Mitsubishi A5M: рендеры и история создания японского истребителя

6466
16

Рендеры и историю создания японского истребителя Mitsubishi A5M опубликовали разработчики MMO World of Warplanes из компании Wargaming.net на официальном сайте игры.

«В середине 1930-х годов на вооружение военно-воздушных сил разных стран начали массово поступать скоростные истребители-монопланы, которые стали вытеснять бипланы, господствовавшие в небе со времён Первой мировой войны, - говорится в описании. - Исключением стала палубная авиация, которая по-прежнему была верна бипланам. Они имели меньшую посадочную скорость, что было жизненно важно при посадке на короткие палубы авианосцев. Первый палубный истребитель-моноплан появился лишь в 1935 году, и построен он был в Японии — стране, которую никто в мире не считал лидером авиастроения, но чьи самолёты весьма достойно проявят себя в будущих сражениях Второй мировой войны».

Читать полностью  + Прототип Mitsubishi A5M, имевший наименование Ка-14, был создан всего за 11 месяцев: с февраля 1934 по февраль 1935 года. При разработке конструкторы огромное внимание уделили весу нового самолёта, стараясь максимально облегчить его. В результате прототип получился даже легче, чем предполагалось, что самым положительным образом сказалось на его лётных качествах. К примеру, согласно техническому заданию, предельная скорость Ка-14 должна была достигать 350 км/ч, а в первом полёте он развил 444 км/ч, что вызвало недоверие военных, потребовавших дополнительных испытаний, на которых прототип показал уже 449 км/ч.

Сомнения лётчиков возникали лишь по поводу якобы недостаточной маневренности Ка-14, в Японии традиционно большое значение придавали этой характеристике. Однако Ка-14 по маневренности почти не уступал большинству японских бипланов того времени, кроме того, эта машина оказалась весьма эффективной на вертикалях. Молодые лётчики попробовали её в этом типе боя вопреки официальным уставам и наставлениям. Осенью 1936 года Ка-14 был принят на вооружение, а с начала 1937 года начал поступать в войска под индексом Mitsubishi A5M.
Mitsubishi A5M имел неубираемое шасси и открытую кабину, что выглядело как анахронизм. Тем не менее, эти кажущиеся недостатки были спроектированы умышленно. Согласно расчётам конструкторов уборка шасси давала прибавку в скорости всего в 3%, а механизм уборки усложнял и утяжелял самолёт. Открытая кабина была менее комфортна для пилота, однако значительно улучшала обзор. Вооружение Mitsubishi A5M состояло из двух 7,7-мм пулемётов, расположенных в носовой части машины, хотя впоследствии и делались попытки установить на самолёт несколько 20-мм пушек. Кроме того, Mitsubishi A5M был способен нести пару 30-килограммовых бомб.

В июле 1937 года началась японо-китайская война. С японской стороны основное участие в боевых действиях принимала флотская авиация. В первых боях в районе Шанхая японские лётчики понесли тяжёлые потери, так как самым распространённым типом японских истребителей в то время был биплан A4N1, развивавший максимальную скорость в 350 км/ч. Китайцы использовали американские бипланы Curtiss Hawk III, летавшие со скоростью в 385 км/ч. Особенно успешно эти машины действовали при перехвате вражеских бомбардировщиков.

Только в августе 1937 года на авианосце «Кага» в район боевых действий из Японии прибыли первые два Mitsubishi A5M. 4 сентября они встретились с четырьмя китайскими истребителями и сбили три из них. После этого боя количество Mitsubishi A5M в китайском небе стало резко расти. Машины этого типа не уступали Curtiss Hawk III в вёрткости, но имели превосходство в скорости. К тому же японские пилоты были лучше подготовлены, и китайцам было сложно противопоставить что-то их мастерству. Первые потери Mitsubishi A5M понесли 21 сентября 1937 года, когда пять истребителей, возвращаясь с задания, не сумели долететь до своего авианосца из-за нехватки топлива, совершили вынужденную посадку на воду и затонули.

Хотя китайским лётчикам удавалось сбивать Mitsubishi A5M (впервые это произошло 12 октября), соотношение потерь было явно не в их пользу. Ситуация для японцев резко осложнилась, когда на помощь китайцам начали прибывать советские пилоты на своих истребителях И-15бис, И-16 и бомбардировщиках СБ. Официально они считались иностранными добровольцами, но на самом деле были кадровыми лётчиками ВВС РККА. Бои советских и японских истребителей шли на равных. Mitsubishi A5M (советское обозначение — И-96) превосходил И-15бис в скороподъёмности, но уступал в вооружении и живучести, а в ближнем маневренном бою японец мог «закрутить» даже юркий И-16. Серьёзную угрозу Mitsubishi A5M представлял и для советских скоростных бомбардировщиков, которые были вынуждены сбрасывать бомбы с больших высот.

Первый Mitsubishi A5M стал трофеем китайской армии 18 февраля 1938 года. Его пилот застрелился при посадке, чтобы не попасть в плен, а его машина вместе с ещё одним таким же истребителем, захваченным позднее, была отправлена в СССР. Правда, японцы постарались не допустить прибытия трофеев к месту назначения: на промежуточных аэродромах их агенты подсыпали сахар в бензобаки самолётов, и те потерпели аварию. При этом один из лётчиков сломал руку. В целом советские специалисты оценили A5M невысоко: откровенно слабое для 1939 года вооружение, недостаточная скорость и маневренность. Тем не менее, ряд приборов и приспособлений японского истребителя понравился представителям советского авиапрома и даже был рекомендован для копирования.

В конфликте на Халхин-Голе Mitsubishi A5M участия не принимал, хотя его часто упоминают в своих мемуарах участники событий с советской стороны. На самом деле, речь идёт об армейском истребителе Ki.27(он же И-97 или тип 97), очень похожем на своего флотского собрата. Зато в Китае A5M воевал до 1940 года включительно, когда на смену начал приходить легендарный Mitsubishi A6M Zero. Тем не менее, на момент вступления Японии во Вторую мировую войну в военно-воздушных силах этой страны числилось еще 193 Mitsubishi A5M последней четвёртой модификации, получившей у союзников условное обозначение Claude. В начале 1942 года они принимали участие во вторжении на Филиппины.

В ходе своих успешных наступлений на Тихом океане в начальный период войны японцы захватили огромную территорию, на которой спешно создавали сеть баз. Самолётов для их прикрытия не хватало, и в дело снова пошли Mitsubishi A5M. Они же применялись в системе ПВО Японских островов, которые считались глубоким тылом, недосягаемым для вражеской авиации. Поэтому во время знаменитого налёта американских бомбардировщиков B-25 на Токио в апреле 1942 года тройка Mitsubishi A5M4, находившаяся в это время в воздухе, даже не заметила противника.

Mitsubishi A5M4 участвовали и в битве в Коралловом море в мае 1942 года, когда пара A5M4 с ещё четырьмя Zero безуспешно пытались спасти от американских торпедоносцев авианосец «Сёхо». Затем оставшиеся A5M4 были переданы в учебные части и лётные школы на территории Японии. Их финальный выход на сцену состоялся в начале 1945 года. Уцелевшие Mitsubishi A5M4 с подвешенной под фюзеляжем бомбой стали оружием отрядов камикадзе, атаковавших американские корабли в сражении за остров Иводзима.
P.S. Подписывайтесь на наш YouTube канал.
World of Warplanes

Дата выхода игры:

12 ноября 2013

Платформы:

Оценка редакции

Еще по теме
{{ page }}
MMORPG 1
В MMORPG с блокчейном MIR4 появился «Адский рейд»
MMORPG 0
В русскоязычной версии MMORPG Black Desert началось празднование 7 годовщины
MMORPG 1
В Guild Wars 2 вышел балансный патч для элитных специализаций, устраняющий многие компромиссы
MMORPG 1
Издатель глобальной версии MMORPG Lost Ark опубликовал дорожную карту контента до конца года
MMORPG 1
PIONER — геймплей новой MMORPG. Что показали
MMORPG 0
Авторы MMORPG ODIN: Valhalla Rising анонсировали работу над еще тремя проектами
MMORPG 6
Имбовых персонажей из коллабораций в китайской версии Tower of Fantasy можно не ждать
MMORPG 4
Баннер Кобальт-Б в Tower of Fantasy — крутить или ждать?
MMORPG 7
На этой неделе в MMORPG “Аллоды Онлайн” выйдет крупное обноление