Что из себя представляет The Alters

13 июня в стиме состоялся релиз довольно интересной игры The Alters, которую я лично с нетерпением ждал с момента показа первого трейлера в конце 2023 года. Разработчики из студии 11 bit studios, уже успевшие подарить миру шикарную серию градостроительных стратегий Frostpunk, на сей раз создали проект, сочетающий в себе несколько популярных жанров - приключение с видом от третьего лица, выживание, строительство и развитие базы. Собственно, в этом материале мы посмотрим, что из себя представляет данная игра, подробно разобрав ее ключевые особенности.
Графика и производительность
Начнем мы с самого простого. Графика в игре, на мой взгляд, шикарная, особенно учитывая, что это не ААА- \ АААА-проект с раздутым бюджетом. Производительность также на высоте и по крайней мере у меня с включенным DLAA от DLSS не было особых проблем, фпс на пару секунд падал до крайне низких значений всего два раза.

Сюжет
По сюжету вам предстоит примерить на себя роль мужчины по имени Ян Дольски, который вместе с остальными участникам крайне важного проекта Dolly отправился в отдаленную трехзведную систему, где на одной из планет предположительно должен находиться весьма необычный элемент Рапидиум, способный значительно ускорять рост. В ходе приземления ввиду непонятных обстоятельств из всей команды в живых остается только Ян, и теперь ему в одиночку предстоит завершить миссию, попутно стараясь выжить в довольно-таки враждебной среде.

Сюжет игры состоит из пролога, интерлюдии и 3 основных глав, на протяжении которых вам предстоит бродить по локациям необычной планеты, общаться с людьми с Земли, принимать различные важные решения, влияющие на дальнейшие развитие событий, периодически думать над стандартными вопросами человечества, помочь главному герою разобраться в прошлом, чтобы стать более лучшей версией себя и просто стараться выжить (в общем, все как всегда). У меня на прохождение сюжета ушло 19 часов, но я старался пройти игру как можно быстрее.





Альтеры
При помощи квантового компьютера вы можете смоделировать альтернативные версии решений, которые Ян принял в процессе своей жизни, и затем загрузить их в специальных клонов, созданных при помощи рапидимума, тем самым получив Альтеров - версий Яна, чьи жизненные решения привели к совершенно иной профессии. Собственно, эта механика и является ключевой изюминкой игры.



К сожалению, вы можете выбрать только из девяти заранее заготовленных вариантов:
- Ян-доктор.
- Ян-терапевт.
- Ян-техник.
- Ян-горняк.
- Ян-охранник.
- Ян-перерабатывающий.
- Ян-рабочий.
- Ян-ученый.
- Ян-ботаник.





С точки зрения игрового процесса альтеры выполняют сразу несколько довольно важных функций. Во-первых: каждого можно отправить выполнять различные задачи, связанные с базой и ее развитием, крафтом предметов и снаряжения. Благодаря этому вы можете одновременно выполнить сразу несколько дел и не терять драгоценное время.

Интерфейс отправки альтеров
Во-вторых: каждый альтер предоставляет определенные бонусы, связанные с базой и ее развитием или же открывает доступ к новому функционалу.
- Ян-доктор - быстрее исцеляет альтеров и готовит еду.
- Ян-терапевт - успокаивает альтеров в комнате отдыха.
- Ян-техник - на +50% повышает эффективность ремонта блоков базы.
- Ян-горняк - на +50% повышает эффективность добычи металлов.
- Ян-охранник - усмиряет альтеров в комнате отдыха.
- Ян-перерабатывающий - на +50% повышает эффективность переработки особой руды в обычную руду и органику.
- Ян-рабочий - на +50% повышает эффективность крафта предметов и снаряжения.
- Ян-ученый - открывает доступ к древу развития.
- Ян-ботаник - на +100% повышает эффективность выращивания растений в зеленом блоке.









Собственно, именно ради этих бонусов вы и создаете альтеров. Я лично большую часть игры прошел с тремя альтерами (техник, ученый, ботаник), и четвертого (доктора) создал только из-за того, что того требовало одно из сюжетных заданий. Скорее всего, если бы я создал больше трех, игровой процесс был бы куда проще или сложнее из-за следующего момента.

То самое сюжетное задание
В-третьих: каждый альтер - это живой человек со своим мнением, амбициями, желаниями, видением мира, потребностями и отношением к тем или иным моментам. Совокупность всех этих вещей влияет на их поведение, настроение и отношение с другими альтерами, что порой приводит к стычкам, всплескам негатива, апатии, страху, крайне негативным последствиям и т.д. Также настроение влияет на то, сколько часов в день альтер готов выполнять ваши поручения, минимум 4 часа, а максимум 12.





Чтобы поддерживать альтеров в приемлемом или хорошем настроении, о них придется заботиться, из-за чего порой вы себя будете ощущать мамочкой, решая всевозможные споры, принимая ту или иную сторону. Меньше всего проблем и головной боли мне лично доставили ученый, ботаник, доктор, в то время как техник изображал упертого барана и в определенный момент даже свалил, решив, что сможет выжить в одиночку.

Упертый баран готовый свалить
Повысить настроение альтеров можно следующими способами:
- Поговорить (если это доступно) и выбрать правильные варианты диалога, что соответствуют их личности.
- Выбрать правильные варианты диалогов в сюжетных миссиях, опять же исходя из личности альтера.


- Найти и затем отдать определенные личные вещи Яна.
- Посмотреть фильм, это, пожалуй, самый простой способ. Стоит отметить, каждый фильм это действительно небольшой, порой очень примитивный фильм, что, как я понял, разработчики специального сделали для игры.







- Поиграть в мини-игру бирпонг. Если вы выиграете, у альтера поднимется показатель мотивации, а если проиграете - веселья.
- Кормить нормальной едой - в игре всего два вида еды: безвкусная мякоть, для создания которой необходима только вода, нормальная еда, но для ее создания необходимо выращивать овощи. Каждый день Ян и все альтеры поглощают одну единицу еды.





Исследование мира
В процессе прохождения сюжета вам предстоит посетить 3 довольно большие локации (4, если учитывать стартовую) весьма необычной планеты. Несмотря на то, что у них имеется одна ключевая особенность, между собой они отличаются биомом, например, в одной вам предстоит исследовать скалистые равнины, в другой - обильную сеть извилистых пещер, а в третьей - место, где скалы образуют причудливые сооружения, напоминающие деревья. В целом локации по крайней мере визуально выглядят уникально.








В плане игрового процесса локации наполнены следующими вещами, которые подталкивают вас исследовать каждый уголок:
- Основные ресурсы - необходимы для возведения новых сооружений на базе и крафта всевозможных вещей. Всего в игре 5 основных разновидностей ресурсов:
- Вода.
- Металл.
- Минералы.
- Обогащенные металлы.
- Рапидиум.
- Основные ресурсы бывают трех видов:
- Мелкие - их можно сразу подобрать.
- Крупные - их необходимо вручную добывать в течение определенного количества времени. Ресурс можно добыть всего 3 раза.
- Месторождения - их необходимо добывать при помощи соответствующего сооружения, что управляется вручную.







- Капсулы корабля - рядом с ними находится чемодан, содержащий личные вещи Яна, что он взял с собой, или же фильм.
- Особые контейнеры - содержат в себе сломанный чип. Его можно починить и установить в квантовый компьютер тем самым повысив уровень и максимальное количество альтеров которых можно создать.








- Аномалии - про них чуть позже.
- Уникальные объекты - про них чуть позже.
- Препятствия и выступы - их можно преодолеть только лишь при помощи особого снаряжения.





Добыча ресурсов
Упомянутые мной выше месторождения являются основным способом добычи ресурсов, так как они бесконечные. Процесс их добычи выполнен одновременно довольно просто и интересно:
- Сперва в локации необходимо найти месторождение, они отображаются большими значками соответствующего ресурса.
- Далее, очерчивая области на земле, при помощи зондов сканируем месторождение в поисках яркого красного пятна.




- Как только вы найдете пятно, на земле автоматически появится точка, на которую можно установить станцию добычи.
- После этого остается только при помощи вышек соединить станцию с базой. Как только вы это сделаете, станция станет активной и откроется возможность быстрого перемещения от станции к базе. Ее также можно использовать для перемещения между всеми соединенными сооружениями.





В самом начале игры вы сможете установить только станции, для работы которых нужен человек, а на более поздних стадиях - автоматические. Управлять станцией можно как самому, так и поставить за нее альтера. Ну и наконец что самое важное при переходе из одной локации в другую вы можете забрать все установленные станции и вышки.




База
В роли основной базы, где живет Ян и все его альтеры, выступает огромное полое колесо, внутри которого вы и размещаете всевозможные блоки. Тут стоит отметить, что в отличие от всей остальной игры, по базе вы передвигаетесь в режиме 2D и не можете бегать.





Для размещения новых блоков потребуются почти все ресурсы, которые вы можете найти в локациях, за исключением обогащенных металлов, так как их можно лишь переработать в металлы и воду. Далее приведу примеры блоков, которые можно разместить:
- Резервуар для воды - единственный блок, который невозможно переместить, и это крайне неудобно.
- Воздушный шлюз - позволяет войти и выйти из базы.
- Центр управления - позволяет разместить новые блоки, переместить \ уничтожить уже имеющиеся, отправиться в следующую локацию после выполнения основного сюжетного задания.
- Коммуникационный центр - позволяет общаться с ключевыми сюжетными НПЦ с Земли.



- Машинный отсек - отвечает за защиту базы от радиации.
- Комната капитана - позволяет завершить день.
- Мастерская - позволяет создавать различные предметы и снаряжение.
- Переработка - позволяет перерабатывать обогащенные металлы и специальные предметы в определенные ресурсы.




- Квантовый компьютер - позволяет смоделировать альтернативные версии решений для альтеров.
- Утроба - место, где выращиваются альтеры.
- Исследовательская лаборатория - необходима для функционирования древа развития.
- Зеленый дом - место, где вы выращиваете овощи для создания самой лучшей еды.




- Кухня - место, где альтеры поглощают еду и вы создаете новую.
- Жилые помещения для альтеров.
- Социальное помещение - тут вместе с альтерами можно посмотреть фильм, сыграть с выбранным альтером в бирпонг.
- Складские помещение, блоки специального предназначения и сюжетные блоки.




Важно отметить, что каждый установленный модуль делает базу тяжелее, из-за чего для перехода в следующую локацию потребуется больше воды. Из-за этой особенности вы вполне можете столкнуться с ситуацией, когда для перехода в следующую локацию будет нужно куда больше воды, чем может вместить в себя резервуар, и придется избавляться от ненужных блоков.

Вес и необходимое количество воды
Развитие
Развитие базы и в определенной степени главного героя происходит через уже не раз упомянутое древо навыков. Оно разделено на 4 категории, каждая из которых содержит в себе огромное количество различных технологий.
- Исследование - позволяет улучшить скафандр Яна, зонды сканера, вышки для соединения станций с базой, разблокировать и улучшить крюк, что позволяет взбираться на выступы, улучшить иллюминатор.

- Экономика - позволяет улучшить станции добычи ресурсов, разблокировать новые станции, улучшить процесс добычи ресурсов, разблокировать новые рецепты для переработки.

- База - позволяет разблокировать новые блоки для базы, улучшить различные вещи, связанные с ней, и открыть функционал расширения. При помощи последнего базу можно расширить 4 раза, при этом каждый раз вы сильно увеличиваете доступное место внутри колеса, повышаете максимальную вместительность хранилища воды и лимит на сооружение определенных блоков.


- Миссии - тут вы проводите исследования, необходимые для сюжета или же личные прихоти ученого.

На разблокировку примерно половины технологий в каждом разделе требуется только определенное количество времени, а на оставшуюся часть - время и особый ресурс, который добывается только при уничтожении уникальных объектов локаций. Для этого при помощи инструмента иллюминатор, что расходует энергию батареи костюма сперва необходимо уничтожить первую точку, затем по следу дойти до второй, уничтожить ее и подобрать особый ресурс.









Выживание
Ну и наконец мы добрались до самого интересного - аспекта выживания, что выражается сразу в нескольких механиках.
Время
Пожалуй, ключевой механикой выживания является время, необходимое для выполнения почти всех действий, начиная от добычи ресурсов и заканчивая исследованием, из-за чего крайне важно постоянно задействовать альтеров, чтобы одновременно выполнять сразу несколько действий. Каждый день вам отводится определенное количество времени, разделенное на три промежутка.
- С 7:30 до 20 - промежуток наибольшей продуктивности.
- С 20 до 23 - промежуток пониженной продуктивности, когда на все действия уходит почти в два раза больше времени, проще говоря, все устали.
- С 23 до 4 ночи - промежуток, когда нельзя вообще ничего делать, все отправляются спать и остается только завершить день.

Рассвет
Из-за особого расположения планеты, на которой находится Ян, с наступлением рассвета солнечные лучи буквально выжигают все живое, вынуждая постоянно передвигать базу и находиться на темной стороне планеты. Это первая механика, которая может привести к завершению игры. С момента перехода в новую локацию до наступления рассвета уходит весьма большое количество дней (примерно 28), за которые необходимо успеть завершить сюжетный квест, все побочные квесты, исследовать локацию, найти все дополнительные вещи и запастись ресурсами.





Магнитный шторм
Это единственный негативный случайный ивент, что периодически начинает появляться в локациях с второй сюжетной главы. В течение определенного количества времени (от нескольких часов до нескольких дней) он заполняет локацию радиацией, значительно повышает шанс того, что блоки базы поломаются, повышает количество воды и рапидиума, которое вы получаете при помощи станций. После завершения шторма происходит следующее:
- Радиация в локациях появляется немного раньше.
- Появляются новые аномалии.
- Восстанавливаются ресурсы мелкого типа.
- Появляются дополнительные уникальные объекты локации.


Радиация
Радиация это, пожалуй, самая незначительная, но довольно-таки назойливая механика выживания, что есть в игре. Выражена она в следующем: у персонажа имеется шкала радиации, заполняющаяся от различных факторов, как только она заполнится до 100%, персонаж упадет в обморок и только на следующий день очнется внутри базы. Факторы, влияющие на шкалу радиации следующие:
- Ночное время - с 19 до 4 ночи.
- Месторождения обогащенных металлов.
- Аномалии.




Также от радиации необходимо защищать и базу, иначе все, кто в ней находятся ночью \ во время шторма, будут облучаться. Для этого нужно периодически крафтить фильтры, что действуют в течение определенного промежутка времени. К счастью, при помощи специальных блоков эффективность фильтров можно повысить вплоть до 100%, из-за чего вне шторма они вообще не будут расходоваться.



Аномалии
Это местный аналог противников, которых начиная со второй сюжетной главы можно встретить в различных участках локаций и даже неподалеку от базы, станций добычи ресурсов. Аномалии разделены на 6 вариаций, что постепенно открываются в процессе прохождения сюжета:
- Статичные.
- Медленно движущиеся в сторону персонажа.
- Быстро движущиеся в сторону персонажа.
- Пульсирующие - постепенно расширяются, затем сужаются и так по кругу.
- Временные - выглядят, как большое поле из тумана. При нахождении внутри тумана течение времени немного ускоряется.
- Дезориентирующее - при нахождении внутри активируется эффект искажения видения, из-за чего становится трудно понять, где и что находится.





Все аномалии, за исключением последних двух, выглядят как прозрачный пузырь, и если вы в нем окажетесь, персонаж тут же получит солидную дозу радиации. Избавиться от аномалии можно только уничтожив ее ядро или ядра, что перемещается по определенной траектории, хотя у некоторых они статичные. Увидеть и уничтожить ядро можно лишь при помощи инструмента иллюминатор. С каждой аномалии выпадает специальный ресурс, что при открытой технологии можно переработать в воду, металл или минералы.




Поломки
В процессе игры блоки базы будут периодически ломаться, и их необходимо чинить. Если одновременно на базе сломается определенное количество блоков, появится 6-минутный таймер катастрофы. Если за это время вы не сократите количество поломанных блоков хотя бы на один, база полностью перестанет функционировать. Это вторая механика, что может привести к завершению игры.




Бунт
Если полностью забить на альтеров, не обращать внимание на их настроение, превратить жизнь в сущий ад, появится специальный ивент с таймером в несколько дней. Если за это время вы не поднимите настроение альтеров, они взбунтуются и, судя по изображению на одной из картинок ниже, просто убьют Яна во сне. Это третья и последняя механика, что может привести к завершению игры.


Прочее
В данном пункте я решил отметить более мелкие, но не менее важные особенности:
- После создания каждого альтера вы можете прочитать, как именно изменилась жизнь Яна с определенного момента до присоединения к проекту Dolly.
- У игры несколько концовок, на которые, по стандартной схеме, влияют решения, что вы принимаете по ходу развития сюжета.
- Присутствует особая механика, которая запоминает, какие варианты диалогов вы уже выбирали, и при загрузке более раннего сохранения подсвечивает их.
- Присутствует особая механика “Выученные уроки”, которая, если я правильно понял, открывает дополнительные варианты диалогов. Их вы открываете при выполнении определенных условий, что привязаны к различным альтерам и одной из сюжетных миссий. С точки зрения лора уроки - это новые вещи, которые помогают Яну стать лучше, чем он был.





Заключение
Подводя итог материала, на мой взгляд, The Alters это неплохая и довольно увлекательная игра, в которой разработчики сумели правильно реализовать различные механики от трех популярных жанров, сделав их понятными и незамысловатыми. Сюжет в меру интересный, хоть, честно говоря, меня не особо зацепил ввиду того, что вращается вокруг стандартных избитых вещей (более-менее неожиданный поворот был только в самом конце).
Основная особенность игры в лице альтеров выполнена интересно, свежо, хотя порой мне хотелось от них избавиться из-за того что они совершали крайне странные и даже тупые поступки, разводили драму на пустом месте. Игру точно стоит пройти не один раз, чтобы попробовать все возможные вариации развития событий, например, я хочу, так сказать, “правильно” завершить один из стартовых побочных квестов, который, скорее всего, направит полученную мной концовку в более идеальное русло.
Из минусов я бы отметил лишь следующее:
- Присутствует выбор сложности для следующих элементов игрового процесс - экономика и экшен элементы.
- Нет опции изменения механики бега с удержания на переключение (бедный мой мизинец).
- На мой взгляд, не у всех альтеров очень полезные бонусы, из-за чего нет смысла их создавать, только ради неповторимого опыта \ хаоса.
- В паре моментов у меня случайные ивенты взаимодействия альтеров не давали активировать важный диалог с одним из них.
- Пара блоков базы периодически вели себя странным образом, все исправлялось перезагрузкой сохранения.




