и потеряешь все инвестиции, а могут просто отжать или разграбить. Атаковать можно вражеские бизнесы таким же образом - заехал на чужой район, сжег пивоварню и взорвал казино. Или просто устроил “проезд” по району и вычистил район от вражеских патрулей и охранников. Главное не делать это на виду у патрульных - убийство полицейских ведет к очень, очень неприятным последствиям.

Помимо вышеуказанных систем в игре присутствует еще море различных механик: можно назначать гангстеров на разные роли, включая кротом во вражескую группировку, повышать до лейтенантов и сажать управлять районом. Можно заказывать убийства гангстеров у дружественных банд, включая убийства игровых персонажей. Можно маскировать дешевое пойло за качественный алкоголь и ИИ может сделать это с игроком - покупаешь у него 100 ящиков виски, а получаешь 100 ящиков ослиной мочи. Когда находишься в трудной ситуации, это сильно бьет по бизнесу и прямо таки разбивает сердце! Аналогичным образом можно сварить ядовитого алкоголя, от которого покупатели будут умирать, и продать его бандитам под видом качественного, что сильно ударит по экономике врага, разрушит их бизнес и привлечет внимание полиции. Ваши бары не выдерживают конкуренции с барами соседствующей группировки? Лучший выход - саботаж! 

Процедурная генерация

Обзор Empire of Sin - глубокая, разнообразная стратегия, которую ломают баги

Интерес к игре разработчики поддерживают при помощи случайной генерации локаций, баланса сил, взаимоотношений между различными группировками, случайными ивентами, квестами и общей реиграбельностью. Случайные ивенты по большей части достаточно серьезно влияют на баланс сил - сделав выбор, игрок может сильно подпортить отношения с персонажами, фракциями или получить удар по экономике. Один из ивентов, которые я получил на ранней стадии игры был про музыкантов, которые пришли ко мне и потребовали бонуса. Выбор: потерять 5000 долларов и повысить репутацию, отказать и потерять в бизнесе или сломать им руки, потерять апгрейды “обстановки” на нескольких заведениях и получить новый статус/перк. Откажешь полицейскому, который требует у тебя настучать на другого босса - и тебя объявят  главным врагом общества и устроят на тебя охоту. Настучишь полицейским - гарантировано испортишь себе репутацию со всеми бандами в игре, так еще и сопартийцы могут от тебя сбежать. Порой заставляют сделать “выбор Софи”.

Сам город в игре построен ручками и разделен на несколько районов. Во время создания сессии игрок выбирает, сколько районов будет использоваться, сколько крупных и сколько мелких фракций будет представлено. Положение сил генерируется рандомно с учетом “исторических” деталей, когда, скажем, Капоне строил свою империю начиная с определенного района Чикаго - в игре он будет начинать там же. Каждое здание в игре может быть бизнесом: скажем, из 100 зданий в районе 30 будут доступны для рэкетов и бизнеса. Какие именно - решать господину рандому. Отчего играешь все в том же Чикаго, но направление развития всегда будет меняться, да и город будет выглядеть иначе в каждой новой сессии.

Итого

Обзор Empire of Sin - глубокая, разнообразная стратегия, которую ломают баги

В сумме своих компонентов игра выглядит абсолютно шикарно: на слабости, условности и упрощения быстро закрываешь глаза и растворяешься в бандитских разборках 1920-х годов. Однако у игры присутствуют очень серьезные недостатки, которые рушат наслаждение от игры. Во-первых, отсутствие объяснений. В игре присутствует очень много скрытых механик, шорткатов и манипуляций, информации о которых игра не предоставляет вообще. Серьезно, за время игры в Empire of Sin я несколько раз спрашивал разработчиков о том, как работают геймплейные механики, ибо в игре никаких объяснений просто нет. 

Например тот факт, что каждый персонаж отвечает за себя нигде не упоминается. Если ты обвел всех рамочкой и отправил говорить с НПЦ, говорить будет только лидер группы. Тебе нужно рукой выбрать персонажа, который задействован в квесте и использовать для диалогов его. Если с квестами после первой ошибки это раскусываешь, то о взаимодействии с более глубокими системами даже не думаешь. Например, в игре можно назначать лейтенантов, которые будут сидеть за большим столом и руководить всеми бизнесами в районе. Стать лейтенантом может гангстер определенного ранга и уровня лояльности. Если захватываешь базу врага или открываешь свою (одна на район), игра заставляет посадить за стол лейтенанта. Но если у игрока нет свободных персонажей требуемого ранга, предложения назначить лейтенанта не будет и за столом никто сидеть не будет. А как это сделать потом, когда подтянешь персонажей до нужного ранга? Нужно выделить этого персонажа, нажать на "стол босса" ПКМ и выбрать кнопку “назначить”. Но об этом функционале даже и не думаешь, ибо все меню менеджмента доступны через панель интерфейса - ни одно другое действие на базе не требует взаимодействия с элементами интерьера! И подсказок никаких просто нет. Я об этом функционале узнал на 10 часу игры, когда игра предложила квест “назначить одного лейтенанта” - как это сделать пришлось спрашивать у разработчиков!

Интерфейс организован просто неудобно. Есть нужные варианты сортировки бизнесов, есть много ненужных, а еще не хватает много важных. Я хочу отсортировать по открытым/закрытым бизнесам или риску полицейских рейдов, а не могу - нужно руками заходить в каждый бизнес и перебирать несколько окон, чтобы найти нужный функционал. Когда у тебя несколько десятков различных бизнесов, заниматься менеджментом становится очень и очень муторно. В игре есть много удобных срезок, но они запрятаны за неудобное управление и функционал, да и всех проблем интерфейса не решают. 

Обзор Empire of Sin - глубокая, разнообразная стратегия, которую ломают баги

В игре многовато багов, многие пофиксят в патче первого дня, но по итогу все равно игроки найдут кучу проблем. Если уж пара десятков обзорщиков из одного дискорда умудряются по 5 серьезных багов в день репортить, то что будет на релизе с тысячами игроков? С оптимизацией, к счастью, полный порядок. Все загрузки просто моментальные, производительность отличная - тут я придраться не могу. Связано ли это с тем, что у меня Intel Core i7-10700K и NVIDIA GeForce 3070 Founders в ПК стоят - не могу сказать, но счетчик FPS переваливает за 300. 

Но самая, самая, самая большая проблема игры - это искусственный интеллект, а точнее его отсутствие. В боях противник жутко тупит, в политике жутко тупит, в создании и поддержании отношений жутко тупит. Игра содержит десятки взаимодействующих друг с другом факторов, которые влияют на отношения между бандами: уровень угрозы, баланс сил, контроль алкоголя, показатели мощи и т.д., но они просто не работают из-за тупости ИИ. Мелкий гангстер может объявить тебе войну, когда ты контролируешь весь район, пошлет на тебя одну группу, ты ее уничтожишь и он сразу предлагает перемирие и откупается при помощи 1000 бочек самогона. Ты что, дурак? И эта тупость распространяется абсолютно на все, из-за чего логически организовать развитие собственной империи не получится - ИИ будет вставлять палки в колеса своей тупостью.

Еще один большой минус лежит в том, насколько сильно все завязано на боевом решении проблем. В игре заложен функционал “торговли” бизнесами, но, скажем, потребовать кусок территории за перемирие не получится. Все бизнесы нужно отбивать силой, отчего игра вроде и меняется и склоняется больше в пользу менеджмента с каждым проведенным в игре часом, но воевать все равно нужно много. А как твоей силы начнут все бояться, то и отношения с другими бандами сильно ухудшатся, что заставляет тупой ИИ объявить тебе войну. Когда у тебя под контролем сотня рэкетов, защищаться очень уныло, а делать все приходится ручками. Победил вражескую группу и через полтора часа они снова захотят с тобой подраться - баланс лейт гейма нужно менять.

***

Обзор Empire of Sin - глубокая, разнообразная стратегия, которую ломают баги

Играть в Empire of Sin мне жутко понравилось! Я влюблен! Баланс между всеми элементами игры выдержан шикарно и все они работают, как надо. У Romero Games получилась очень качественная, интересная стратегия. Но сломанный баланс и все компоненты ИИ саботируют геймплей. Как по итогу игру оценивать? Десятка за великолепный геймплей, минус балл за индюшатину всего и вся - графики, озвучки, музыки, дизайна; еще минус балл за неудобный интерфейс и отсутствие удобств менеджмента империи на поздних стадиях игры. По-хорошему еще за баги надо балл снять, но игра значительно лучше 7/10! На сегодняшний день я рекомендую игру только для ознакомления, чтобы разобраться в механиках, распробовать пойло времен сухого закона и отложить игру до фикса багов и ИИ. А от меня - 8/10, авансом.

Плюсы:

  • Огромное количество интересных механик
  • RPG-составляющая с сюжетом и десятками уникальных персонажей
  • Интересный и глубокий менеджмент империи
  • Возможность расстрелять Альфонсо Капоне из томми-гана

Минусы:

  • Баги, тупейший ИИ
  • Малая вариативность в музыке, репликах и диалогах

8/10

Такая игра останется в вашей памяти надолго. Она обязательна к прохождению, ведь разработчики вложили в нее душу. Неважно, какого она жанра, — игра вызывает острое желание вернуться к ней еще раз. Это не обязательно будет ААА-блокбастер. Произведением искусства может стать и обычная инди-игра. Главное — в ней продумано все до мелочей. А если что-то и упустили, то оно абсолютно не имеет значения. Отличная игра отлична во всем!

Другие публикации по теме
Джон Ромеро, ты подвел Paradox! Издатель разочарован Empire of Sin, но все равно ее не бросит
Джон Ромеро, ты подвел Paradox! Издатель разочарован Empire of Sin, но все равно ее не бросит
Что уж говорить о фиаско с Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2.
23 февраля 2021
2764
8
Форум
Empire of Sin — Грамотное ведение бизнеса - залог успеха мафии
Empire of Sin — Грамотное ведение бизнеса - залог успеха мафии
Чем заняться гангстерам во время сухого закона? Торговать алкоголем из-под полы, конечно же.
25 ноября 2020
1789
6
Форум
Empire of Sin — Ролевые элементы: классы, характеристики и умения
Empire of Sin — Ролевые элементы: классы, характеристики и умения
Гангстерская стратегия Джона Ромеро не обошлась без аспектов, присущих RPG.
18 ноября 2020
2327
6
Форум
Пользователи:
Оценка редакции: