Обзор

Обзор Humankind - новый эталон жанра 4X

Грандиозное разнообразие и бесконечная реиграбельность

12699
37

Когда-то давно сформировался жанр глобальных стратегических игр, именуемый Grand Strategy Games или просто GSG, знакомый игрокам по трем разительно отличающимся сериям стратегических игр: серии Total War, играм от Paradox и серии Civilization. Время от времени кто-то навязывает трем гигантам борьбу, или переносит ее в космос (Galactic Civilization, Sins of a Solar Empire), но по большей части конкурентов у этих трех серий нет, или точнее - не было. Total War как была единственной в своем роде, так ею и остается, игры от Paradox просто не имеют аналогов, а вот с Цивилизацией все не так просто. Именно у Civilization было больше всего конкурентов, да разработчик из Firaxis начал сдавать позиции, пока во Франции уже больше десяти лет растет и развивается Amplitude Studios. 

Начали Amplitude одновременно амбициозно и скромно - с разработки собственной вселенной Endless, и хоть и работающими в том же поджанре играми, что и Цивилизация, но не претендуя на лавры классики. До недавних пор, когда с поддержкой SEGA французы решились на создание игры своей мечты и того самого Civ-killer проекта - Humankind. Фанаты Цивилизации и 4Х стратегий затерли легендарные Civ IV и Civ V до дыр, а с тех пор Firaxis не предложили стоящих альтернатив. Amplitude Studios же готовы стать тем самым наследником, которого так долго ждали.

Обзор Humankind - новый эталон жанра 4X

Humankind вмещает в себя десятилетний опыт разработки глобальных стратегий Amplitude, их оригинальные и отработанные идеи и решения с традиционным реалистичным сеттингом Цивилизации и фишкой смешения культур от эпохи к эпохе. Вместо выбора определенной нации с определенными особенностям на старте, все игроки начинают группой дикарей в эре Неолита, исследуя территории вокруг точки спавна в поиске лучшего места для основания первого поселения. Увеличил население до пяти человек или собрал достаточно информации об окружающем мире - добро пожаловать в Древнюю эру, где можно выбрать свою первую культуру. Только засиживаться не стоит - культуры разбирают как горячие пирожки, по принципу “кто успел”. 

Все культуры делятся на 7 групп, каждая с упором в свое направление развития: экспансия, война, агрикультура, индустрия, влияние, финансы и наука. Культурное развитие и прогресс по игре оцениваются очками славы в каждом из семи направлений с бонусом за прогресс по ветке развития, родной для культуры. Монголы получают больше очков за экспансию, Египтяне - за строительство, а Греки - за научные свершения. Для перехода в следующую эру нужно заработать 7 звезд, каждая из которых представляет собой одну из целей в каждом из направлений: построить n районов, иметь n населения или победить в n битвах, изучить n технологий. Но сфокусироваться только на одном направлении не получится - в каждой эре можно заработать до 3 звезд в каждом из направлений: за изучение 7, 10 и 12 технологий или заработке 3000, 5000 и 7000 тысяч валюты и т.п. Даже воинственным культурам придется совмещать как минимум 3 направления, собирая звезды со всех сторон. 

Обзор Humankind - новый эталон жанра 4X

В каждой эре разработчики выбрали ряд культур из выбранного временного периода, отражающий ту или иную направленность. В древнем мире строителей представляет Египет, в классической эре - Майя, в средние века это Кхмеры и т.д. Каждая из культур предоставляет уникальные бонусы, строения и юниты, и эти бонусы очень и очень сильны. Одни направления сильнее в средние века и слабее в классическую эру, другие - наоборот. Одна из больших проблем Цивилизации была мета, которую даже гуглить не надо - выбираешь ту или иную сильную нацию и отыгрываешь ее определенным образом, чтобы получить максимум преимущества. Humankind предлагает в разы больше выбора и заставляет играть вокруг точки спавна, эффективности развития, наличия тех или иных ресурсов и постоянно меняющихся факторов. Заспавнился в пустыне - еды будет мало, смысла брать агрикультурную культуру немного - здесь лучше упор в экспансию, деньги или производство делать. Повезло с ресурсами? Наладил дипломатические отношения с соседями? Выбираем торговую культуру, которая умеет ставить экстракторы ресурсов соседям и получает огромные бонусы с торговых отношений. Каждая из веток развития и каждая нация ощущаются имбовыми, когда окружение соответствует, а если не соответствует - превозмогать и готовиться к следующей эре.

Разбираться в особенностях и учиться играть эффективно придется долго - я потратил порядка 20 часов без учета бета-тестов, на которых наиграл еще больше, чтобы понять как эффективно развиваться и играть против “среднего” ИИ. Humankind содержит очень много нюансов и альтернативных путей развития, позволяющих максимизировать точку спавна, географию уровня, расположение соседей и многое другое. Баланс игры, баланс культур и их уникальные особенности позволяют создать множество непохожих друг на друга партий за счет таких простых элементов случайной генерации, как поведение ИИ, спавн ресурсов, ландшафт, доступ к морю и тому подобное.

Обзор Humankind - новый эталон жанра 4X

Основные элементы Humankind традиционны для жанра - древо науки, торговля, дипломатия, постройка города, с использованием привычных для игр Amplitude фишек. Начиная с системы районов города. В каждом городе есть центр, в котором можно строить уникальные здания, но уместить в центре города можно только определенное количество населения - чтобы оно продолжало расти и было где жить, нужно расширяться вширь, добавляя к городу различные районы, производящие тот или иной ресурс. Так как клетки дают разные бонусы к производству ресурсов, на одних участках хорошо строить фермы, на других - заводы, а на третьих - финансовые кварталы. Пристраивая районы друг к другу можно добиваться синергии, дающей еще больше бонусов. Однако рост города сопровождается понижением стабильности - жители недовольны быстрой экспансией и нужно им угождать различными методами: религией, определенными законодательными актами, специальными зданиями и жилыми кварталами, не производящими никаких ресурсов. 

Второе больше отличие от Civ - это система регионов. Вся карта поделена на отдельные регионы, на которых может находиться по одному городу или поселению. К городами можно присоединять соседние регионы, объединяя население и разработку ресурсов. Таким образом игроку предоставлена возможность выбора: руководить одним большим городом или несколькими маленькими, а впоследствии всегда можно объединить все в один большой мегаполис на 200 кварталов и округов. Ограничения в стабильности (настроении жителей), максимальном количестве городов, а также размере и географии мира заставляют играть по-разному, в одних случаях фокусируясь на развитии городов в разных точках света, в других - росте одного большого мегаполиса. Хочется поставить аванпост где-то вдалеке от собственных границ - пожалуйста, совсем не обязательно превращать его в город, ему тоже можно найти применение: препятствовать экспансии соседей, забить важный выход в море, отхапать себе ресурсов и т.д.

Обзор Humankind - новый эталон жанра 4X

Боевая составляющая сделала большой шаг вперед относительно того, что мы видели в играх серии Civ и собственных проектах Amplitude (Endless Space, Endless Legend). Битвы происходят на ландшафте мировой карты, в зависимости от направления атаки и расположения войск игрока формируется поле боя, с сохраненной географией карты и всеми постройками. Леса, линия обзора, преимущества в высоте и наличие защитных построек влияют на характеристики юнитов и исход боя. На лавры Total War Humankind не претендует, но боевая система предлагает интересный геймплей, который не обязательно скипать. Особенно во время осад, когда расположение районов и уровень защитных сооружений играют важную роль. Атакующим предстоит ломать стены, а защищающим - отбиваться от атак осаждающих. Битвы могут продолжаться несколько ходов, игрокам разрешено подводить подкрепления, строить осадные орудия, а разные типы юнитов имеют разные преимущества в битвах за города. Одни умеют перелезать через стены, другие - стрелять навесом за стены (мортиры и требушеты), а лес на подступах к городу поможет атакующим укрыться от стрел. Боевая система Humankind плотно перекликается со всеми остальными геймплейными элементами, заставляет игрока продумывать экспансию, расположение крепостей и даже строить и развивать приграничные города с расчетом на потенциальную агрессию со стороны соседа.

Обзор Humankind - новый эталон жанра 4X

Как вы уже могли заметить, описание уникальных особенностей игры и разнообразных элементов геймплея ведет меня к одному и тому же заключению - великому разнообразию Humankind. И это самая сильная сторона игры. Заспавнился в тундре, джунглях или пустыне - играть придется по-разному. Создал карту с парой больших континентов, множеством архипелагов или с несколькими неразведанными континентами - игра будет развиваться по разным сценариям. Разные культуры на разных этапах предлагают отличающиеся друг от друга стили игры. Начал в джунглях и решил пойти в агрикультуру, получил контроль над большим количеством ресурсов - выбрал торговую культуру на следующем этапе, но вот соседи начали поджимать, а сам достаточно окреп для войны - выбираем римлян и отправляемся создавать великую империю. Humankind предлагает потрясающее разнообразие стилей игры и сценариев развития, которого в Civilization просто не найти. 

И это я еще не говорил о дипломатии, законодательстве, культурном и религиозном влиянии. Можно устраивать крестовые походы на соседей, сжигать церкви и города, разрушать чужие чудеса света, устраивать торговые блокады, проводить тесты ядерного оружия, запускать спутники, сбрасывать бомбы на соседей и устроить ядерный апокалипсис. А благодаря нескольким открытым и закрытым тестам, плотной работе с фанатами и грамотному подходу к разработке, Amplitude удалось подготовить к релизу по большей части сбалансированную игру. В день релиза выйдет патч первого дня, исправляющий различные баги и проблемы, которые мне встречались, но починить удастся не все.

Обзор Humankind - новый эталон жанра 4X

Какой бы хорошей ни была Humankind, недостатки у игры тоже есть. Хотелось бы видеть больше вариантов в создании мира и настройке сложности и поведения ИИ. Сейчас ИИ оппоненты формируются аватарами, которыми можно делиться с друзьями и делать самому, но на это нужно потратить время - хотелось бы просто нажать кнопку “рандом” и получить случайных ИИ оппонентов. Сам ИИ достаточно хорошо играет в первые 3-4 эры, а потом начинает безбожно отставать от игрока, что типично для жанра. С живыми игроками играть намного интереснее, но для этого нужно искать партии, договариваться с друзьями и отводить под это дело несколько часов. Благо присутствуют “быстрые” режимы игры, где игра проходит всего за пару-тройку часов. Баги есть, и многие ломают игру: одна катка у меня просто зависла и отказывалась перейти на следующий ход, а в других встречались те или иные серьезные баги и неработающие механики, серьезно влияющие на геймплей.

Никаких заранее придуманных карт нет - только генератор случайных карт на основе разных параметров. Присутствует редактор карт и после релиза будет много чего интересного, но хотелось бы “из коробки” получить ряд заготовленных сценариев. Со стороны производительности вроде и хорошо, и плохо. Сама производительность на максимальных настройках очень не очень - даже на системе с Intel Core i7-11700K и ROG Radeon RX 6800 XT Strix в 1080p разрешении можно увидеть просадки FPS ниже 80, однако понижение графических настроек серьезно улучшает производительность. Но что самое главное - ИИ ходят очень и очень быстро. Время хода даже на поздних стадиях игры на большой карте с 7 ИИ редко превышает 10 секунд. 

Обзор Humankind - новый эталон жанра 4X

Как много проблем разработчики успеют исправить в патче первого дня - неясно, но что очевидно - игра получит продолжительную поддержку после релиза как со стороны разработчиков, так и игроков. Amplitude долго развивают свои игры и выпускают многочисленные DLC с новыми геймплейными механиками, сюжетами, кампаниями и играбельными расами, продолжают фиксить баги и корректировать баланс, прислушиваясь к мнению игроков. Как точно будет выглядеть модостроение еще не ясно, но разработчики обещают широкий набор инструментов, позволяющий серьезно перерабатывать внешний вид и геймплейные элементы. Может и Warhammer из Humankind кто сделает. Редактор карт, уже есть, он полноценный и удобный для использования - набросать карту Средиземья можно будет за один вечер. 

В общем, Humankind - это лучшее, что случилось с жанром со времен Civ 4. Колоссальное разнообразие, высокая реиграбельность и неплохой для жанра баланс с множеством уникальных, свежих и работающих игровых механик, позволяющих отыгрывать огромное количество ролей. Всем фанатам 4X и Civ Humankind обязательна к ознакомлению, но стоит учитывать несколько вещей. Во-первых - баги, они будут  и некоторые просто ломают существующие геймплейные механики. Во-вторых - игру будут развивать и вылизывать долгие годы, предлагая к покупке многочисленные DLC. Amplitude не Парадоксы с игровыми паками за $1000, но под началом SEGA платные DLC гарантированы. И это все. Я больше не могу придумать никаких недостатков. После двух десятков часов игры, оценив всю широту возможностей и бесконечную реиграбельность Humankind, я бросил деньгами в монитор и предзаказал игру на свой личный аккаунт.

Релиз игры состоится завтра, 17 августа, в Steam и XBOX Game Pass, где игра будет доступна по подписке с первого дня. Именно так, легально поиграть в Humankind можно за сущие копейки. 

Обзор Humankind - новый эталон жанра 4X

Плюсы:

  • Колоссальное разнообразие
  • Приятный графический стиль
  • Качественный баланс
  • Огромное количество контента
  • Широкие возможности для ролевого отыгрыша

Минусы:

  • Баги

9/10 

Другие публикации по теме
Сразу два обновления стратегии Humankind выйдет в сентябре
Сразу два обновления стратегии Humankind выйдет в сентябре
Уже в сентябре глобальная стратегия Humankind от студии Amplitude получит долгожданное крупное контентное обновление.
31 августа 2023
1791
3
Форум
Историческая стратегия Humankind получила первое крупное DLC Together We Rule
Историческая стратегия Humankind получила первое крупное DLC Together We Rule
В течение года Humankind получала различные обновления и небольшие дополнения, но теперь издатель SEGA и разработчик Amplitude Studios выпустили первое крупное DLC Together We Rule для этой исторической пошаговой 4Х-стратегии.
10 ноября 2022
1951
0
Форум
Разработчики рассказали больше подробностей грядущего обновления для глобальной стратегии Humankind
Разработчики рассказали больше подробностей грядущего обновления для глобальной стратегии Humankind
Студия AMPLITUDE поделилась подробностями обновления “Вместе мы правим” (Together We Rule) для своей глобальной стратегии Humankind. Это DLC добавит в игру агентов, которые предпочитают решать вопросы через шпионские сети или культурное влияние.
8 октября 2022
2099
1
Форум
Пользователи:
Оценка редакции: