Обзор 3dRudder

Передвижение в VR и не только

9944
13

Здравствуйте. Сегодня мы продолжим говорить про технологии виртуальной реальности и на этот раз коснемся одной из самых проблемных сторон VR - перемещения.

Для начала немного предыстории. Летом этого года, в составе десанта GoHa.Ru я посетил выставку Gamescom в Кельне. Одним из самых эмоциональных воспоминаний о выставке как ни странно стали посещения стендов разработчиков игр и устройств для виртуальной реальности. Но тогда я посчитал это скорее любопытной диковинкой и особенного значения не придал. Сейчас же, на волне некоторого ажиотажа и общего подъема интереса к VR, я расчехлил покрытый пылью материал и связался с одним из производителей. И как итог, встречайте: 3dRudder - новый контроллер движений для игр и не только.

Обзор 3dRudder

Прежде чем приступить к распаковке и детальному разбору, я хочу коротко рассказать вам, в чем же уникальность обозреваемого продукта. Обычно для перемещения в виртуальной реальности используются контроллеры, которые мы держим в руках. И все бы ничего, но есть два момента, которые лично мне мешают полностью погрузиться в игру. Во-первых, передвижение с помощью рук неестественно и вызывает ощущение искусственности, и зачастую это приводит к усилению эффекта VR-сикнесс - головокружению и тошноте. А во-вторых, приходится использовать большое количество кнопок и распылять внимание, потому как контроллеры оказываются перегруженными и вам кроме хватания, стрельбы, прицеливания и прочих логичных для рук действий, приходится управлять и движением.

Если вы играете на PlayStation VR, то вам кроме всего прочего приходится указывать направление с помощью контроллера. А если вы держите меч и щит, то одна рука полностью выпадает. Это все откровенно неудобно.

Раньше существовало два способа устранения этой проблемы. Можно было играть в гонки и различные симуляторы полета, где управление руками естественно. Или использовать невероятно дорогие стационарные платформы, которые обеспечивают естественное передвижение ногами во всех направлениях.

Первое - безусловно хорошо, но уж очень ограничивает нас в выборе игр, а второе настолько дорого, что остается скорее игрушкой для энтузиастов, чем приемлемым решением.

И тут на помощь страждущему геймеру приходит 3dRudder. Это мобильная платформа для ног, которая позволяет не только управлять направлением перемещения в играх, но и задавать скорость в зависимости от силы нажатия.

Но детали мы разберем подробнее, а пока давайте приступим к распаковке.Комплект поставки довольно скромный. Само устройство, листок с указанием куда пойти в интернете и… И все.

Обзор 3dRudder

Обзор 3dRudder

Но собственно, кроме самого устройства нам ничего и не нужно. Переходим по указанному в путеводном листе адресу и скачиваем необходимый софт. Попутно на сайте производителя можно почерпнуть много полезной информации. В том числе видеогайды и прочие руководства.

Софт приятно удивил наличием русского языка. И хоть он и довольно кривой, приятно, что ребята заморочились.

Настройка производится довольно быстро. Убрать ноги, устройство попищит, понажимаете “далее” - вуаля. Все готово к работе. И вот тут начинается самое интересное.

Обзор 3dRudder

Как оказалось, 3DRudder может работать в 3 режимах. VR для PlayStation, VR для ПК и просто игры для ПК. Последний пункт весьма интересен, так как многократно расширяет круг потенциальных пользователей. А вот насколько удобным будет такое устройство для стандартных игр - нам еще предстоит узнать.

В каждой из категорий нас ждет внушительный список поддерживаемых игр. И это первое разочарование. Да, игр много, да, они постоянно добавляются. Но просто включить любую игру и начать управлять ногами - не получится. Игра должна поддерживаться.

Обзор 3dRudder

Поддерживаемые игры также делятся на две категории. Нативно поддерживающие 3DRudder - это самый удобный вариант. Подрубили и играете. На данный момент таких игр не очень много, но их количество постоянно растет.

И не нативно. Не нативно означает, что вам придется запускать игру через софт 3DRudder. Ну, ничего страшного. Хоть и костыль, но вполне приемлемый.

Ну что же, тестирование я начал с VR-игр. Первым на “арену” вышел Doom VFR. В принципе, управление ногами интуитивно понятное, но вот что касается эффекта - меня ждал неприятный сюрприз. Буквально через десять минут игры уровень VR-сикнесс начал зашкаливать и я был вынужден закрыть игру. Прошелся, подышал свежим воздухом, вернулся и попробовал еще раз. Эффект тот же.

И что самое обидное, такой эффект повторялся каждый раз, когда в игре присутствовали полноценные повороты. В замечательной игре Beat Blaster, в которой повороты ограничиваются стрейфами без разворота, эффекта VR-сикнесс практически нет.

Хочу также отметить, что эффект тем сильнее, чем динамичнее игра. Я проверил Arizona Sunshine, TES V Skyrim VR, Fallout 4 VR и несколько других игр. Во всех играх меня ждали головокружение и все сопутствующие неприятные эффекты. Да, можно менять скорость, поворачивать, прыгать, стрейфиться, приседать, и все это держа в каждой руке по пистолету или щит и меч, и не отвлекаться на джойстики. Это очень удобно и создается ощущение, что VR таким и должен быть, но из-за эффекта укачивания о комфортной игре не было и речи.

Обзор 3dRudder

Для проверки эффекта дал поиграть детям. Как оказалось, когда вам десять или шестнадцать лет, все выглядит слегка по-другому. Эффекта VR-сикнесс они не почувствовали, но управление им не понравилось. Поиграв немного, они сами перешли на привычное управление контроллерами. При этом я при отсутствии VR-сикнесс однозначно выбрал бы управление ногами. Такой вот парадокс. Кому понравилось - не может, а кто может, тому не нравится.

Испортив себе таким образом настроение, я отложил устройство и вернулся к нему только на следующий день. Проверил все еще раз. Эффект не исчез но стал слабее. В целом, при использовании VR-шлемов наблюдается эффект “раскачки” вестибулярки. На практике это означает, что в какой-то степени вы можете натренировать свой вестибулярный аппарат и со временем негативные эффекты станут слабее. Но это вопрос, касающийся здоровья и я не рекомендую вам принимать подобные решения не проконсультировавшись с врачом.

Поиграв еще немного я проверил работу устройства в стандартных, не VR-играх. Из плюсов могу отметить разве что добавление хоть какой-то физической активности.Высвобождение левой руки не дает практически никаких преимуществ, так как управление, завязанное на WASD стало уже интуитивно понятным и игры разрабатываются исходя из такой модели управления. В случае переноса управления движением на ноги, левая рука просто выпадает. Возможно, это связано с привычкой и я не исключаю, что если игрок будет с самого начала играть используя 3DRudder, то ему так будет удобнее, но в моем случае это не так. Таким образом, рекомендовать устройство для стандартных не VR-игр я не могу. Так что вернемся к VR.

Сделав небольшой перерыв, я все таки решил дать 3DRudder еще один шанс и вернулся к VR-играм. Снова в ход пошли Doom VFR, Arizona Sunshine, TES V Skyrim VR, Fallout 4 VR и на этот раз к ним присоединились Blade & Sorcery, Vader Immortal и Minecraft. Стало легче. Но как бы мне не хотелось сказать, что все стало отлично, сделать я этого не могу. Через какое-то время меня опять срубал VR-сикнесс и я был вынужден снимать шлем и идти гулять.

Еще один момент, на который следует обратить внимание - не рекомендую играть с использованием 3DRudder сидя на кресле с колесиками. Вы будете постоянно отъезжать и вам придется все время поправлять положение. Это сильно раздражает и может помешать плавному игровому процессу, особенно когда в ответственный момент окажется, что необходимый для нормального управления угол девяносто градусов превратился в сто двадцать и вам нужно извиваться как ужу на сковородке, чтоб просто повернуть.

Но и жестко зафиксированное кресло не дает стопроцентной гарантии беспроблемной игры. Само устройство тоже может съезжать и кроме того, ваши ноги на устройстве после постоянных вращений могут отойти от центрированной позиции и управление станет очень неудобным.

Второй проблемы нет в 3DRudder, выпущенном для Sony Platstation, так как эти модели снабжены специальными стопорами для ног. В версии для ПК эти накладки можно докупить.

Обзор 3dRudder

Первая проблема также решается покупкой специальной платформы, которая стабилизирует устройство и улучшает управляемость. Хороший шаг в правильном направлении, но мне кажется, производителю нужно включить эти элементы в базовый набор, так как без них удобство управления явно проседает.

Обзор 3dRudder

В целом, магазин и служба поддержки работают очень хорошо. Как я уже говорил, есть попытки перевода на русский язык. В случае возникновения проблем или вопросов на контакт выходят быстро и охотно, не ограничиваются отписками, а стараются вникнуть в суть вопроса.

Продолжая тему неудобств, не могу не заметить довольно жесткий и короткий провод USB. В идеале, конечно, устройство должно быть беспроводным. Мне удалось вынести игровое место так, чтоб провод не сильно мешал, но даже в таком положении при активном поворачивании провод чувствовался. Проще говоря, тут тоже есть над чем работать.

Подводя итог, я могу сказать, что задумка мне очень понравилась. Мне кажется, что у идеи явно есть потенциал и я надеюсь, что ребята не остановятся и будут улучшать свое устройство и дальше. Лично мне 3DRudder в том виде, как он есть сегодня - не подошел. Вопреки ожиданиям и рекламным обещаниям, эффект VR-сикнесс только усилился. Но при этом, у детей такой проблемы не было. Кроме того, существует ряд игр, которые изначально разрабатываются с учетом возможного управления с помощью 3DRudder и в некоторые из них, такие как Beat Blaster - очень удобно и комфортно играть. А значит потенциал есть.

Могу ли я рекомендовать устройство к покупке? Только в том случае, если вы являетесь энтузиастом VR-технологий, хотите быть на острие новинок, или просто поддержать разработчиков и помогать им развивать продукт в правильном направлении. Если же вы просто хотели расширить свой игровой опыт в виртуальной реальности или избавиться от надоедливого VR-сикнесс, то не спешите покупать 3DRudder. Разработчикам предстоит еще серьезно поработать над устройством, прежде чем оно станет популярным. Даже в таком нишевом сегменте, как игры для VR.

А на этом все, с вами был Лофт и мы обязательно продолжим рассказывать вам про виртуальную реальность и все, что с ней связано. Спасибо за внимание.

Другие публикации по теме
 VR MMO Zenith отказывается от поддержки гарнитур первого поколения
VR MMO Zenith отказывается от поддержки гарнитур первого поколения
Команда RamenVR объявила, что VR MMO Zenith прекратит поддержку старых версий для платформ Quest 1 и PSVR 1 уже в следующем месяце. П
25 октября в 17:00
1191
1
Форум
Стартовали предзаказы новой VR-гарнитуры Quest 3S
Стартовали предзаказы новой VR-гарнитуры Quest 3S
На мероприятии Meta Connect 2024 было официально представлено новое устройство виртуальной реальности Quest 3S от компании Meta (запрещена в РФ).
27 сентября в 16:00
2691
13
Форум
Представлена VR-гарнитура Vive Focus Vision
Представлена VR-гарнитура Vive Focus Vision
Скоро на рынок виртуальной реальности выйдет новый продукт от компании HTC — Vive Focus Vision.
19 сентября в 22:00
1948
9
Форум