Обзор

Обзор Tormented Souls на Nintendo Switch

Как сделать захватывающий Survival Horror в 2022 году, используя геймплейные элементы из 2001

2565
0

Последнее десятилетие жанр хоррор-игр оккупировали одни бродилки, да игры в кошки-мышки с маньяками, весь геймплей в которых заключается в беготне от одной точки интереса к другой с просмотром кат-сцен и редкими скримерами во время этих забегов. Геймплея в таких играх практически нет: прячься от страшилок, читай записки и смотри мультики. Не поймите меня неправильно, я нисколько не против интерактивных иммерсивных ужастиков, основная цель которых - рассказать жуткую историю, но куда делись все остальные типы хорроров? Что с жанром приключенческих ужастиков? Экшен-ужастиков? Успех последних частей Resident Evil и серии Evil Within наглядно показывает, что игроки соскучились по классическим проектам жанра Survival Horror, но все что видят разработчики - это бродилки, скримеры и кошки-мышки. 

К счастью, раз в пару лет какая-нибудь инди-студия да ворвется на сцену с релизом хорошей хоррор адвенчуры, и в 2021 году такой игрой стала Tormented Souls. Релиз игры в Steam в прошел достаточно тихо, хотя игра и собрала высокие оценки критиков и игроков. Ввиду отсутствия заметной рекламной кампании проект прошел мимо меня на релизе и узнал я о нем только с анонсом консольных версий игры. И вот в апреле этого года состоялся релиз Tormented Souls на приставках текущего поколения - Xbox Series S/X, Playstation 5 и Nintendo Switch, ради которой я и решил подождать с Tormented Souls. Классический Survival Horror в лучших традициях Resident Evil и Fatal Frame на портативной консоли с OLED-экраном? Дайте два!

Обзор Tormented Souls на Nintendo Switch

Tormented Souls рассказывает историю некой молодой девушки Каролины, которая получила по почте странную фотографию двух девочек-близняшек с адресом некоего полузаброшенного особняка на обратной стороне. Фотография вызвала у Каролины ночные кошмары, постоянное беспокойство и странную тягу к раскрытию тайны, скрывающейся за фотографией. Каролина отправляется в этот особняк, который был переоборудован в небольшую клинику, и первое, что с ней происходит - ее вырубают ударом по затылку. Просыпается она уже без правого глаза, подключенная к аппарату ИВЛ. Что? Как? Зачем? Почему? Это и предстоит выяснить игроку в Tormented Souls. 

Сюжетно игра одновременно ощущается сатирой на классические хорроры с глупыми диалогами и до забавного странными игровыми ситуациями, когда ГГ оказывается просто не способна мыслить аналитически, и серьезным произведением на классическую тему в жанре ужасов. Жуткий священник освящает труп в заброшенной и населенной монстрами клинике? Нормальная ситуация, нет времени для паники, наверное он хороший парень и точно ничего не знает о происходящем вокруг кошмаре. При этом сам сюжет и его реализация в рамках геймплея очень хороши и максимально серьезны. Вдаваться в подробности не буду, дабы не испортить вам удовольствия, но все получается логично, жутко и интересно.

Как и полагается, большая часть истории рассказывается в виде дневников и записок, но и само расследование игрока, исследование интерьеров и взаимодействие с миром игры сплетают хоть и стандартную для жанра, но мастерски связанную историю, в которую глубоко погружаешься и стараешься завершить за один присест. Основное удовольствие от истории лежит в том, как она вплетена в один из основных элементов геймплея Tormented Souls - пазлы и ребусы, которые являются неотъемлемой частью жанра Survival Horror. 

Обзор Tormented Souls на Nintendo Switch

Tormented Souls - ретро-игра во всех отношениях: статичная камера, деревянное управление, древняя боевая система, неудобный интерфейс времен PS1 и экраны загрузки во время перехода между комнатами. На первый взгляд кажется, что разработчики перепутали 2001 и 2021, но уже спустя несколько минут игры все встает на свои места. Все эти ретро-элементы дизайна, от которых современный геймдев успел уйти далеко вперед, служат не только для создания чувства ностальгии, но и для реализации конкретных геймплейных решений, которые используют неудобства классических игр в виде оригинальных геймплейных элементов. Эдакий пост-модернизм.

Обзор Tormented Souls на Nintendo Switch

Во-первых - статичная камера, с любовью подвешенная таким образом, чтобы игрок видел ровно то, что хотят разработчики под лучшим для этого углом. Используют ее для того, чтобы поместить в центр кадра определенные элементы мира игры и сфокусировать на них внимание игрока. Эдакий режиссерский прием, позволяющий оценить дизайнерские решения разработчиков и насладиться атмосферой игры в полной мере. Подобный подход помогает  добиться очень интересного результата в паре с другим важным элементом геймплея - темнотой. 

Обзор Tormented Souls на Nintendo Switch

В чем, собственно, соль? Когда мы смотрим на мир игры от первого или третьего лица, весь ужас происходит только там, куда смотрит игрок, и для создания “скриптовых” ситуаций приходится манипулировать дизайном уровней, гарантируя, что игрок обязательно посмотрит в нужном разработчикам направлении, что ограничивает применение скримеров и прочих интересностей коридорами, дверями и кат-сценами, в которых игрок теряет контроль над камерой. 

В Tormented Souls основным источником света на протяжение большей части игры является зажигалка, которая подсвечивает пространство в радиусе вокруг игрока. Разработчики умело рассыпают различный мусор, вроде скамеек, поваленных шкафов, больничных коек и прочих элементов интерьера по локациям, организуя маршрут игрока внутри помещений, что вместе с зажигалкой и статичной камерой создает больше возможностей напугать игрока внезапно выскочившим монстром или выпадающим из шкафа трупом. Большую часть радости в этом контексте игрок получает не от скримеров, а именно от компонента исследования мира игры: тусклый свет зажигалки заставляет игрока проверять каждый непонятный объект более пристально, осторожно и интимно, что играет на руку атмосфере и темпу игры.

Во-вторых - интерфейс, с любовью портированный из ваших любимых хорроров конца 90-х. Реализация, однако, совсем не такая простая, как двадцать лет назад. Во главу угла ставится интерактивность и возможность взаимодействия с ключевыми предметами. Взять в руки часы, покрутить в руках, открыть крышку, прочитать подсказку, покрутить время и открыть потайное отделение. Концепт не новый и часто применяемый в хоррор-играх, но Tormented Souls его реализует на полную - практически все задачки и ребусы выстраиваются вокруг использования инвентаря и интерфейса взаимодействия с предметами, включая объекты на уровне. Где-то нужно просто дернуть за ручку, где-то сначала открыть замок, где-то раздобыть особый предмет, чтобы подобраться к замку, затем разгадать ребус для его открытия и внутри обнаружить ключевой предмет. И “неудобный” интерфейс, позволяющий поэтапно и медленно взаимодействовать с предметами прекрасно вписывается в общий концепт. 

Обзор Tormented Souls на Nintendo Switch

То же самое касается и устаревшей боевой системы, работающей по принципу прицелился, выстрелил, и отпрыгнул от врага, если он подошел слишком близко. В теории банальная и неинтересная система в Tormented Souls преображается. Часть схваток с врагами усложнена положением камеры - игрок слышит, но не видит врага, пока не подойдет к нему слишком близко - тогда придется искать часть локации с удобно расположенной камерой, чтобы можно было держать столкновение под контролем. У игрока есть возможность использовать только один предмет - в руках героини может быть либо зажигалка, освещающая окружение, либо что-то еще. Темнота убивает, и в ней игрок не может делать ничего. Как убивать монстров в темноте? Зажигать канделябры со свечами. Заходишь в темную локацию, бегаешь по комнате от монстров и ищешь свечи, зажигаешь их, отходишь к удобной позиции и переключаешься на оружие. Патронов, естественно, не всегда хватает - а если их усиленно по ходу игры не экономить, то на финальной стадии сюжета будет тяжко. Тут приходится где-то применять ломик, где-то просто оббегать врагов и не тратить на них патроны. Ничего шибко оригинального разработчики не сделали, но при этом боевка не надоедает до самого финала.

Но самая главная часть игры - ребусы, задачки и исследования - выполнены на 5+. В том плане, что нужно быть отличником в решении ребусов, чтобы разобраться с некоторыми игровыми задачками. И проблема не в дизайне, а в банальной сложности этих ребусов. Когда прочитаешь подсказку в интернете - все становится логично и понятно, ребус решается, на лице появляется улыбка и все встает на свои места, буквально. По большей части в игре все логично, понятно и просто: получил новый предмет и сразу знаешь в какой части уровня и каким образом его нужно применить - бежишь к новому ранее закрытому региону, проходишь его, получаешь что-то еще и бежишь в другую часть особняка. Подавляющее большинство задачек построено очень грамотно: логика игрока подсказывает, что нужно сделать, вспоминаешь как работает игровая механика, начинаешь изучать предмет и играться с ним, перечитываешь лежащую рядом записку и додумываешься до решения. Один из самых эмоционально вознаграждающих геймплейных элементов в играх вообще. Обожаю. 

Обзор Tormented Souls на Nintendo Switch

Но потом доходишь до задачки с часами. Есть часы, на них нужно выставить определенные дату и время. Какие? Хрен его знает. Вот нашел ты две записи в дневниках с разными датами, а время какое? Побегал по комнате - в них странные картины ангелов, с которыми нельзя взаимодействовать. В чем прикол? В чем логика? Никаких новых или подходящих предметов для взаимодействия с напольными часами с кукушкой у меня нет, я знаю что мне нужно найти в этой комнате нечто круглое, чтобы использовать в виде глаза в другой задачке. Логика игры мне подсказывает, что ответ лежит именно в этой комнате и касается либо дневников, либо картин, либо вместе взятых. Ответ? Одна из картин изображает событие с известной датой, другие три картины содержат ангелов, сражающих демонов при помощи колющего оружия и угол их копья на картине соответствует углу стрелки часов. Как до этого додуматься человеку в 2022 году, который отвык от сложных квестов и ребусов в играх? Приходится лезть в интернет и портить себе настроение, потому что ты слишком тупой для этой игры. А потом ты встречаешь музыкальный пазл, который требует от игрока слуха и базового понимания нотации, чтобы повторить услышанную мелодию. Ага, удачи. 

И это единственный недостаток Tormented Souls. Остальные неудобства касаются именно версии для Nintendo Switch. Игра построена на Unity, который, как мы знаем, совсем непросто оптимизировать для слабого железа, особенно когда этим занимается маленькая студия с ограниченным опытом. Как итог - низкое разрешение, длинные экраны загрузки (включая загрузку во время взаимодействия с предметами или картой), низкий FPS в кат-сценах и даже редкие вылеты из игры. И если низкое разрешение особо не раздражает - игра все равно стилизована под ретро, то длинные загрузки быстро надоедают. Тем не менее избегать игры на Nintendo Switch не стоит - более того, на мой взгляд OLED-версия консоли является лучшей платформой для Tormented Souls. Великолепная контрастность экрана является идеальным канвасом для презентации черных теней и уголков мира Tormented Souls, а возможность играть лежа на кровати прекрасно сочетается с медленным и размеренным темпом игры. Ради такого я готов пожертвовать производительностью, внешним видом и парой вылетов за прохождение.

Обзор Tormented Souls на Nintendo Switch

По итогу, Tormented Souls показывает, как нужно делать Survival Horror в 2022 году - ни один из ретро-элементов игры не вызывает раздражения, а напротив позволяет оригинально и интересно реализовать задумки разработчиков. Продолжительность игры в 5-6 часов и прекрасный баланс геймплейных элементов побуждают пройти игру если не за вечер, то за два, получив море удовольствия и отправившись в гугл с запросом “игры, похожие на Tormented Souls” за добавкой. Игр таких, к сожалению, практически нет, о чем я продолжаю сожалеть, тяжело вздыхая по временами Silent Hill, Fatal Frame, Obscure, Resident Evil и других великолепных приключенческих хорроров. Остается только в малых дозах потреблять такие бриллианты, как Tormented Souls. 

Плюсы:

  • Великолепный геймплей
  • Интересный сюжет
  • Интересные ребусы и загадки

Минусы:

  • Некоторые загадки жутко сложные
  • Долгие загрузки на Nintendo Switch

8/10

Такая игра останется в вашей памяти надолго. Она обязательна к прохождению, ведь разработчики вложили в нее душу. Неважно, какого она жанра, — игра вызывает острое желание вернуться к ней еще раз. Это не обязательно будет ААА-блокбастер. Произведением искусства может стать и обычная инди-игра. Главное — в ней продумано все до мелочей. А если что-то и упустили, то оно абсолютно не имеет значения. Отличная игра отлична во всем!

Другие публикации по теме
Helldivers 2 не отпустила чарт продаж Steam
Helldivers 2 не отпустила чарт продаж Steam
Недели идут, но в чарте продаже Steam все стабильно — парадом командует Helldivers 2, уступившая лишь условно-бесплатным Counter-Strike 2 и PUBG. А вот следом по случаю дополнения примостилась Rimworld.
16 апреля в 22:07
1209
6
Форум
CDPR начала тест инструментария The Witcher 3 REDkit и подключила мастерскую Steam
CDPR начала тест инструментария The Witcher 3 REDkit и подключила мастерскую Steam
CD Projekt RED открыла в Steam страницу The Witcher 3 REDkit — официального инструмента для создания нового контента для экшен-RPG «Ведьмак 3: Дикая Охота».
16 апреля в 16:13
1116
2
Форум
В Steam начался фестиваль шутеров от первого лица со скидками и демоверсиями
В Steam начался фестиваль шутеров от первого лица со скидками и демоверсиями
В популярнейшем цифровом магазине видеоигр Steam начался фестиваль шутеров от первого лица, предназначенный для любителей пострелять в виртуальных мирах.
16 апреля в 12:30
1304
5
Форум