Spellforce 3 - RTS и RPG в одном флаконе [PC]
6 декабря 2017
26049
53
Создание гибридных игр - процесс непростой. Вместо продукта, в котором реализованы лучшие составляющие двух (или более) жанров может легко получиться продукт, в котором эти составляющие друг другу откровенно мешают, или просто не работают. И таких примеров масса. Примеров удачных намного меньше, и Spellforce, по моему мнению, один из них. Когда я очень давно увидел первую часть, то подумал "ничего себе, это даже не RTS/RPG, это RTS+RPG!" И действительно, концепция крайне удачно совмещала полноценный RPG-элемент с прокачкой, умениями, шмотом, исследованием мира и квестами, и полноценную RTS с постройкой базы, ресурсами, юнитами и отличающимися друг от друга фракциями. Можно было, например, создать танка, и идти в атаку при поддержке отряда лучников. Можно было создать мага и поливать заклинаниями из за спин мясных пехотинцев. Можно было сыграть только в RTS, или только в RPG, возможностей куча. И вдобавок, графика по тем временам была очень крутой.
Вторую часть я пропустил, не помню по какой причине, потому не могу сказать, является ли третья взлетом или падением по сравнению с ней, придется оценивать ее с нуля. Отсутствие громкого тайтла и популярной вселенной, конечно, несколько усложняет этой игре путь к всеобщей любви, придется выезжать на годных механиках, зато принадлежность к мертвому ныне жанру story-driven RTS, наоборот упрощает, ибо на безрыбье сами знаете, что соловей.
Визуально Spellforce 3 крайне напоминает Divinity 2, такой уютный фентезийный графический стиль, не хватающий звезд с неба, зато работающий на атмосферу. Если делать графику фентези максимально реалистичной, можно дойти до того, что она станет похожа на тусовку пъяных ролеплейщиков в подмосковном лесу, а это так себе. Дизайнеры тоже постарались - окружающий мир неплохо детализирован и анимирован, кусты шевелятся, водичка течет, всякие кабанчики бегают. Крепость выглядит мощно и неприступно, а суетящийся народец создает впечатление действительно густонаселенного центра социальной активности. Конечно, тут нет полноценной симуляции жизни, но то, что есть, с задачей справляется - игра не выглядит дешевыми декорациями, существующими только для того, чтобы тебе было где убивать мобов и продавать лут.
Детализация юнитов тоже неплоха. Все антропоморфны и пропорциональны, а не как в диснеевских мультиках, вся экипировка на персонажах отображается как надо, вот только камеру по сравнению с оригиналом подняли намного выше, и в бою из за этой самой пропорциональности и реалистичности деталей бывает сложно с ходу понять, кто есть кто, и кто кого бъет, и найти героев в куче обычных бойцов, а густая растительность не облегчает эту задачу. К счастью, спецэффекты тоже достаточно скромны и не загромождают экран, а для героев можно включить подсветку, так что привыкнуть можно. Пожалуй, спецэффекты даже слишком скромны, ибо хотелось бы, например, чтобы от фаерболов загоралась растительность, но вот как вспомню, в какую дичь превращалось поле боя в Divinity 2 уже на втором ходу... Бррр. Нет, пусть останется так.
Насчет оптимизации не могу чего то путного сказать, ибо мой компьютер слишком хорош для того, чтобы на нем что либо тормозило, скажу только, что игра через TeamViewer была достаточно бодрой, а это что то, да значит. Вот некоторых загрузочных переходов можно было бы избежать. Зачем выносить пару-тройку комнат в отдельную локацию, если основная карта достаточно большая, чтобы они не сделали там погоды, я не знаю.
Даже несколько странно, что эта же компания издает провальный в визуальном плане ELEX. Видно же, что за счет грамотного дизайна можно компенсировать некоторую технологическую отсталость. Но не все берут на себя этот труд, увы.
Еще мне весьма понравился интерфейс и юзабилити. Когда я впервые увидел на ИгроМире, что в игре теперь не один, а целых 4 героя со своими умениями, то было подумал, что ее угробили корейским микроконтролем. Но нет. Авторы довольно неплохо вышли из ситуации, сделав на всех героев одну панель с привязками всех умений к клавишам, и чтобы в напряженном бою кинуть "лечилку", не нужно судорожно искать и выбирать лекаря. Свежая и модная фишка. Если бы такое было во всех CRPG, возможно, я бы не так сильно ненавидел боевую часть в реальном времени как таковую. Разумеется, удобно это только с клавиатуры, ибо задействует множество буквенных клавиш. Адептам геймпада же, видимо, предлагают воспользоваться выпадающим круговым меню, что долго и не интересно. Что ж, за уважение к PC-игрокам отдельный плюсик в карму.
Инвентарь общий, и без надоедливых ограничений по весу и размеру, что радует. Банки употребляются из общего пула. Экипировку нужно распределять руками, но какой же рпгшник не любит возню с экипировкой? Строительство и управление юнитами а-ля Starcraft, но для полного счастья не помешал бы вынос на экран иконки с казармой (впрочем, это обходится привязкой ее на цифровую кнопку) и иконок имеющихся на данный момент юнитов, ибо если ты кого то забыл добавить к своей армии, то остается только догадываться о том, куда он делся. В остальном управление нареканий не вызывает.
Ну что ж, перейдем к тому, что собственно определяет Spellforce - к RPG и RTS части. Сюжет рассказывает нам о том, что в некоем мире некий могущественный маг захотел захватить мир, создал себе армию последователей и устроил войну, которая стоила жизни большому количеству простых людей и солдат. Войну он в результате проиграл, но страх перед магией прочно завладел народом, что привело к возникновению религиозной секты, проповедующей, что маги не угодны богам и должны быть уничтожены, дабы наступил мир во всем мире. Секта стала столь популярна, что превратилась в официальную религию, под дудку которой пляшут короли и генералы. Главный герой же - сын тог самого колдуна-революционера, захваченный в одном из рейдов на логово папочки, и отправленный служить в армию. Живется ему, по понятным причинам, непросто, а к чему это приведет, сами посмотрите. Сюжет не то, чтобы самый оригинальный в мире (привет, Dragon Age), но парочка вотэтоповоротов возникает уже в самом начале, что не может не радовать.
Так же не может не радовать, что старое доброе исследование мира никуда не делось. Посещать глухие углы карты можно и нужно. Там лежат сундуки с лутом, дополнительные квесты и мини-боссы. Карта, в целом, довольно насыщенная событиями и случайными стычками, частенько можно попасть в засаду или наткнуться на чъе то логово, пустого бесполезного пространства практически нет. Квесты, конечно, оригинальностью не блещут, и в основном заключаются в убийстве кого либо, ну так и игра в основном про бои. Хотя много и диалогов (кому то, возможно, покажется, что даже слишком много), и есть возможность выполнить некоторые задания несколькими путями, например обойти вражескую армию по лесу и проникнуть в крепость малой группой с черного хода. В лесу, соответственно, есть свои опасности и мощные монстры, которых придется убивать грамотным использованием умений и классовым взаимодействием. Есть миссии (и достаточно много), которые надо проходить только героями, и в такие моменты игра почти напоминает настоящую РПГ, но не обольщайся, какой либо дипломатии и скрытности тут нет, как и глубокого отыгрыша. Есть выборы типа убить охранника или сделать для него квестик, но не более того. Нелинейностью тоже особо не пахнет. Можно выбирать в диалогах разные строчки, но я лично не заметил, чтобы они вели к очень уж разным последствиям для дальнейшего прохождения. Стиль Witcher''a, одним словом. На определенном этапе у тебя появляется еще и база, которую нужно развивать, и возможность посещать разные локации в различном порядке для выполнения миссий, что дает надежду на кое-какую вариативность.
Классы в игре формируются из трех физических веток - ближний бой, стрельба и защита, и трех магических - для прямого урона, усиления себя и ослабления врагов. Они неплохо дополняют друг друга, так бойцу с двуручником может пригодиться вампиризм из темной магии, а специалисту по обороне щиты из светлой, так что некоторый простор для билдостроения присутствует. Конечно, этой игре далеко до CRPG с их большим количеством классов и умений, но и на паузу в бою не поставишь, так что всё честно. У каждого персонажа единовременно 3 активных умения, всего на панели 12. Ну и плюс еще надо управлять войсками и строительством зданий, так что кнопок для нажатия хватает, я бы сказал, больше ни к чему. Система экипировки стандартна для RPG про боевую систему - одноручное, двуручное, луки, посохи, броня разной степени тяжести, синие, зеленые, фиолетовые, тут никаких особых открытий нет. Все разделено по характеристикам, топоры и дубины требуют больше силы, ножи и мечи больше ловкости, посохи интеллекта, и в начале являются лучшим выбором, поскольку дают фиксированный урон с автоатаки, не зависящий от характеристик (потом, конечно, с прокачкой характеристик и оружейных умений, становятся более выгодны другие виды оружия). Возникает вопрос, как бы не испортить персонажа неправильной прокачкой, но увы, ответ неочевиден, ибо способов сброса характеристик и умений лично я не нашел. Возможно, на каком то этапе игры он и появится.
В общем, в RPG-плане наиболее удачным аналогом этой игры будут Аллоды (не те, что онлайн). И вспоминая, как мне нравилось там исследовать мир, играться с наборами персонажей и их умений, и следить за сюжетом, это не плохо и даже очень неплохо. Первый Spellforce был попроще, там было меньше персонажей, диалогов и ивентов. Так что можно считать, что 3я часть в этом плане ушла вперед, с чем ее и поздравляю.
Перейдем ко второй ипостаси нашего пациента - к RTS-составляющей. Главная особенность Spellforce в этом плане, что мы играем не за какую то фракцию, а как бы за себя самого, а другие фракции просто используем в своих целях. Логично. Так же приятно, что в миссиях нам так же потрудились объяснить и мотивацию ребят воевать за нашу персону (по крайней мере в тех, что я видел). В первом Spellforce, помнится, мы просто нашли алтарь, штампующий бойцов, и тут понеслась. Теперь бойцы штампуются, как и положено, в казарме, а казарма строится рабочими из досок, то есть их еще надо срубить и донести. Система несколько напоминает Settlers, но пусть тебя это не пугает, особого микроменеджмента тут нет, логистика происходит сама по себе. Тебе нужно только приказать строить здание, и посадить в него рабочих (то есть включить/выключить). Развитие базы не сильно отличается от такового в Warcraft, но есть ньюанс в виде контрольных точек, которые надо захватывать, чтобы расширять свою территорию. Территория дает доступ к новым ресурсам, а так же восстанавливает здоровье находящимся на ней юнитам. "Что за неуместная механика из MOBA игр?" скажете вы, и будете правы. Как ни прискорбно, в стратегическую часть нам завезли много неуместных механик из MOBA игр. Зона, в которой проходит битва, обычно представляет собой коридор из контрольных точек, которые нужно последовательно захватывать и продвигаться дальше, пока не будет убита база врага.
Толпы врагов, бегущих на тебя непрерывным потоком по узким проходам, вышки, вражеские герои, которых нужно загонять на кладбище, чтоб не мешались, вот это вот все навевает нездоровые ассоциации. Коридорные битвы выигрываются, как и в DotA, не какой то хитрой тактикой, а использованием геройских умений при поддержке мясных мобов, а конвейер вражеских мобов не остановить, кроме как пробить линию и уничтожить казарму. Хотя в качестве альтернативного решения можно зачистить обходной путь, провести своих бойцов туда и заехать врагу в тыл, главное чтобы его крипы не скушали твою собственную базу за это время. В общем, ребятам из DotA понравится. Ребятам вроде меня нет. Я с нетерпением ждал, когда же эта вакханалия закончится, и можно будет спокойно исследовать карту и поделать квестики. И это на достаточно ранних этапах игры. Рискну предположить, что дальше меня ждет неистовое шоу бенни хилла с огромным количеством контрольных точек, которые будут захватываться по 100 раз, и отловом надоедливых героев врага по всей карте. Но ради сюжетки и исследования мира я смирюсь с этим, пожалуй.
Если же абстрагироваться от DotA, то тут тоже все сделано качественно. Юниты особо не тупят, в ландшафте не застревают, и даже самостоятельно выстраиваются по принципу чем сильнее, тем ближе к фронту. Каких то сложных построений, правда, нет, но это вам не тотал вар. После битвы остается много кровищи и трупов, что красиво. Присутствует некая камень-ножницы-бумага - копейщики бьют конницу, мечники копейщиков и всё такое. ИИ, правда, интеллектом не блещет, как я уже говорил, он похож на таковой в DotA, и какие либо хитроумные рейды по тылам с вырезанием рабочих выше его разумения. Впрочем, он достойно компенсирует это количеством бегущих на убой леммингов и расслабиться особо не дает. Несколько огорчает то, что у нас только 3 расы против 5 из первой части, но надо же что то в DLC продать, как без этого?
Хорошо это или плохо? Ну, первый Spellforce был просто коридором, который надо было постепенно зачищать, без особой ответной активности врага. Тут конечно больше поводов шевелить руками в этом плане. Но лично мне бы хотелось классического RTS-геймплея а-ля C&C, а не DotA. Но возможно только потому, что я немодный игрок в классику.
Что же касается технической части, то багов в игре мало. Но они существенны. Например, я зашел в зал суда, а выйти обратно не смог. Пришлось грузить сохранение и пропускать дополнительный квест. В некоторых диалогах отсутствовали кнопки для их продолжения. У некоторых предметов в магазине были перепутаны модели. Некоторые квесты баговались, если я выполнял их условия раньше, чем разговаривал с квестодателем. Жирные монстры порой ведут себя неестественно, застревают в более мелких и топчутся на месте, вместо того, чтобы бить. Ну и всякое такое. Основная сюжетная линия, к счастью, непроходимой не была. Ну и возможно дело в том, что на обзор мне выдали бета версию, и на релизе дело будет обстоять лучше, потому пока без особых претензий в этом плане.
Итого:
+ На редкость цельный и качественный продукт для не-ААА игры. Не создает того впечатления дешевизны и криворукости разрабов, как ELEX, наоборот, внимания к деталям максимум.
+ Более продвинутый и насыщенный РПГ-элемент, чем в оригинале. Играть интересно.
+ Божественная фишка с управлением биобульдозером из четырех героев в реальном времени, до которой никто из аналогов почему то не додумался.
- Стратегическая часть выродилась в MOBA игру. Кому то это понравится, кому то нет. Потому скину за нее только 0,5
Откровенных же недостатков, которые могли бы стать основанием, чтобы проигнорировать данный проект, я не вижу. Крепкий середнячок с неплохой сюжетной линией и несколькими удачными геймдизайнерскими решениями, так что ставлю 7,5 из 10. А уж если дальше обнаружатся жизнеспособные потуги на нелинейность прохождения, то и все 8,5. Но это не точно. Как и то, насколько будет раздражать MOBA механика на поздних этапах игры, и не превратит ли -0,5 в -1, так что пусть остается как есть.