AMX-50 68t - очень опасный "картон"

16945
0
AMX-50 68t - очень опасный "картон"



Историческая справка

Сразу после освобождения в 1944 году, французскими политиками было принято решение доказать своё не чисто номинальное участие в антигитлеровской коалиции. Так как на тот момент в войсках союзников (западных, следует заметить) отсутствовали танки эквивалентные Pz.VI Ausf.B Tiger-II, решено было в кратчайшие сроки разработать и запустить в серию подобную машину. Работы по разработке танков велись даже в оккупированной Франции, и после освобождения продолжились с новыми силами. Многие решения и даже узлы были заимствованы у тяжелого танка Char B1, что хоть и ускоряло проектирование, но никак нельзя было назвать удачным техническим решением.
Получившая обозначение ARL 44, новая машина внешне напоминала гротескный гибрид танка времён Первой Мировой и немецкого Тигра-Б – характерные охватывающие корпус гусеницы и громоздкий корпус соседствовали с монолитной наклонённой лобовой броней корпуса значительной толщины и сварной башней вытянутой формы с развитой кормовой нишей и небольшой площадью лобового бронирования. Длинноствольная 90мм пушка с начальной скоростью бронебойного снаряда в 1000 м/с (созданная компанией Schneider на базе морского зенитного орудия) довершала экстерьер. Хотя первоначально вооружение для танка отсутствовало, и предполагалось использовать британскую 17-фунтовую пушку или американскую 76мм М1А1 – именно с 76мм орудием и был выпущен первый прототип в 1946 году. Изменение состава вооружения привели к тому, что 40 выпущенных компанией FAMH корпусов были помещены на хранение, и только в 1949 году получили новые башни с 90мм орудиями. Дополнительно 20 танков было выпущено концерном Renault.

Танк имел классическую компоновку, силовая установка состоящая из немецкого бензинового двигателя Maybach HL230 мощностью 575 л.с. и электрической трансмиссии располагался в задней части. В средней части корпуса расположено боевое отделение и в передней – отделение управления. Лобовая броня корпуса в 120мм с наклоном 45° сделала ARL 44 самым тяжелобронированным французским танком на длительное время. Поступив на вооружение в 1950 году, уже в 1953 танки начали заменяться на американские М47.
За столь непродолжительный срок службы танки успели один раз (в 1951 году) поучаствовать в параде, что было единственным сколько ни будь значимым событием в их карьере. В повседневной же эксплуатации танки показали себя с наихудшей стороны, что было вполне ожидаемо от столь спешно запущенного в производство образца.
Следующую попытку построить тяжелый танк, Франция предприняла уже в марте 1945 года, прекрасно осознавая все недостатки ARL 44. Компанией AMX был представлен проект №141, в соответствии с которым было заказано два прототипа, получивших индекс «М 4». Первоначально танк относился к средним, и в его деталях безошибочно угадывалось сильное влияние немецких танков, в первую очередь Пантеры и Тигра-Б. Корпус в целом был подобен (если не сказать «более чем»), но немного меньше. Характерная ходовая часть, с опорными катками большого диаметра, расположенными в шахматном порядке, по девять на борт, тоже была легко узнаваема. Принятая поначалу максимальная толщина брони в 30мм была признана абсолютно неприемлемой, и в окончательном варианте по требованию военных защита была значительно усилена. Одновременно башня традиционного типа была заменена на недавно спроектированную FAHM качающуюся.
Построенный в 1949 году корпус первого прототипа, который отныне именовался AMX50, зимой получил новую 100мм пушку, разработанную Arsenal de Tarbes. Вскоре был достроен и второй прототип, так же получивший 100мм орудие, но в слегка измененной башне. Масса этих прототипов уже составила 53,7 тонны, но разработчик продолжал считать их «средними». Проблемой оказался подбор необходимого двигателя, так как по первоначальным планам танк должен был превосходить все существующие на тот момент средние танки в скорости. Испытывались немецкий карбюраторный Maybach HL 295 и дизельный двигатель компании Saurer. Однако оба они не смогли разогнать танк свыше 51 км/ч (что для такой машины в общем то неплохое достижение).
Следующий этап эволюции проекта начался в 1951 году, после завершения предварительных испытаний прототипов. В ответ на советские тяжелые танки ИС-3, решено было усилить вооружение установкой 120мм орудия, одновременно вновь повысить защищенность. Для размещения орудия была спроектирована огромная башня обычного типа, но впоследствии проект переработали под качающуюся башню. В результате всех внесенных изменений снаряженная масса танка, теперь уже официально именовавшегося «тяжелым», возросла до 59 тонн. Первый из десяти заказанных прототипов DEFA (Direction des Études et Fabrications d''Armement, the state weapon design bureau) предъявила в 1953 году.
За ним последовало решение вновь усилить бронирование, и обозначенная как «добронированная» модель носовую часть выполнили на манер ИС-3, «набрав в весе» при этом до 64 тонн. Испытания построенного прототипа выявили многочисленные проблемы, в первую очередь с подвеской, которая так же требовала усиления.
В итоге было решено коренным образом переработать проект целью создания "пониженной" версии, заново спроектировав новый литой корпус уменьшенной высоты, и иную башню ("Tourelle D" - т.е. четвёртая модель башни).
Работы принесли свои плоды, и появившийся в 1958 году заключительный прототип весил всего 57,8 тонн. Однако проблемы с двигателем окончательно не были решены, и предполагаемая скорость в 65 км/ч так и не была продемонстрирована.
Так как было выпущено всего пять прототипов танков AMX50, подробно останавливаться на их устройстве и тактико-технический характеристиках нет смысла – они все отличались друг от друга. В целом, все они имели классическую компоновку, с передним расположением отделения управления, боевым отделением в центральной части и кормовым расположение моторно-трансмиссионного отделения (в отличии от немецких танков "Пантера" и "Тигр-Б", у которых трансмиссия находилас в передней части корпуса). Помимо основного орудия и спаренного с ним 7,5мм пулемёта планировалось установить самое разнообразное дополнительное вооружение - один или два 7,5мм пулемёта на терули, спарку из 7,5мм пулемёта и 20мм пушки MG-151/20 и дополнительный пулемёт наб люком заряжающего.
Экземпляр последнего варианта АМХ 50 с литым корпусом и 120мм орудием сейчас является экспонатом танкового музея в французском городе Saumur.



Мнение опытных игроков

GoHa.Ru: Как вы думаете, почему разработчики пошли на перестановку французских высокоуровневых тяжелых танков еще до их ввода в игру? Возможны ли еще какие-то изменения, как вы считаете?

Kauzer [RED_A]: Я думаю, что изменения были внесены с целью улучшения будущего баланса и в некотором плане усиления данной ветки. На мой взгляд, амх 50 120мм не был бы хорошим тт10 . Поясню подробнее…
Первым минусом должна была стать очень долгая перезарядка. Экипаж из четырех человек в теории должен был слишком долго перезаряжать 120мм барабан, это еще если радист не будет исполнять свои прямые обязанности.
Второй минус - это литая броня, а не броне листы с углами наклона. Даже самая толстая броня может быть пробита кумулятивными снарядами, а скорость и маневренность машины будут утрачены из-за массы танка.
Третий минус - это огромная башня. На этом танке было бы сложно уклоняться от огня противника на некоторых картах.

Tukdim [TD42]: Думаю, тут сказывается опыт. И это есть хорошо, когда еще на ранних стадиях при проявлении ошибок их исправляют, не пуская в игру. По поводу дополнительных изменений, думаю, небольшие подвижки будут (при балансе отдельных танков).

GoHa.Ru: Французский подход к бронированию танков - это что-то с чем-то. Лоб корпуса 120мм, лоб башни 85мм и 30 мм борта корпуса - как говорится, комментарии излишни. Как вы считаете, имеет ли право на существование ТТ10 со столь ничтожной броней?

Kauzer [RED_A]: Конечно. Не смотря на свою “картонность”, эти танки должны иметь неплохие ходовые качества, ну и, конечно, огромный дпс в нужный момент боя. Я представляю их использование во второй линии атаки. Например, представьте себе ситуацию: из-за угла на дефящую группу танков выезжает пара мышей и ловит на себя снаряды. После того как противник отстрелялся, вылетают 3-4 француза и градом огня из своих барабанов кладут сразу несколько танков противника...

Tukdim [TD42]: Тут все просто. Если исторические аналоги имели место быть, то и в игре они имеют право на существование. Как показывает мой опыт, в этой игре если танк не очень в чем-то одном, то в другом он превосходит своих одноуровневых собратьев, причем весьма пропорционально — баланс, знаете ли.

GoHa.Ru: В отличие от брони дела с вооружением у этого танка обстоят куда как лучше. На него устанавливалась 120мм пушка S4 46 – 120мм, конечно, не сильно поражает, но вот его скорострельность очень и очень любопытна. Орудие подобного калибра должно само по себе стрелять очень быстро (вспомним 120 mm AT Gun T53 на Т95 со скорострельностью 7,89), а учитывая автомат заряжания, скорость должна быть просто невероятной. Вспоминая прошлые интервью где говорилось о том, что автомат заряжания увеличит скорость стрельбы минимум в 2 раза в сравнении с орудиями без него можно предположить, что скорострельность будет 10-14 выстрелов в минуту. Что вы думаете о таком интересно подходе? Небольшой альфа дамаг, но какая-то фантастическая скорость стрельбы.

Kauzer [RED_A]: Эти танки будут “nuke” машинами во взаимодействии с другими видами техники, за которой можно спрятаться от дамага (скорее всего, это будут немцы, хотя возможна и стрельба над башней ИСов при закрытом корпусе). Сейчас нередко происходят бои, в которых противники встречаются двумя рашами лоб в лоб . В такой ситуации побеждает тот, кто лучше стреляет по фокусу и делает больше дпс. Благодаря французам одержать победу во встречном бою можно будет имея меньшее количество техники на данном участке карты.
Конечно, все еще на воде вилами написано, все надо будет проверять, тестить и т.п. Но во всяком случае, эти танки, без сомнения, внесут изменения на тактики ведения боев, особенно, как мне кажется, на городских картах.

Tukdim [TD42]: Думаю, именно это и станет изюминкой и визитной карточкой французов, и именно это вкупе с высокой подвижностью "перекроет" слабое бронирование этих танков. И если считать альфа дамагом разряд 1й кассеты в целом, а не 1-го выстрела, то он (альфа дамаг) будет колоссальным. Думается, что именно французы станут основным конкурентом Т30 при использовании тактик, где используется концепция нанесения большого урона за короткий промежуток времени в "узкой локации" (собственно альфа дамаг ).

GoHa.Ru: Как минимум, АМХ-50 68t не будет уступать в скорости ИС-7, а скорее всего даже превзойдет его. Как вы считаете, спасет ли этот слабо бронированный танк высокая скорость?

Kauzer [RED_A]: Немного не так. Скорость его, конечно, не спасет, это может сделать только опытный игрок, хорошо знающий карту,использующий ее особенности, ну и, конечно, и возможности техники противника. Практически у каждого танка в этой игре есть своя “изюминка”, остается лишь найти ее и правильно применять в боях. У этого танка этими изюминками, скорее всего, будут скорость и дамаг, что позволит применять их практически на всех картах.

Tukdim [TD42]: Считаю, что да. Если у вас выше скорость, то именно вы выбираете, где и как навязать противнику противостояние. Посему высокая скорость и маневр, безусловно, плюс.

GoHa.Ru: Есть распространенная шутка, что в кланварах используются средние танки ИС-7, тяжелые танки Маус/Е-100 и ПТ-САУ Т30. Как вы думаете, изменится ли ситуация с вводом французов? К шутке добавится – светляк АМХ-50 68t? Или ему будет отведена какая-то иная роль?

Kauzer [RED_A]: Трудно сказать сейчас, но вполне возможно, что эти танки будут использоваться для быстрого занятия стратегических позиций на картах . Так сказать, в поддержку средних танков.

Tukdim [TD42]: Пока трудно, что-либо подобное прогнозировать, за исключением того, что почти что наверняка, французы не станут танками прорыва, как те же Маус и Е100. Выше я уже высказывался об одной из концепций. Могу также предположить что если у этих танков будет высокая " приемистость" ( разгон с места), то да, они смогут вытеснить из "абсолютного дивизиона" т54.

GoHa.Ru: Как вы думаете, насколько популярным будет этот танк в рандомных или ротных боях?

Kauzer [RED_A]: Сомнений нет. Как и вся новая техника, француз будет иметь большой успех сразу после выхода обновления. Даже если после истечения некоторого времени будет спад , я думаю, что эта машина все равно найдет своих почитателей и будет достаточно широко представлена как в рандомах , так и в ротах.

Tukdim [TD42]: Лично я очень жду.

GoHa.Ru: Ну и конечно дежурный вопрос о внешнем виде, как он вам?

Kauzer [RED_A]: Честно говоря, этот гибрид ИС-3 и КТ мне не по вкусу. Я больше склоняюсь к немецкой строгости и практичности.

Tukdim [TD42]: Весьма экстравагантный.




Все же разрез на башне определенно напоминает улыбку

Ответы разработчиков

GoHa.Ru: Не расскажете, почему вы остановились именно на АМХ-50 68t в роли французского ТТ10? Чем примечательна именно эта модель AMX-50, возможны ли еще какие-то перестановки в ветке французских тяжелых танков?

Tiger: Мы выбирали позднюю модификацию танка АМХ 50, причем старались ее подобрать с наиболее подходящими для балансировки на 10-м уровне характеристиками.
Работа по поиску архивных материалов по проектам французских танков не прекращалась, и говорить, что мы уже знаем все и обо всех существовавших проектах я бы не стал, тем более, что публикации архивных данных продолжаются.

GoHa.Ru: Если не ошибаюсь, то бронирование именно этой модели, АМХ-50, было наиболее большим среди его «родственников», но в сравнении с танками других наций оно как-то совсем не впечатляет. 120мм средняя лобовая броня, 30мм борта и лоб башни 85мм – рядом с ним даже Т30 выглядит настоящим Маусом. Неужели вы действительно сделаете столь слабо бронированный ТТ10, и слава «картона» перейдет от американцев к французам?

Tiger:Да, бронирование подавляющего большинства французских послевоенных танков не отличалось особой толщиной, так что играть на них придется более аккуратно.
Хотя, отчасти, слабую защиту французских танков будет компенсировать их высокая подвижность, скорострельность орудий, оснащенных автоматом заряжения и удачная форма лобовой брони.

GoHa.Ru: Интересной особенностью французских тяжелых танков является смешение особенностей танкостроения немецкой и советской школы. Щучьи носы от советских танков и шахматные подвески с движками от немцев. И, что любопытно, французам удалось усовершенствовать заимствованные у других наций технологии. К примеру, они учли неудачный опыт Советов по использованию сварки при создании щучьего носа и отливали эту часть корпуса целиком, избавляясь таким образом от низкой прочности сварных швов. Будет ли в игре отображена эта особенность, литой щучий нос французов не будет пробиваться в стыки, как у советских танков?

Tiger:Думаю, стыки листов французских танков не будут таким уязвимым местом, как на советских тяжелых танках с "щучьим носом".

GoHa.Ru: Учитывая столь слабое бронирование, вооружение этого танка наверняка должно быть чем-то невероятным. На него устанавливалась 120мм пушка S4 46 – 120мм, конечно, не сильно поражает, но вот его скорострельность очень и очень любопытна. Орудие подобного калибра должно само по себе стрелять очень быстро (вспомним 120 mm AT Gun T53 на Т95 со скорострельностью 7,89), а учитывая автомат заряжания, скорость должна быть просто невероятной. Не расскажете немного об этом? Сколько снарядов будет в барабане? Можно ли предположить что скорострельность будет примерно равна 16-24 выстрелам в минуту без учета перезарядки барабана?Я так предположил, вспоминая прошлые интервью, в которых говорилось о том, что скорость с автоматом заряжания будет примерно в 2-3 раза выше, чем у орудия без него.

Tiger:Да, скорострельность орудия будет очень высокой (до исчерпания барабана, ёмкость которого составляла 6 выстрелов). Затем надо будет ждать перезарядку барабана, но 6 снарядов такого калибра, пущенных в цель, могут просто не дать шанса преследовать танк, отошедший на перезарядку.
Конкретные значения скорострельности и времени перезарядки в игре станут ясны по результатам тестирования.

GoHa.Ru: Помимо усовершенствований «советской части» своих танков, французы неплохо поработали и над «трофейным» движком Майбаха HL295. Учитывая помощь в работах самого Майбаха младшего, вывезенного из Германии как фашисткого пособника, им удалось снять с движка сначала 1000 л.с., а позже и 1200 л.с.. Что позволило им разогнать довольно тяжелый АМХ-50 68t до 51-55 км/ч (данные о испытаниях разнятся), хотя это и было меньше его проектной скорости – 65 км/ч. Насколько быстрым и маневренным он будет?

Tiger:
Вероятно, скорость и маневренность будут отличительными особенностями французского ТТ10, по крайней мере, высокая удельная мощность должна этому поспособствовать.

Есть довольно распространенная шутка, что в кланварах используются средние танки ИС-7, тяжелые танки Маус/Е-100 и ПТ-САУ Т30. Как изменится ситуация с вводом францзов? К шутке добавится – светляк АМХ-50 68t?


Tiger: Пока судить о том, какую именно роль будут играть в кланваре французские топовые танки сложно, но некоторые функции «светляков» они вполне смогут взять на себя.
Например, они, вероятно, могут выполнять задачу по выдвижению и занятию ключевых точек, истреблению вражеских средних танков и удержанию позиций до подхода основных сил. Кроме того, только тесты покажут, насколько эффективной окажется попытка решительной массированной атаки французских тяжелых танков в расчете на мощный урон в первую минуту боя (пока не израсходован первый заряд барабана).

GoHa.Ru: Ну и конечно дежурный вопрос о внешнем виде этой машины, как она вам?

Tiger: Сочетание идей и находок французской, немецкой и советской школ танкостроения породило весьма интересные и своеобразные образцы, которые наверняка найдут своих поклонников.