Культ Хидео Кодзимы
Встреча с гением в Сингапуре
Сингапурский этап мирового турне Хидео Кодзимы с Death Stranding очевидно был выверен очень тщательно для создания необходимого эффекта. После нескольких мгновений в кромешной тьме по толпе, собравшейся в зале, пробежало ощутимое чувство предвкушения: знаменитый геймдизайнер неожиданно появился в самом центре сцены. Освещенная прожектором, его фигура отбрасывала слабый силуэт на занавес, и лишь только его лицо было видно. Публика взревела от восторга, когда экран начал постепенно подниматься, открывая стоящего на сцене человека и обстановку вокруг него. Это был очень волнующий момент - он заключал в себе целиком дух тура по Death Stranding: празднование неортодоксальных достижений Хидео Кодзимы.
Это может прозвучать чрезмерно пафосно, но, вероятно, сегодня в игровой индустрии нет другой фигуры, похожей на Кодзиму. Для его поклонников его работа над Metal Gear Solid закрепила за ним звание одного из немногих игровых Авторов в индустрии, в то время как популярность игровой серии и его постоянное общение с голливудскими знаменитостями, такими как Мадс Миккельсен (Mads Mikkelsen) и Гильермо Дель Торо (Guillermo Del Toro), также сработали на его популярность. Черт, даже Канье Уэст (Kanye West) не устоял перед его славой. Повсюду, где вступает нога Кодзимы, расцветает атмосфера благоговения, с размышлениями, написанными о его (и его команды) творениях с таким нежным трепетом, с каким другие относятся к любимым режиссерам или известным музыкантам.
Этот престиж, окружающий его, неизбежно проявился в реальной жизни. Во время тура, посвященного Death Stranding, организаторы и закулисная команда суетились вокруг него, контролируя каждый момент в его интервью для СМИ. Достаточно ли запасено газированной воды? Где должны стоять интервьюеры? Нужно ли журналистам это дополнительное посадочное место прямо перед этим столиком? Все это резко отличалось от выступлений других игровых дизайнеров, которые посещали наш солнечный остров со значительно меньшей помпой. Тем не менее, когда Кодзима наконец прибыл на интервью – со своим небольшим окружением - он тепло пожал нам руки и быстро сел на свое место. Будто отлаженный механизм, представитель Sony быстро поднес напиток и подставку к столу, в то время как остальная часть команды стояла вокруг в напряжении, внимательно наблюдая за продолжением интервью. В какой-то момент Кодзима сделал нервный жест и пробормотал что-то по-японски, и один из членов его команды жестом пригласил нас сесть – то, как мы пялились на него, заставило его нервничать.
Между тем, возможность встречи поклонников с Хидео только усилила ажиотаж вокруг его прибытия. Поскольку билеты были бесплатными, они были вывешены онлайн за неделю до события и оказались разобраны буквально в течение 10 минут после открытия, при этом скальперы смогли воспользоваться возможностью быстро заработать деньги, в итоге некоторые билеты продавались по 300 сингапурских долларов (около 220 долларов США). Некоторые из фанатов жаловались на отсутствие билетов на общедоступной странице мероприятия в Facebook, при этом один даже предлагал, чтобы региональным фанатам, которые планировали прилететь ради этого события, не разрешали получать билеты, мол, местные жители должны получить приоритет. Другой пообщался со мной через Facebook, сказав, что он обнаружил информацию о рейсе и гостинице Кодзимы, и что он собирается поприветствовать его после приземления. «Бро, я немного посидел дома, информацию не трудно было найти» - сказал он. «Я имею в виду, детали точны не совсем на 100%, но, я бы сказал, на 80%». PR-представитель Sony подтвердил, что некоторые фанаты действительно ждали Кодзиму прямо в аэропорту.
Кроме того, нашлись те, кто с вечера накануне заняли очередь с палатками, чтобы получить входные билеты, хотя из раздача официально начиналась лишь в полдень следующего дня. Другие пришли к месту мероприятия спозаранку, около 7 часов утра, в попытке хотя бы мельком увидеть Хидео. «Я хочу испытать встречу с ним. Он художник от ремесла, предприниматель, и он повлиял на нашу жизнь через многие свои игры», - сказал один из поклонников. «Он рассматривает свои игры не просто как дойную корову или продукт на продажу, но как приключение». Несмотря на то, что им пришлось простоять в очереди в знойную жару, многие были в приподнятом настроении, когда показывали мне свой мерч по Death Stranding и Metal Gear Solid и болтали о своем восхищении Кодзимой.
Появление косплееров на данном мероприятии до появления Кодзимы усилило предвкушение от встречи с ним. Поклонники и фотографы вертелись вокруг одной, которая была одета как Фрагиль из Death Stranding: весь ее костюм, включая характерный логотип на спине куртки, был тщательно расписан и обработан вручную. Другой был одет в примечательный черно-красный костюм Дедмена - когда я впервые подошел к нему, он был занят, фотографируясь со всеми желающими. «Я слежу за его работами, начиная с Metal Gear. Мне нравится, как он рассказывает истории. В большинстве своих игр высказывает о том, что он думает о мире... Серия Metal Gear посвящена всему антивоенному, а новая игра Death Stranding - о связях между людьми» - рассказал он.
Именно подобная связь составила тематическое ядро Death Stranding, что по некоторому мнению и явилось причиной для мирового турне. Это тот момент, который Кодзима сам несколько раз поднимал во время мероприятия, а также во время своего интервью для СМИ. Он упомянул, что мировое турне, по сути, является формой некоей «косвенной связи с игрой» и возможностью встретиться со своими поклонниками по всему миру. В самой игре главный герой Сэм должен доставлять драгоценные грузы через территории постапокалиптической Америки, по пути пересекая суровую местность, по которой разбросаны предметы и структуры, оставленные другими игроками.
Во время серии вопросов и ответов Кодзима свободно говорил о дизайне Death Stranding, а также о значении функции связи с другими игроками, в сопровождении арт-директора проекта Йоджи Шинкава (Yoji Shinkawa). Руководитель отдела маркетинга и коммуникаций его студии Аки Сайто (Aki Saito) работал переводчиком для обоих мужчин. Через Сайто Кодзима объяснил, что эта функция служит неосязаемой нитью, которая связывает всех игроков друг с другом. «Если есть река или расщелина, сначала вы устанавливаете лестницу для себя, как и в любой другой игре. Она ставится лишь для вашей пользы», - рассказывает он. «Когда же вы переходите лестницу, как по мосту, все люди в остальном мире тоже видят эту лестницу - люди будут использовать ее, а вы получать «лайки». И вы думаете: «Я сделал это только для себя самого, но с помощью этого я помог другим людям»... Когда вы понимаете это, в следующий раз, когда вы ставите лестницу, думая и о себе, и других игроках, которые смогут проследовать вашим путем».
Само собой разумеется, что мировое турне Death Stranding - это, конечно, хитрый маркетинговый трюк, который в значительной степени опирается на немного загадочную личность Кодзимы, чтобы повысить интерес к игре. Некоторые люди, с которыми мне удалось побеседовать, пришли на это мероприятие из простого человеческого любопытства, отметив, что они пошли бы куда-нибудь еще в тот же день, если бы мероприятие оказалось переполнено. Но концепция создания социальных связей - или «нитей» (если позаимствовать слово из лексикона Death Stranding) с помощью ряда встреч с фанатами и игроками по всему миру звучала бы как полная фигня, если бы не искренность Кодзимы. Когда сессия вопросов и ответов закончилась, ведущий мероприятия объявил, что все присутствующие (все 500 человек, находящиеся в зале) приглашаются для личного фотографирования с Кодзимой. Новость была приветствована громогласным ура! И, если честно встать на сторону Кодзимы, это явно было довольно утомительное занятие.
Но даже несмотря на то, что некоторые фанаты оказались расстроенными отсутствием автограф-сессии, большинство из них оказались слишком впечатлены, чтобы подойти к Кодзиме поближе. Один фанат сказал мне: «Это было самое искреннее игровое мероприятие, которое я когда-либо посещал», и показал мне небольшое хвалебное эссе, которое он написал о достижениях Кодзимы. Другой сравнил влияние Кодзимы с сэром Алексом Фергюсоном (Sir Alex Ferguson) и «Манчестер Юнайтед», футбольной командой, которую он тренировал с 1986 по 2013 год, сказав: «Кодзима-сан, серия игр Metal Gear - ничто без вас, как режиссера». Хотя культ личности, окружающий Кодзиму, иногда может показаться почти что мифическим или даже чрезмерным (как тот случай, когда Sony раздавала маски с лицом Кодзимы на Madrid Games Week), именно такие предпринимаемые им усилия дают его поклонникам редкую возможность встретиться со своим кумиром. А что насчет остальных? Мы все просто игроки в мифическом творческом пространстве одного из самых известных создателей видеоигр.
Источник: Eurogamer