Jagged Alliance: Back In Action

48232
43
Эпопея с продолжением JA длится уже много лет, но все попытки сделать истинного наследника легендарной тактической игры пока не увенчались успехом. В конечном итоге JA оказался в руках немцев из студии bitComposer Games, творчество которой мало знакомо российскому потребителю. В этой статье мы попробуем разобраться в том, что же нам готовят разработчики ремейка JA2, который появится в продаже уже на этой неделе.



Вступление

Первые скриншоты и заявление о том, что игра станет ремейком JA2, вселили хрупкую надежду увидеть если не достойное продолжение, то хотя бы немного «тряхнуть стариной» и погрузиться в ностальгию. Но чем скорей игра приближалась к релизу, тем больше тревожных фактов доходило до нас из недр студии-разработчика. Ремейк стал казаться уж больно радикальным в отношении многих ключевых аспектов игры. Недовольство на этот счет геймеры со стажем выказывают почти на всех форумах, включая официальный сайт, где они составляют целые списки необходимых изменений, чтобы игра действительно могла называться «Jagged Alliance». Нам удалось оценить игру до появления на прилавках, потому попытаемся разобраться, чем же для серии JA станет Back In Action – «последним гвоздем» или триумфальным возвращением.

Честно говоря, у меня весьма негативное отношение к радикальным изменениям успешных проектов со сложной интересной механикой и необычным геймплеем, потому и настрой был весьма пессимистичным. Дополнял мрачную картину тот факт, что не так давно мне удалось оценить бету онлайн версии Jagged Alliance Online от этих же разработчиков, которая, мягко говоря, оставила крайне посредственное впечатление, да и была совершенно не похожа на Ja.

Знакомые лица

Сюжет игры повторяет сюжет JA2. Небольшая страна третьего мира Арулько с богатыми залежами алмазов находится под тиранией жестокой королевы Дэйдраны. Несмотря на размер страны, армия правительницы имеет весьма внушительный численный состав и не особо церемонится с недовольными жителями и повстанцами (руководит которыми наш старый знакомый Мигель Кордона). В это время на организацию A.I.M., в состав которой входят лучшие наемники со всего мира, выходит некий Энрико Чивалдори – бывший муж Дейдраны, любимчик народа и законный владелец престола, который давно числился погибшим при странных обстоятельствах. Цель Энрико – нанять лучших, чтобы свергнуть Дейдрану, вернуть себе власть и навести мир и порядок в стране.


Возвращение в Арулько

Итак, после запуска нас встречает достаточно аскетичное «олдскульное» меню, в котором есть и пункт тренировки, что в наши дни не так уж часто встречается. Ну что же, почему бы не начать с него – все-таки прошло немало времени с последнего запуска JA2. Карта загрузилась, и бравый армейский голос начинает учить нас базовым аспектам механики игры и основам интерфейса. Интерфейс, к слову, несмотря на внешнюю не притягательность, оказывается очень удобным, как и управление. Впрочем, камеру могли бы реализовать получше. Описание графической части будет чуть позже, а пока расскажу про одно из ключевых изменений, с которым вас познакомят уже в тренировке – тактической паузе, которая пришла на смену классическому пошаговому режиму. Суть тактической паузы в следующем: после нажатия на пробел игра останавливается, и тогда можно раздать указания своим подопечным. Причем вам предлагают не просто выбрать цель в спокойной обстановке, а составить весьма приличных размеров список действий следующего вида: «добежать до точки А, залечь, выстрелить в голову солдата А, выстрелить в торс солдата B, отползти за преграду, перезарядить, встать, бросить гранату в точку B, войти в режим бега, убежать в точку C». Конечно, цепочки действий на практике, как правило, поменьше, так как после выхода из паузы игра вновь возвращается в реальное время, и многое может пойти не по плану из-за перемещения врагов, но система достаточно интересна, и, пожалуй, даже уместна. Сам набор действий не уступает старой «джаге». Помимо стандартных боевых действий и перемещений, наши бойцы умеют лечить, ремонтировать оружие и взламывать двери. Подводя итог по увиденному в режиме тренировки, следует сказать, что игра вызвала довольную улыбку, ибо в глубине души вновь затеплилась надежда. Пройти обучение рекомендуется – подача материала очень хорошая, при этом вас толково ознакомят с основами игры.

Пришло время рассказать об основной кампании. Первым делом вы попадаете в меню своего лаптопа, где можно нанять бойцов, почитать почту, найти информацию о заданиях и сделать заказы на экипировку. Выполнено всё с оглядкой на JA2, но и тут не обошлось без серьезных изменений – создать своего уникального персонажа нельзя, и это, пожалуй, серьезный промах, который трудно как-либо объяснить. Тем не менее, лист бойцов вызывает ностальгическую ухмылку при виде знакомых лиц и имен – от Лиски до Ивана Долвича и Гаса Тарболса. Цены на наемников разнятся в зависимости от их параметров, перков и экипировки. Поначалу можно позволить себе либо парочку бойцов уровня ниже среднего или же одного крепкого середнячка. Я, вспоминая свою любовь к снайперской тактике во втором «джагеде», остановил выбор на самом дешевом снайпере – Сове (на деле это почти 35к баксов из 40 доступных вначале). Надо сказать, что благодаря старому доброму юмору в духе JA2, читать истории наемников по-прежнему интересно, а вот плохо сделанные 3D лица несколько расстраивают.

Миссии в игре вызывают стойкое дежавю. Разработчики смогли передать атмосферу и стиль Арулько от SirTech. В то же время сами карты порой переделаны до неузнаваемости, благодаря чему не чувствуется вторичности и «копипасты». Сами же задания все те же: расчистить аэропорт, уничтожить зенитные установки, отбить шахты, освободить важные объекты и города. В награду за внимательность и упорство в "зачистках", игрок будет получать дополнительные миссии от местных жителей, а также находить новую экипировку. Карта нового Арулько хоть и имеет сходство с оригиналом, но претерпела значительные изменения как по структуре, так и по количеству и расположению населенных пунктов.


Арсенал

С выбором экипировки в Арулько проблем никогда не было, и этот раз не стал исключением. От ненужного мусора и простейших 9мм пистолетов до ракетометов и крупнокалиберных снайперских винтовок. Не забыли и про различные виды гранат, брони и полезных гаджетов типа отмычек, старой доброй монтажки и прочего. На оружие по-прежнему можно навешивать различные полезные вещицы, такие как глушители и прицелы.

Способов приобретения экипировки несколько: поиск местных торговцев, большая часть из которых вряд ли предложит вам что-то дельное; лут с убитых врагов и захваченных территорий (хорошие стволы на ранних этапах попадаются редко); заказ предметов через лаптоп (но придется ждать доставку, а потом еще и забирать из аэропорта). Бывают и приятные сюрпризы в виде заначек на карте.

Инвентарь бойцов позволяет носить до трёх видов оружия и приличное количество предметов поменьше, таких как патроны, аптечки и т.д. Следует напомнить, что предметы в JA имеют вес, который напрямую влияет на энергию бойцов и длительность бега (перегруженный боец не может бежать совсем). Так что утащить больше двух автоматов на практике проблематично.

Помимо поиска и подбора экипировки для своих бойцов, не стоит забывать и про создание ополчения в отбитых населенных пунктах. Потенциальные ополченцы отмечены на карте специальным значком. Для их найма нужно экипировать такого NPC оружием и броней. Прокачка осуществляется в процессе боев, которые выпадут на их долю.

Опыт в боевых условиях

Раз уж речь зашла о прокачке, то, безусловно, стоит упомянуть измененную систему прокачки ваших бойцов. Дело в том, что система повышения базовых параметров теперь имеет наиболее распространенный среди игр с RPG элементами вид: после получения уровня нам начисляют очки, которые можно потратить на повышения базовых (сила, ловкость и т.д.) и дополнительных параметров (медицина, взрывчатка и т.д.). Помимо статов есть еще и перки, но они фиксированы для каждого бойца, и возможность их изменять или брать новые отсутствует. Опыт капает за все: убийство, лечение, ремонт и т.д.


Структура локаций, тактика и баланс

Размеры зон, как правило, достаточно большие (крупнее JA2), причем могут быть разбиты на почти независимые участки. Например, с одной стороны карты жилой район, с другой – доки, а между ними относительно спокойная область. Постройки бывают как стандартными одноэтажными домами, так и трёхуровневыми структурами, состоящими из основного этажа, подвала и крыши/второго этажа. Места для тактических маневров достаточно: занимаем крыши и возвышенности снайперами, эффективно работаем дробовиками в помещениях, нападаем на врагов через стекла на крыше зданий, используем окна, подрываем стены при необходимости. Тут правда есть одно серьезное «НО»: баланс пока перекошен, особенно это касается снайперов. Если вам удастся найти в начале игры «Винторез», стреляющий распространенными пистолетными патронами, то первую половину карты можно зачистить парой бойцов. Причина даже не в крутизне снайперских винтовок (крупнокалиберный M82 Barrett, например, требует около 6-8 секунд на прицеливание и стоит весьма недешево), а в слабом ai супостатов, большая часть которых предпочитает бежать напролом с жалкими пистолетиками или даже с мачете наперевес. Слава богу, что есть более хитрые оппоненты, которые упорно сидят в углах внутри помещений или на крышах зданий (а иногда даже совершают хитрые маневры, прячась за различными объектами), вынуждая игрока совершать какие-то маневры и подключать не только снайперов. Чем дальше в дебри Арулько вы будете забираться, тем лучше будут вооружены войска Дейдраны (тяжелая техника тоже никуда не делась). Стоит упомянуть еще одно важное изменение – тумана войны в игре теперь нет, и все происходящее на карте находится перед взором игрока.

Несмотря на то что зачастую вы можете обходиться небольшим составом метких стрелков, не стоит забывать о периодической необходимости взламывать, взрывать, ремонтировать, лечить. Потому неплохо бы в тылу иметь специалистов разных областей.

Из важных особенностей JA:BIA хотелось бы также отметить следующее: стрелять можно в разные части тела; расстояние до цели влияет на урон и шанс попадания; положение бойца влияет на меткость и скорость прицеливания (а также на шанс получить пулю в лоб).

Одним словом, тактический потенциал у игры очень хороший, но изрядно подпорчен слабым искусственным интеллектом врагов, который, на мой взгляд, является главным претендентом на шлифовку и патчи. Некоторые "стволы" тоже неплохо было бы переработать в пользу баланса.


Микроменеджмент и глобальная карта

Глобальная карта в общих чертах напоминает оригинал из JA2. Тут мы может перемещать отряды, видеть информацию об ополченцах в отвоеванных поселениях. Войска Дейдраны, как и прежде, совершают попытки отбить поселения, так что все-таки лучше иметь в запасе еще один отряд, прикрывающий тылы, если, конечно, вы не хотите совершать ненужные перебежки через полкарты и читать обидные письма от Энрико. Помимо перемещений, на глобальной карте отображается время суток, количество прошедших с начала операции дней и наше финансовое положение. Пополнение счета происходит за счет захвата шахт, важных объектов, а также торговли лутом, причем последний способ весьма эффективен. Для ведения хорошей торговли неплохо бы иметь свободные руки, так как на паре бойцов много не утащишь.

Вырученные деньги тратятся на новых бойцов и закупки новинок в онлайн магазине Боби Рея (магазин обновляется). Не стоит забывать и про то, что контракты наемников имеют временные рамки, и на продление тоже могут потребоваться деньги.

Техническая сторона

В плане графики игра звезд с неба не хватает, но выглядит весьма аккуратно и приятно, хотя модельки бойцов и текстуры могли бы быть и получше. Зато порадовал тот факт, что все «стволы» отрисованы, и теперь уже по внешнему виду можно определить огневую мощь врага и понять, чего от него следует ожидать. В целом, качество картинки вполне нормальное для тактической игры. Разрушаемость построек присутствует только в специально отведенных местах (отмеченных зеленой иконкой с изображением взрывчатки). Порадовала физика тел: солдатики очень естественно отправляются в мир иной - многие шутеры с крутыми физическими движками могли бы позавидовать. В плане звука и музыки, как и с графикой, чудес особых замечено не было – все довольно сносно, но на эпичность не претендует. Только вот набор фраз маловат – надоедает слушать одно и то же, да и между собой бойцы не желают общаться и ругаться (хотя, вероятно, для этого нужны специфические комбинации наемников). К локализации особых претензий не возникло. В плане системных требований игра демократична и порадует обладателей не очень мощных машин. Возможности для сетевой игры не предусмотрены. Вылетов и других проблем технического характера замечено не было.


Иногда они возвращаются… другими

Подводя итог, хотелось бы сказать следующее: по атмосфере, на мой взгляд, игра удалась - это всё тот же знакомый нам Арулько. Серьезные изменения механики тоже оказались не такими уж страшными, как выглядели на бумаге. А вот в плане ai разработчикам надо бы еще поработать и подшлифовать его патчами. Общее впечатление от игры – оказуаленный JA, но все-таки JA. Поиграть обязательно стоит.

P.S. На момент написания статьи уже вышел патч на 60 мегабайт (к сожалению, нет информации об исправлениях), а также стала доступна демо-версия игры.