The Witness - Тайны и головоломки
2 февраля 2016
11811
24
После успеха Braid, предыдущей игры от Джонатана Блоу, люди поверили в то, что инди-игры, сделанные малыми командами без многомиллионной денежной поддержки, тоже имеют право на жизнь. Более того, что они могут быть интереснее и качественнее того, что делают крупные ААА-студии с помощью раздутых бюджетов. Braid была великолепной от начала и до конца, от первого шага в новом мире и до самых финальных титров — она не только предлагала отличную историю и брала за душу, но и впечатляла новыми возможностями и так оперировала временем, что казалось, будто ее автор сам слетал в будущее, подсмотрел где-то «как надо делать» и вернулся, чтобы порадовать геймера.
Не нужно говорить, что кредит доверия к Джонатану Блоу после этой игры был огромным. Он занялся разработкой нового проекта и в то же время проводил различные лекции (одну из которых мы даже переводили и она опубликована где-то в недрах форума), рассказывая, как делать сложные и одновременно затягивающие игры, оперирующими необычными игровыми механиками. И теперь, после многих лет работы, вышел The Witness, следующий проект «от автора Braid».
Моей главной ошибкой относительно этой игры было то, что я решила не следить за информацией по проекту и ждала The Witness как новую игру, которая опять порадует меня интересным сюжетом и заставить задумываться и переживать, исследуя игровой мир и знакомясь с новыми геймплейными возможностями. И в итоге, когда осталась с проектом один на один уже после релиза, я была удивлена тем, что вместо всего этого мне дали игру, целиком и полностью состоящую… из головоломок.
The Witness относится к тем проектам, где пользователю дают множество различных элементов, с которыми он может взаимодействовать, и оставляют наедине со всем окружением, вынуждая самому себя развлекать. Это звучит интересно, но на практике это выглядит так — мы оказываемся непонятно где и непонятно когда, нас окружает странный, но очень красивый мир. И вокруг множество дверей, рычагов, экранов и замков, открывая которые мы попадаем все дальше и дальше. В новые локации, наполненные примерно теми же самыми элементами, но более сложными и в большем объеме.
Поэтому, прежде чем перейти к основе игры, за которую геймеры ее так полюбили, позвольте немного побурчать и сказать, что для меня такое положение вещей, как отсутствие сюжета и какой-либо мотивации, являлось главным препятствием к исследованию игры. Потому что раз мне ничего не объяснили и даже не задали не то, что конкретной цели, но и какого бы то ни было вектора, играть и разгадывать головоломки мне наскучило уже примерно через час. А когда тебе скучно и нет желания узнать, что же будет дальше, то и играть приходилось иногда через силу, заставляя себя мотивировать чем-то «ну нужно же пройти еще немного», «давай решим еще вот эту головоломку и перерыв» или даже «посмотрю, что там находится за этими розовыми деревьями».
Конечно, сюжет в игре есть. Но его нужно найти, изучить по звукозаписям и намекам, сложить воедино и трактовать по-своему. То есть имеется куча намеков, а в какую историю и теорию они у вас сложатся — зависит от желания покопаться имеющейся информации, а еще от вашей фантазии. Только вот, на мой взгляд, трактовать «сюжетную линию», которая здесь есть, можно по-всякому, но ни одна из трактовок, даже которые были прочитаны мной в англоязычном сегменте интернета, не кажется мне достаточно исчерпывающей и не дает от истории должных эмоций. Нет внутреннего отклика, к сожалению.
Отсюда возникает закономерный вопрос, если дела обстоят именно так, почему игру опять возносят на игровой Олимп и хвалят все, кто только может? Ответ кроется в самой игровой механике — нам дали множество головоломок, которые оказались не похожи на все, что мы видели ранее. И за счет этого игра может удерживать любителей подумать над сложными и нестандартными задачами надолго.
Объяснять что-либо никто не торопится, и вместо этого игра старается пошагово втянуть вас с решение задач, которые ставит. По мере исследования игрового мира мы будем натыкаться на разные простые задачки или же вообще большие многоэкранные экспозиции, где сначала нужно будет решить какую-то очень простую задачку (довести линию из точки А в точку В), затем она станет еще сложнее и появится лабиринт, а в итоге уже через 10 минут вы будете одновременно вести 2 линии, захватывая по пути разноцветные точки и огибая цветные квадратики, причем не пересекаясь и на разбитом экране, когда часть головоломки просто не видна.
Что игра делает идеально, так это готовит геймера к будущим трудностям и объясняет правила, не прибегая ни к каким сторонним туториалам, видеороликам и текстам. С учетом того, что большая часть задач отнюдь не тривиальна и сложностей очень много, причем как с головоломками, так и с окружающим миром, а обычная человеческая логика прослеживается далеко не всегда, даже немного странно, что просто подталкивая нас к каким-то шагам и решениям, нам помогают все решить и со всем справиться.
Игра рассчитана на медленное, вдумчивое исследование, и к этому располагает все вокруг нашего героя. У The Witness впечатляющий визуальный ряд, продуманный до мелочей — игра очень хорошо «звучит» и выглядит сказочно и в то же время странно, а иногда даже мрачно и тревожно. И очень сложно делать какие-то скриншоты, не испортив впечатления другим игрокам — потому что практически каждый «красивый» кадр делается рядом с какими-то элементами, вроде решенных головоломок, и может испортить впечатление тем, кто не играл. Именно поэтому мы решили, что будет правильным ограничится только демонстрацией того, что игрок встретит в первых главах своего приключения — но поверьте, дальше все смотрится только лучше.
Несмотря на то, что я с восторгом отнеслась ко многим игровым моментам и аудиовизуальному ряду, я не могу рекомендовать ее всем и каждому. The Witness идеальный проект для всех тех, кто хочет получить набор из 500 головоломок, прекрасно оформленных и связанных в одну весьма странную историю, которую нужно будет еще найти и додумать. Но если вы любите игры, где сюжет ставится на одно из первых мест и не готовы медленно и долго разгадывать всякие загадки и не желаете по пол часа сидеть перед нестандартными головоломками, пытаясь без подсказки понять, чего от вас требует создатель этой игры, то вы можете остаться крайне разочарованными.
К моему большому сожалению, The Witness это игра не для всех (как Braid), но если вы входите в ее целевую аудиторию, то она вас точно не разочарует. Как не разочаровала и многих других геймеров во всем мире.