Mitsubishi A5M: рендеры и история создания японского истребителя

6471
16

Рендеры и историю создания японского истребителя Mitsubishi A5M опубликовали разработчики MMO World of Warplanes из компании Wargaming.net на официальном сайте игры.

«В середине 1930-х годов на вооружение военно-воздушных сил разных стран начали массово поступать скоростные истребители-монопланы, которые стали вытеснять бипланы, господствовавшие в небе со времён Первой мировой войны, - говорится в описании. - Исключением стала палубная авиация, которая по-прежнему была верна бипланам. Они имели меньшую посадочную скорость, что было жизненно важно при посадке на короткие палубы авианосцев. Первый палубный истребитель-моноплан появился лишь в 1935 году, и построен он был в Японии — стране, которую никто в мире не считал лидером авиастроения, но чьи самолёты весьма достойно проявят себя в будущих сражениях Второй мировой войны».

Читать полностью  + Прототип Mitsubishi A5M, имевший наименование Ка-14, был создан всего за 11 месяцев: с февраля 1934 по февраль 1935 года. При разработке конструкторы огромное внимание уделили весу нового самолёта, стараясь максимально облегчить его. В результате прототип получился даже легче, чем предполагалось, что самым положительным образом сказалось на его лётных качествах. К примеру, согласно техническому заданию, предельная скорость Ка-14 должна была достигать 350 км/ч, а в первом полёте он развил 444 км/ч, что вызвало недоверие военных, потребовавших дополнительных испытаний, на которых прототип показал уже 449 км/ч.

Сомнения лётчиков возникали лишь по поводу якобы недостаточной маневренности Ка-14, в Японии традиционно большое значение придавали этой характеристике. Однако Ка-14 по маневренности почти не уступал большинству японских бипланов того времени, кроме того, эта машина оказалась весьма эффективной на вертикалях. Молодые лётчики попробовали её в этом типе боя вопреки официальным уставам и наставлениям. Осенью 1936 года Ка-14 был принят на вооружение, а с начала 1937 года начал поступать в войска под индексом Mitsubishi A5M.
Mitsubishi A5M имел неубираемое шасси и открытую кабину, что выглядело как анахронизм. Тем не менее, эти кажущиеся недостатки были спроектированы умышленно. Согласно расчётам конструкторов уборка шасси давала прибавку в скорости всего в 3%, а механизм уборки усложнял и утяжелял самолёт. Открытая кабина была менее комфортна для пилота, однако значительно улучшала обзор. Вооружение Mitsubishi A5M состояло из двух 7,7-мм пулемётов, расположенных в носовой части машины, хотя впоследствии и делались попытки установить на самолёт несколько 20-мм пушек. Кроме того, Mitsubishi A5M был способен нести пару 30-килограммовых бомб.

В июле 1937 года началась японо-китайская война. С японской стороны основное участие в боевых действиях принимала флотская авиация. В первых боях в районе Шанхая японские лётчики понесли тяжёлые потери, так как самым распространённым типом японских истребителей в то время был биплан A4N1, развивавший максимальную скорость в 350 км/ч. Китайцы использовали американские бипланы Curtiss Hawk III, летавшие со скоростью в 385 км/ч. Особенно успешно эти машины действовали при перехвате вражеских бомбардировщиков.

Только в августе 1937 года на авианосце «Кага» в район боевых действий из Японии прибыли первые два Mitsubishi A5M. 4 сентября они встретились с четырьмя китайскими истребителями и сбили три из них. После этого боя количество Mitsubishi A5M в китайском небе стало резко расти. Машины этого типа не уступали Curtiss Hawk III в вёрткости, но имели превосходство в скорости. К тому же японские пилоты были лучше подготовлены, и китайцам было сложно противопоставить что-то их мастерству. Первые потери Mitsubishi A5M понесли 21 сентября 1937 года, когда пять истребителей, возвращаясь с задания, не сумели долететь до своего авианосца из-за нехватки топлива, совершили вынужденную посадку на воду и затонули.

Хотя китайским лётчикам удавалось сбивать Mitsubishi A5M (впервые это произошло 12 октября), соотношение потерь было явно не в их пользу. Ситуация для японцев резко осложнилась, когда на помощь китайцам начали прибывать советские пилоты на своих истребителях И-15бис, И-16 и бомбардировщиках СБ. Официально они считались иностранными добровольцами, но на самом деле были кадровыми лётчиками ВВС РККА. Бои советских и японских истребителей шли на равных. Mitsubishi A5M (советское обозначение — И-96) превосходил И-15бис в скороподъёмности, но уступал в вооружении и живучести, а в ближнем маневренном бою японец мог «закрутить» даже юркий И-16. Серьёзную угрозу Mitsubishi A5M представлял и для советских скоростных бомбардировщиков, которые были вынуждены сбрасывать бомбы с больших высот.

Первый Mitsubishi A5M стал трофеем китайской армии 18 февраля 1938 года. Его пилот застрелился при посадке, чтобы не попасть в плен, а его машина вместе с ещё одним таким же истребителем, захваченным позднее, была отправлена в СССР. Правда, японцы постарались не допустить прибытия трофеев к месту назначения: на промежуточных аэродромах их агенты подсыпали сахар в бензобаки самолётов, и те потерпели аварию. При этом один из лётчиков сломал руку. В целом советские специалисты оценили A5M невысоко: откровенно слабое для 1939 года вооружение, недостаточная скорость и маневренность. Тем не менее, ряд приборов и приспособлений японского истребителя понравился представителям советского авиапрома и даже был рекомендован для копирования.

В конфликте на Халхин-Голе Mitsubishi A5M участия не принимал, хотя его часто упоминают в своих мемуарах участники событий с советской стороны. На самом деле, речь идёт об армейском истребителе Ki.27(он же И-97 или тип 97), очень похожем на своего флотского собрата. Зато в Китае A5M воевал до 1940 года включительно, когда на смену начал приходить легендарный Mitsubishi A6M Zero. Тем не менее, на момент вступления Японии во Вторую мировую войну в военно-воздушных силах этой страны числилось еще 193 Mitsubishi A5M последней четвёртой модификации, получившей у союзников условное обозначение Claude. В начале 1942 года они принимали участие во вторжении на Филиппины.

В ходе своих успешных наступлений на Тихом океане в начальный период войны японцы захватили огромную территорию, на которой спешно создавали сеть баз. Самолётов для их прикрытия не хватало, и в дело снова пошли Mitsubishi A5M. Они же применялись в системе ПВО Японских островов, которые считались глубоким тылом, недосягаемым для вражеской авиации. Поэтому во время знаменитого налёта американских бомбардировщиков B-25 на Токио в апреле 1942 года тройка Mitsubishi A5M4, находившаяся в это время в воздухе, даже не заметила противника.

Mitsubishi A5M4 участвовали и в битве в Коралловом море в мае 1942 года, когда пара A5M4 с ещё четырьмя Zero безуспешно пытались спасти от американских торпедоносцев авианосец «Сёхо». Затем оставшиеся A5M4 были переданы в учебные части и лётные школы на территории Японии. Их финальный выход на сцену состоялся в начале 1945 года. Уцелевшие Mitsubishi A5M4 с подвешенной под фюзеляжем бомбой стали оружием отрядов камикадзе, атаковавших американские корабли в сражении за остров Иводзима.
P.S. Подписывайтесь на наш YouTube канал.
Другие публикации по теме
Русский сервер World of Warplanes закроют 13 декабря
Русский сервер World of Warplanes закроют 13 декабря
Разработчики решили уйти из России и Беларуси. Впрочем, новость про ММО с самолетами заметили лишь спустя неделю.
23 июня 2022
3090
1
Форум
Самолет из личной коллекции вокалиста Iron Maiden появится в World of Warplanes
Самолет из личной коллекции вокалиста Iron Maiden появится в World of Warplanes
Iron Maiden и World of Warplanes подготовили очередной сюрприз для своих поклонников: пройдя особый марафон, игроки смогут получить уникальный истребитель Supermarine Spitfire Vb IM, который находится в личной коллекции фронтмена легендарной группы Брюса Диккенса.
6 августа 2018
3956
3
Форум
Wargaming будет отмечать 20-летний юбилей в своих играх месяц напролет
Wargaming будет отмечать 20-летний юбилей в своих играх месяц напролет
В августе Wargaming исполняется 20 лет, и весь месяц компания будет отмечать юбилей вместе с 200-миллионным сообществом танкистов, пилотов, капитанов и командиров. Во всех проектах Wargaming пройдут праздничные события — в честь юбилея и в благодарность игрокам, помогавшим разработчикам создавать и совершенствовать игры.
3 августа 2018
2414
8
Форум
Пользователи:
Оценка редакции: