Забытые сокровища - Lord of the Rings Online

23273
53
От новых ММО уже веет усталостью, до выхода следующих блокбастеров – еще многие месяцы, а в онлайн-миры все равно безудержно тянет. Кому не знакома эта ситуация? Для всех, кто задумывается о том, как пережить очередные месяцы засухи, мы приготовили серию статей „Забытые сокровища“, где мы оценим старые, но успешные и развивающиеся ММО. При этом нас мало интересует история обозреваемой игры. Мы смотрим на нее так, как будто она бы вышла сегодня и борется за наше внимание. Несправедливо? Конечно, но ведь мы ищем не справедливости, а интересной игры. Итак, кто из больших мастодонтов все еще способен увлечь нас на месяцы? Сегодня на очереди: Lord of the Rings Online





LotRO сегодня переживает вторую молодость. Нет, проект никогда не был провальным, хоть и явно не набрал тех оборотов, которые от него ждали в 2006 году. Долгое время игра держалась в районе 200 тысяч подписчиков, позволив выпустить очень масштабный аддон – Морию. Потом число подписчиков сильно упало, и Осада Лихолесья уже выглядело бледной тенью первого дополнения. Зато именно в это время Turbinе фактически изобрела гибридную F2P модель, испробовав ее сначала в D&D Online, затем в LotRO. Прибыли выросли в разы, и это сразу отразилось на темпах развития игры. За два года F2P появилось множество новых зон и два больших аддона, а сообщество LotRO продолжает расти.

Итак, что ждет ММО путешественника, который хочет окунуться в мир LotRO сегодня? Во-первых, сообщество. Я настоятельно советую начинать игру на русских серверах. У нас игра достаточно успешна и обладает тремя (пусть и в разной степени полными) серверами. Но главное - сообщество. Оно здесь уникально. С одной стороны, Free2Play обеспечивает постоянный приток самых различных игроков. С другой стороны, большинство тех, кто решает задержаться в LotRO, отлично понимают, что игра нишевая, их в ней удерживает не то, что в других ММО. Чаще всего это любовь к вселенной, к тому, как детально она проработана и представлена игроку. Вот и получается очень сплоченное, тесное сообщество единомышленников, а крики капсом в общий чат (сАБИРАЮ ТЕЛА В МАГИЛЬНИКИ, нУ кто НИБУД??????) в общем чате перемежаются поэтическим обращением роллплейных гильдий. А заходя в таверну, мы встречаем людей, не просто стоящих в афке, а исполняющих на лютне печальную и протяжную балладу. Чем выше ты забираешься, тем больше понимаешь, что тут все знают друг друга и, как правило, готовы помочь. В общем, смесь общедоступности и элитарности создала в русском LotRO очень привлекательное сообщество, крайне идущее этой игре.




Игровой мир

Как я уже сказал, в LotRO играют ради атмосферы, ради полного ухода в другой мир. Это игра-погружение, и ведь действительно, какой еще мир способен втянуть нас таким обилием проработанных деталей. Мир LotRO - это огромная и прекрасная вселенная. Впрочем, говоря это, не стоит забывать, что речь идет об уже довольно старой ММО. Атмосферного погружения нам не стоит ждать ни от убогого (чего скрывать) редактора персонажей, ни от пластмассовых эльфов и людей, ни от перегруженного (пусть и настраимого интерфейса). Зато на удивление мало постарела графика. В ней есть одно ограничение, к которому смогут привыкнуть не все. Есть некая навязчивая генераторность, будто огромные территории создавались одним мазком. Это значит, что хоть мир красив и реалистичен (особенно учитывая возраст игры) одна кочка часто похожа на другую и вот эта роща едва отличается от той, следующей. Зато, таким образом получаются огромные локации, дарующие нам прекрасные общие виды. Будь то Ривенделл, где изогнутые крыши дворцов будто перерастают в густые леса мглистых гор, холодные берега Форохеля, осененные полярным сиянием или бесконечное озеро Эвендима. Никаких загрузок и полное ощущение огромного, неисследованного мира перед тобой. Все это сопровождается, пожалуй лучшим саундтреком, встреченным мной в ММО, с равной степенью степенью гениальности передающего меланхоличность элфийских песен, беззаботность хоббитов и ярость сражений с ордами Саурона. LotRO с большой бережностью и любовью подходит к созданию своего сложного, полного мелких деталей мира. Даже локации, едва упомянутые в книгах, выглядят так, как будто созданы по подробным описаниям самого Профессора. Все потому, что разработчики крайне стараются не использовать ничего, что смотрелось бы чужеродным. Тут есть гигантские пауки и ходячие мертвецы, но нет демонов и лавовых элементалей. Люди и другие свободные народы Средиземья, дающие нам квесты, в большинстве своем полны чести и спокойной решимости, а орки и прочая нечисть, наоборот, представляют именно то безликое зло, коим они являются по книгам. Не без ярких исключений, конечно, ну так они встречаются и в оригинале. В общем LotRO удается воссоздать тот самый мир Средиземья, который одни назовут крайне необычным фэнтези, а другие скажут, что это не фэнтези вовсе.





Иногда попытки увязать ММО-механику с требованием мира выглядят натянуто. Например, в мире Властелина Колец практически нет магии. Зато в игре есть Хранитель Рун, класс, способный не только лечит, но и пускать молнии из рук как заправский маг. Что делать? Создать описание умений, где каждая способность описана не как „огненный шар“, a как „едкая насмешка хранителя рун заставляет врага гореть со стыда“. Смешно? Да, но попытка засчитана. Или тот факт, что во вселенной игры невозможны воскрешения, смерть окончательна так же, как и в нашем мире. Поэтому в бою мы не умираем, а теряем „боевой дух“, отступая на ближайшее кладбище, эм, место отдыха. Так что механика ММО вписывается в мир игры не всегда, но все-таки большей частью. Тем более, что многое введено в игру без какой-либо геймплейной нужды, а лишь для того, чтобы приблизиться к чарующей атмосфере Толкинского мира. Например, это единственная ММО, где можно курить трубку, набивая ее различным типом табачка и пуская затейливые фигуры из дыма. Или конвертировать любой MIDI-файл в специальную партитуру для внутриигровых инструментов, исполняя уже упомянутые соло в трактире или целые концерты группой. В общем, если все вышеописанное уже заставляет вас чувствовать себя Сэмом, впервые увидевшем кавалькаду эльфов, LoTRO – то, что нужно. Если нет, то мне жаль, шероховатости механики будут очень сильно мешать.






Развитие персонажа

То же касается сюжета и квестов, где ваше отношение к игровому миру и атмосфере игры решающим образом будет определять восприятие. Если посмотреть на все сухо – мы увидим огромное количество устаревших квестов. Особенно в старых зонах нас ждут не только бесконечные „убей 10“, „собери 6 непадающих предметoв“ и т.д., но и огромные расстояния, постоянные пересылки от одного NPC к другому и возвращения в один и тот же лагерь монстров несколько раз подряд. Причем, квестовый лог всегда будет разрываться от количества квестов, а вывести на игровую панель вы сможете только пять. В общем, старая ММО, времен, когда одно наличие квеста „убей 10“ уже считалось дизайнерским достижением. Квестов на голову сваливается так много еще и потому, что многие из них когда-то были групповыми. В год релиза уровня так с тридцатого группа требовалась постоянно, но с завидной регулярностью уже и на первых уровнях. Это придавало LotRO большой шарм для любителей поискать новых друзей в ММО, но эти времена давно прошли. Сейчас в LotRO, как и в большинстве игр, царствует соло-игрок. Правда и ему будет не всегда комфортно, так как групповые квесты, хоть и были значительно сокращены, все еще попадаются. Готовьтесь к тому, что одно из десяти заданий вы стабильно пройти в одиночку не сможете. Остались и зоны, где групповых заданий особенно много (Северное Нагорье, Ангмар), но их меньшинство. Все же, если не хотите периодически умирать от неубиваемых монстров, лучше прихватите с собой друга или двух. И, наконец, не стоит ждать от недавно введенных зон более интересных заданий. Казалось бы, множество контента было выпущено с тех пор, как и WoW и EQ2 пересмотрели свой подход к тому, что делает задания интересными. Но нет, ни в дополнении „Копи Мории“, ни в „Осаде Лихолесья“, Turbine, похоже, ничему не научилась. Нас ждут квесты со все той же устаревшей механикой. Я, правда, еще не добрался до заданий последних двух дополнений, но то, что первые 65 уровней вы проведете абсолютно ординарными по механике заданиями – факт.





Печальную картину спасают несколько вещей. Во-первых, атмосфера. Ибо, если вселенная вас затянула, то многое немедленно меняется. Задания рассказывают связанные истории, прекрасно чувствующие особенности вселенной. Будь то бесконечные приготовления к празднику и пиршеству в хоббитском городишке Двалинг, помощь сердобольному гному в выкармливании дикой рыси, разгадывания квествого текста в стихах, изреченного древним призраком или исследования самых глубоких и опасных шахт Мории – здесь есть куда окунуться. Кроме того, обычные задания – это то, что дает максимум опыта, но к счастью отнюдь не весь контент. Совершенно на другом уровне стоят сюжетные цепочки так называемых „книг“, в которых мы, раз за разом, боремся с угрозой тьмы и спасаем поселения и целые народы. Это не выглядит странно, ибо подвиги братства Кольца все равно остаются на первом плане. В то время как братство безостановочно движется сперва на восток, к Последнему Приюту, потом на Юг, мы как бы исполняем роль героев второго плана, то пересекаясь с героями книг, то действуя самостоятельно. При этом переживая не менее эпичные приключения. Сюжетные главы LotRO богаты на неожыданные повороты. Тут и эпические сражения, и предательства, и неожиданные возможности узнать психологию врага на самом близком расстоянии. И темы наших приключений всегда созвучны темам книги – могущественные кольца, древние драконы, саморазрушающая борьба за власть в стане врага, изнуряющие марши с опасным пленником к важной, но несбыточной цели. То, что я боюсь даже дать конкретный пример, опасаясь спойлеров, уже отличная характеристика этих заданий. Большинство этих заданий необычно и по механике, в добавок в них нас ждут и скрипты и интересные диалоги. Если бы не очень редкое присутствие озвучки, сюжетные миссии LotRO ничем не уступали бы аналогам в SW:ToR и TSW. А для фанатов вселенной они и так бесценны.

Прокачку разнообразит и другой тип контента – схватки. Это изобретение LotRO, недавно добравшееся и до WoWa, позволяет нам быстро и эффективно зарабатывать не только опыт, но и медали, на которые мы можем купить все – от ресурсов и квестовых предметов до полных комплектов брони или бутафорских доспехов для внешнего вида. Сами схватки необычайно походят на PvP сценарии из других ММО, только, естественно, против монстров. Мы либо захватываем вражеские точки, отбивая контратаки, либо пытаемся держать оборону, поддерживая NPC-союзников. Обилье разнообразных схваток, неожиданное появление случайных боссов и несколько уровней сложности не дают заскучать. И так как такой контент всегда интереснее проходить в группе, это еще один хороший повод играть в LotRO компанией. Тем более, что игра предоставляет нам версии схваток и для двух и для трех человек. Играя соло, нам пришлось бы пропустить еще один слой контента – подземелья. Для любителей вселенной они позволят изведать крайне значимые в мире Властелина Колец места – Великие Могильники, Форност, ангмарские замки, Одинокую Гору… Для всех остальных это просто отличное времяпрепровождение. И если инстансы LotRO в своем первозданном виде могут выглядеть несколько запылившимися – сложно, но долго и с огромным количеством „треша“, то стоит отметить, что большинство подземелий были переработаны, разбиты на несколько коротких частей и снабжены дополнительными боссами с интересными механиками. Так что проходить их – одно удовольствие. Особенно учитывая, что местный аналог Dungeon Finder’a позволяет делать это и соло-игрокам, пусть группа и ищется значительно дольше, чем в World of Warcraft.




Классы

Групповой контент в LotRO так увлекателен еще и благодаря системе классов, рассчитанных на групповую синергию. Ибо классы в игре уникальны. С одной стороны, они, конечно, основываются на порядком устаревшей механике. Здесь множество умений, забивающих все панели, из которых мало по-настоящему ситуативных, „экшна“ тут меньше, чем в SW:ToR или WoW:MoP. Зато больше тактики. Умения у всех классов сильно закомбинированы, одна группа способностей в бою ведет нас к другой, открывая новые возможности, но закрывая другие, таким образом, заставляя принимать непростые решения. И это одна из немногих сохранившихся ММО, где есть настоящие, увлекательные саппорт-классы. Будь то Взломщик, ослабляющий врагов и открывающей группе могущественные комбо-приемы, Хранитель Мудрости или Рыцарь, которые могут и снабдить союзников маной и подлечить и законтролить врагов и оббафать и обдебаффать. Играть саппорт классом в LotRO действительно увлекательно, особенно, если играешь не соло. А те, кто хотят экстрима, могут опробовать класс Защитника с его уникальной механикой – всего три основные кнопки (и сравнительно небольшое количество дополнительных), с помощью которых можно составлять бесчисленное количество комбинаций на все случаи жизни (только их же надо еще и запомнить!). И даже не смотря на то, что доступные каждому классу специализации выглядят достаточно блекло по сравнению с более новыми ММО, система классов LotRO – отнюдь не слабое звено игры.




Слабых звеньев, впрочем, хватает. За годы в LotRO набралось множество разнообразных механик, призванных удерживать нас в игре, заставляя раскачать еще что-нибудь эдакое. Есть удачные варианты, например, легендарное оружие, которое мы раскачиваем, как персонажа, начиная с 50 уровня. Мы находим себе подходящий древний клинок, заботимся о нем, добываем для него бонусный опыт с заданий, выбираем тип урона и специальные таланты, подходящие нашему классу. Но есть и системы разряда „любовь к гринду“, что в меньшей степени касается крафта и в большей – старой системы достижений. LotRO уникальна тем, что именно достижения тут определяют наш билд. Если с большинством классовых талантов все просто, нам всего лишь требуется использовать те или умения определенное (большое) количество раз, чтобы заслужить талант, то с легендарными умениями класса и так называемыми деяниями, отвечающими за пассивные бонусы, все куда сложнее. Тут царствует гринд. „Убей 360 орков“, „убей 240 кребанов“, „выполни 90 квестов в этой зоне“, „убей 120 волков“, „объезди 9 особых локаций“, „выбей 8 не падающих страничек“, ну вы поняли. По тринадцать таких „заданий“ на пять нужных нам деяний, и это только, если мы не хотим менять билд под ситуацию. В общем, караул. Разработчикам вообще нравится вводить новые системы. Так в только что установленном дополнении „Всадники Рохана“ нам предстоит раскачивать боевого скакуна и уздечку для него независимо друг от друга. Будет ли эта раскачка такой же интересной, как у легендарного оружия или такой же нудной, как у деяний – покажет время. В целом же, игровые системы, конечно, особенно если вы только пришли из WoW или Guild Wars 2 – выглядят порядком устаревшими и нужно готовится инвестировать немало времени, чтобы понять их и привыкнуть.



PvP?

Напоследок, стоит отметить еще одну особенность игры. Мы все это время говорили о PvE, и это верно, ибо LotRO – классическая PvE игра. Но в игре есть и PvP, весьма необычное, но неожиданно интересное. Это маленькая, огороженная зона, куда могут попасть все высокоуровневые игроки Свободных Народов, но где так же можно создать персонажа монстра – орка, урука, паука или варга. На этой-то маленькой территории происходит своеобразное RvR. Монстры и Свободные Народы дерутся за замки и небольшие точки. Выбирая монстра, вы сразу же получаете персонажа максимального уровня, но зато вам придется набрать приличное количество PvP-рангов, чтобы хоть как-то сравнятся по мощи с противником. До недавнего времени это развитие (особенно в начале, когда вы попросту не были нужны в PvP-рейдах) проходило через нудные PvE задания, теперь же нам обещают быстрое развитие именно за счет убийств игроков и захвата точек. Вообще только что введенное дополнение практически полностью перекроило PvP-зону. Нововведения должны в первую очередь исправить чудовщиный дисбаланс, царивший прежде в этих „эттенских высотах“, когда один веселый гном или эльф мог соло убить полдюжины орков. Насколько сказались эти изменения, пока оценить нельзя, ибо Свободные Народы еще только добираются до максимального уровня, одевают своих персонажей и довольно небольшими силами появляются в Эттенских Высотах. Но даже с дисбалансом бои доставляли массу удовольствия обоим сторонам. Тут сложился свой микроклимат, с постоянно собирающимися рейдами, со своим пантеоном любимых рейдлидеров (благо есть удобный звуковой чат) и с постоянными „качелями“, когда замки переходят от одной стороны к другой. Это, конечно, довесок. Не столько RvR зона, сколько постоянный PvP-сценарий, но все же концепция продумана отлично и, устав от PvE, тут можно множество часов провести в свое удовольствие.




Free2Play?

И, наконец, система оплаты. Система Free2Play – это как бы еще одна система, нахлобученная поверх игры, всегда рассчитанной на подписку. Получилось, на удивление, удачно. Правда, раскачаться до максимального уровня бесплатно будет крайне трудно. До двадцатого уровня вы не будете испытывать проблем, но дальше вы останетесь без лошади, а самое позднее к сороковому уровню и без квестов. Все это можно купить за виртуальную валюту, а ее можно не только приобрести за реальные деньги, но и заработать в игре, выполняя те самые достижения. Правда, это долго, очень долго. Заработать на все блага подписки в игре можно, но вы действительно должны любить гринд. Для желающих вложить в игру свои деньги есть два пути. Либо контролировать расходы, покупая только те зоны, в которых вы хотите делать квесты и только те услуги, которые вам нужны (ту же лошадь). Либо же, вы можете заплатить порядка 200 рублей в месяц и полностью забыть об ограничениях F2P. Вне подписки остаются лишь декоративные предметы и различные ускорения роста опыта, репутации и достижений, но ощущения дисбаланса они не создают. В общем, не просто так большинство разработчиков копируют именно такую F2P систему – тут есть и как бы триал до двадцатого уровня и возможность вкладывать в игру ограниченные средства и способ избавиться от всех проблем недорогой подпиской. Справедливо. Стоит отметить единственный неприятный дисбаланс – цену дополнений. То, что Turbine как разработчик на дополнениях зарабатывает приличные средства для развития игры – абсолютно понятно и оправдано. Но совершенно не ясно, почему мы в русской локализации платим за подписку значительно меньше, чем европейцы, зато вынуждены выкладывать за дополнения с новыми уровнями и зонами столько же, а то и больше. К примеру, два последних дополнения (предоставляющие контент с 65 до 75 и с 75 до 85 уровня соответственно) сейчас стоят порядка 1300 рублей каждое. Явный перебор. Поэтому, если вы захотите добраться в LotRO до действительно высоких уровней, готовьтесь к тому, что это будет не слишком дешево.

Итак, как выглядит LotRO для игрока, который собирается опробовать ее впервые? В первую очередь, игра все-таки сильно состарилась. Это не WoW, тут много неудобного, шероховатого, гриндового. Тут надо вникать, листать вики, привыкать. Но если проникнуть сквозь это, нас ждет очень свежая игра с массой, просто массой контента. Особенно для любителей атмосферы в ММО, для тех, для кого цель – интересная прокачка, а не фарм рейдов на капе, LotRO сегодня предоставляет массу интересных зон, заданий, сюжетных квестов, схваток и инстансов, с возможностью прекрасно отдохнуть от всего этого в PvP Эттенских Высот. Правда, советую все-таки уровне на двадцатом, если игра вас затянет, задуматься о подписке. Игра того стоит, а геморрой бесплатного прохождения – нет. Игра между тем, благодаря приличному количеству игроков, продолжает развиваться быстрыми темпами. Уже осенью нам обещают возможность занять свое место на внутренней стене Хорнбурга в Хельмовой Пади, встречая бесчисленные полчища Сарумана. И если это не заставляет вашу спину покрыться мурашками, то вам явно не в эту игру.