Каждый из нас может стать Джокером. Мое мнение о лучшем фильме Тодда Филлипса.

Объясняю почему Тодд Филлипс гений, а Хоакин Феникс заслуживает "Оскара"

Lord Mosquiton

Вечером в четверг, пока большая часть гиков восхищенно смотрела на Кодзиму в эфире «Вечернего Урганта», я со своей подругой пошел на сеанс, пожалуй, самого ожидаемого мной фильма этого года - "Джокера" режиссера Тодда Филлипса.

Я начал следить за процессом производства фильма еще с самого его анонса, когда только появился слух о том, что кинокомпания Warner собирается снять сольный фильм про одного из моих самых любимых персонажей комиксов.

Честно говоря, меня вначале немного удивил выбор режиссера для этой картины, Тодд Филлипс был известен лично мне только как автор комедий "Мальчишник в Вегасе". А вот новости по поводу исполнителя главной роли меня несказанно порадовали.

Потом стали появляться первые кадры со съемок, а затем и первые трейлеры, и вот тогда то и стало понятно что Филлипс снял нечто совершенно необычное. Уровень моего интереса несказанно вырос.

В сентябре состоялась премьера фильма на Венецианском кинофестивале, где он заслужил высшую награду, и вот, наконец 3 октября дошел до наших кинотеатров.

Сейчас о нем будут очень много писать, будет очень много рецензий, как положительных, так и не очень, но здесь я хочу высказать сугубо мое личное мнение по поводу этого фильма.

Итак, первое что я хочу сказать, этот фильм однозначно шедевр. Для меня, я надеюсь и для многих других зрителей, это лучшее кино этого года. Когда я был в кинозале, я не мог оторваться от происходящего на экране ни на секунду.

События "Джокера" разворачиваются в Готэме 80-х годов, погрязшем в острейшем социальном и политическом кризисе. В городе проходит затяжная забастовка мусорщиков, отчего город превратился в одну большую вонючую свалку, где по улицам разбросаны нечистоты, среди которых копошатся гигантские крысы.

В этой обстановке живет мужчина по имени Артур Флекк, роль которого исполнил Хоакин Феникс. Он работает клоуном-аниматором, живет в убогой квартирке с мамой, и мечтает стать комиком-стендапером. Для этого он ведет тетрадь, куда записывает свои "шутки".

Но у него есть одна особенность - он страдает от психического расстройства, которое вызывает неконтролируемые приступы смеха в самых неподходящих для этого ситуациях, А так, в общем, это обычный человек, который ищет в окружающих всего лишь капельку тепла и понимания, как и все мы.

Но окружающий мир, который прорисован в фильме с ужасающей реалистичностью, жесток. Люди озлоблены и находятся на грани социального взрыва. Артур со своей болезнью оказывается объектом постоянных оскорблений и насмешек. Его постоянно избивают, абсолютно ни за что.

И в один момент в этом, в принципе не злом человеке происходит надлом. Стечение обстоятельств приводит к тому, что Артур Флекк становится тем самым маньяком-психопатом - Джокером.

Нужно сказать, что фильм этот не совсем о том Джокере, которого мы привыкли видеть на страницах комиксов и в фильмах. Он не похож на закоренелого криминального авторитета. Он им в принципе не является. Артур такой же, как мы с вами, он не преступник. Он любит сидеть с мамой на кровати и смотреть комедийное шоу Мюррея Франклина. Да, он психически болен, но это не делает его монстром.

Фильм заставляет задуматься о тех рамках, которые ограничивают наше внутреннее чудовище. Ведь, согласитесь, наверное у каждого в жизни были такие ситуации, когда мы задумывались о чем-то таком, что совершенно не следует знать окружающим. О чем-то жестоком. Отомстить ненавистному боссу на работе, нагрубившему вам человеку в метро, толстой тетке в магазине, которая мешает вам пройти. Да, такое бывает не всегда, но есть моменты, когда обстоятельства складываются не самым лучшим образом и мы находимся отнюдь не в радужном расположении духа.

Так вот, нас всех удерживают некоторые рамки - морали, боязнь наказания, негативных последствий и так далее. И у Артура, главного героя, эти границы не выдержали. Конечно, этому способствовало и его психическое заболевание, но опять же повторюсь, оно сыграло совсем не главную роль.

В фильме есть сцена, которая, собственно говоря и стала той точкой невозврата, когда Артур стал скатываться в пучину полного безумия. Но самое ужасное, что после того, что он совершил, ему стало легче. Да, он был испуган, как и любой человек, совершивший подобное, но мы видим, что ему это понравилось.

Режиссер Тодд Филлипс, снявший до этого практически одни комедии, как никто другой мастерски сумел показать процесс перехода Артура Флекка на "темную" сторону. Джокер - это не просто очередной супергеройский фильм по комиксам, это глубочайшая трагедия одинокого человека, отвергаемого обществом.

Конечно, за основу был взят персонаж комиксов, в фильме есть заметные отсылки и события, происходившие в графических романах. Там даже есть "та самая" сцена, кто смотрел, тот поймет о чем речь, для остальных не хочу спойлерить.

Но Тодд Филлипс, он же был и сценаристом фильма, полностью выдумал ему новую биографию, дал новое имя и новые жизненные обстоятельства. И все это для того, чтобы показать зрителю, что каждый из нас мог оказаться на месте Артура.

Честно говоря, по ходу фильма, я постоянно задавал себе один вопрос - "А что бы сделал я на его месте, как бы я поступил в этой ситуации?". И порой ответы меня совсем не радовали. Не подумайте, что я тоже какой-то псих, но в жизни у меня было немало ситуаций, которые заставили меня сочувствовать Джокеру.

Вообще, этот фильм по своему содержанию и по духу намного ближе к таким выдающимся картинам, как "Таксист" и "Король комедии" Мартина Скорсезе, чем к остальным супергеройским фильмам. В "Джокере" даже мелькает несколько интерпретаций культовых сцен из "Таксиста".

И даже приглашение Роберта Де Ниро на роль телеведущего Мюррея Франклина совершенно не случайно, ведь именно он играл главные роли у Скорсезе. В фильме "Король комедии" Де Ниро играет неудачливого комедианта, маниакально преследующего знаменитого телеведущего, в надежде попасть на его шоу. Теперь же он сам воплотился в ведущего, на шоу которого мечтает попасть Флекк.

Атмосферу фильма прекрасно передает и цветовая гамма. "Джокер" начинается в ярких тонах, но постепенно становится все мрачнее и темнее, по мере погружения главного героя в пучину безумия, периодически возвращаясь к светлым тонам лишь в моменты счастья Артура.

Отдельно стоит сказать о музыке фильма. Над саундтреком работала исландский музыкант и композитор Хильдур Гуднадоттир. Больше всего она известна по работе над музыкой к нашумевшему сериалу "Чернобыль". Музыка прекрасно передает настроение фильма - мрачная, тревожная и давящая, она соответствует изменениям, происходящим в самом Артуре.

Герой часто танцует под музыку, которую он слышит внутри себя. Причем эти танцы мгновенно вызвали в моей памяти ассоциации с "Красным Драконом" Ратнера. Таким образом он выражает свои чувства, свою радость, ведь смех, через который выражают эти эмоции обычные люди стал для него проклятьем.

Хоакин Феникс, исполнитель главной роли, по моему мнению, несомненно заслуживает Оскара. Во-первых, для подготовки роли Джокера он проделал колоссальную работу, не только похудев, но и изучив огромное количество материалов об убийцах политиков. Во-вторых, Хоакин Феникс постарался сделать персонажа максимально сложным и непредсказуемым. И в-третьих, этот адский смех, от которого у меня мурашки пробегали по коже. Сам Хоакин рассказывал в одном из интервью, что очень долго работал над этим смехом. Он просмотрел множество записей с людьми, страдающими приступами неконтролируемого смеха, чтобы добиться нужного результата.

И даже смех в фильме разных видов - болезненный смех Артура в начале фильма и безумный, но по-настоящему счастливый смех Джокера в конце.

В фильме присутствует несколько очень жестоких сцен, и выполнены они максимально реалистично, и именно этим они и пугают. А еще своей неожиданностью. Я лично оказался к некоторым из них немного не готов.

Вообще, как говорил сам Тодд Филлипс, он постарался дать в фильме максимально реалистичную картину и это ему удалось на все сто процентов. Готэм, который показан в фильме, это один в один Нью-Йорк или Чикаго 80-х годов, вы даже можете найти и посмотреть фотографии того времени, и они мало чем отличаются от того, что показано в фильме.

Операторская работа тоже на высоте. Да, здесь мало общих планов, большая часть действия происходит в ограниченных пространствах, но это именно то, что нужно фильму. Сцены с лестницей, например, несут в себе отдельный смыл: в самом начале фильма, когда Артур поднимается по ней с пакетом лекарств в руках, так как он делает это каждый день. В середине фильма, когда он уже морально разбит. И в конце фильма, когда уже не Артур, но Джокер, спускается по этой же лестнице в танце. Сказать, что это гениально - это ничего не сказать.

Стоит упомянуть и второстепенных персонажей. Помимо Мюррея Франклина важную роль в жизни Артура суждено сыграть и Томасу Уэйну, отцу будущего Темного рыцаря. В фильме он представлен не как обычно, благородным филантропом, а обычным богатеем, рвущимся к власти. Немного проспойлерю, сам будущий Бэтмен здесь тоже появляется, и даже немного общается с Джокером.

В целом, если описать мои впечатления от фильма, это полнейший восторг. Естественно, многие могут не согласиться со мной. Но этот фильм, он не для всех. Многие из тех людей, кто пришел в кино на один сеанс со мной, явно не были к нему готовы, и пожалуй, не будут готовы никогда.

Можно сказать, что "Джокер" Филлипса - это авторское кино. Это не один из тех блокбастеров, которые мы привыкли видеть в жанре супергероики. Это максимально реалистичный, серьезный и мрачный фильм, своего рода шекспировская трагедия.

"Джокер" - это история одного из нас, обычного маленького человека, который просто устал быть хорошим. И я буду очень рад, если в дальнейшем создатели фильмов о супергероях будут уделять больше внимания внутреннему миру своих персонажей, чем количеству спецэффектов на экране.