Обзор Broken Arrow: тактическая мясорубка с душой и размахом
Вымышленный конфликт США (или сразу всего альянса НАТО) и России всегда привлекал много внимания со стороны разработчиков видеоигр на военную тематику. А если говорить о жанре стратегий, то тут все все готово на блюде — сотни единиц техники, множество вариантов. Теоретизируй на тему могущества слона и кита сколько твоей душе угодно. Но чтобы охватить масштаб противостояния, обычной RTS откровенно мало. К счастью, в стратегиях есть отдельный поджанр — так называемые варгеймы (ага, военные игры, как в солдатиков на карте). И рассматриваемая сегодня игра Broken Arrow как раз к этому пожару и относится.
Broken Arrow — это варгейм, который бросает тебя в самую гущу современного военного конфликта. Здесь США и Россия схлестнулись в гипотетической заварушке, и тебе предстоит выбрать сторону, собрать армию и показать, кто на поле боя главный. Игра от российской студии Steel Balalaika — это не просто очередной клон Wargame, а попытка сделать что-то своё, с душой и размахом.
Микроконтроль и стратегия на стероидах
В отличии от классических RTS, где вы строите сотню “Мамонтов” и отправляете их одним кликом карать врага, в варгеймах все строится вокруг точного и быстрого управления конкретными юнитами. Или их небольшими отрядами.
Broken Arrow — это про тактику до мозга костей. Ты не просто кидаешь толпы танков в мясорубку, тут нужно думать. Здесь нет базы, где ты строишь казармы и штампуешь юнитов, как StarCraft. Игра предлагает собрать свою колоду из более чем 300 юнитов, разбитых на шесть ролей: разведка, пехота, боевые машины, поддержка, вертолёты и авиация. Каждый юнит можно кастомизировать — поставить на танк активную защиту, навесить на вертолёт другие ракеты или добавить пехоте ПЗРК. Вариантов столько, что голова может пойти кругом с непривычки.

Бои разворачиваются на огромных картах, вдохновлённых реальными локациями: портовые города, сельские поля, пригороды с высотками. Местность — твой друг и враг одновременно. Можно спрятать пехоту в зданиях, поставить танки на холмах для лучшего обзора или устроить засаду в лесу. Но если забудешь про разведку, твои крутые "Абрамсы" или Т-90 могут нарваться на вражеский десант или ПТРК, и всё, пиши пропало.
Логистика тоже играет роль: если не подвозить боеприпасы, твоя артиллерия замолчит в самый неподходящий момент. Это заставляет держать в голове кучу деталей: где враг, где твои разведчики, хватит ли топлива у вертолётов. Но при этом игра не душит микроконтролем, как некоторые хардкорные представители жанра. Юниты довольно умные — сами находят укрытия, стреляют по ближайшим целям, если не указал иное. Это делает Broken Arrow дружелюбнее для новичков, чем, скажем, Wargame, где без сотни часов практики ты просто пушечное мясо.
Одиночная кампания — это сюжетные миссии за обе стороны конфликта. Сценарий, конечно, не тянет на "Оскар" за оригинальность: США и Россия схлестнулись из-за какого-то глобального кризиса, и теперь все решают танки, вертолёты и артиллерия. Но миссии сделаны с душой: есть и штурмы городов, и оборона стратегических точек, и диверсионные вылазки. Разнообразие задач радует — то тебе нужно пробиться через укреплённый район, то удержать мост, пока не подойдёт подкрепление. Для тех, кто хочет творить, есть редактор миссий. Можно наклепать свои сценарии, расставить юниты, задать условия и кинуть друзьям — мол, попробуйте пройти мой адский уровень.

Мультиплеер — это отдельная песня. Сражения до 5 на 5 — это чистый хаос в хорошем смысле. Командная работа решает: один игрок может держать фронт танками, другой — прикрывать с воздуха, третий — устраивать диверсии. Но если кто-то в команде зазевался, жди беды: противник обойдёт с фланга, и твоя армия превратится в груду металлолома. Кроме того, увы, но очень часто в мультиплеере игроки выходят из боя задолго до его окончания. Даже в самом начале сессии. А потеря хотя бы одного игрока равносильна поражению.
Матчи динамичные, но требуют координации. Без общения в чате или голосовом канале шансы на победу резко падают. Есть и кооперативный режим против ИИ, который отлично подходит, чтобы потренироваться перед PvP.
Ключевые моменты, выделяющие игру на фоне других
Кастомизация — это просто космос. Возможность настраивать юниты под себя — главная фишка игры. Хочешь танк с усиленной бронёй, но слабым орудием? Или вертолёт, который несёт кучу ракет, но уязвим для ПВО? Выбор за тобой. Это даёт простор для экспериментов и делает каждую армию уникальной. Можно часами сидеть в меню, собирая идеальный состав, и не заскучать.

Доступность для новичков. В отличие от хардкорных RTS, где ты учишься играть через боль и слёзы, Broken Arrow более дружелюбна. Управление интуитивное, юниты не требуют миллисекундного микроконтроля, а подсказки в игре помогают разобраться, что к чему. Но при этом глубина никуда не делась — ветераны жанра найдут, где развернуться.
Графика и атмосфера. Взрывы, дым, трассирующие снаряды — всё выглядит сочно и реалистично. Когда артиллерия накрывает вражеские позиции, а вертолёты сбивают друг друга в небе, хочется просто остановиться и полюбоваться этим хаосом. Звук тоже на уровне: рёв двигателей, треск пулемётов и гулкие взрывы создают ощущение, будто ты на настоящем поле боя.
Реиграбельность. Благодаря кастомизации, разнообразию карт и миссий каждая битва ощущается по-новому. Даже если ты играешь одну и ту же карту, с другим набором юнитов всё будет иначе. Плюс мультиплеер и редактор миссий добавляют бесконечный простор для творчества.
А что касается недостатков, то львиная доля их собрана в сюжетной кампании. Порой мне кажется, что лучше бы ее вообще не делали, а оставили бы набор миссий для обучения перед выходом в мультиплеер. Сюжетные герои ужасны, подача очень слабая, постановка тоже.

Итоги
Broken Arrow — это как приготовленный шашлык: мясо сочное, специи на месте, но иногда попадаются жёсткие или пригоревшие кусочки. Игра берёт лучшее из жанра RTS и добавляет свою изюминку в виде глубокой кастомизации и динамичных боёв. Она не пытается быть слишком сложной, как Wargame, или слишком аркадной, как Command & Conquer. Это золотая середина, которая подойдёт и новичкам, и тем, кто уже прошёл через десятки стратегий.
Да, в мелочах еще предстоит много работы. Сюжетную часть, конечно, уже вряд ли исправят, но беда в том, что очень многие геймеры в таких играх боятся выходить в мультиплеер. И их мнение по игре формируется именно по PvE-части. А с этим у Broken Arrow все не очень хорошо. ИИ откровенно глуп и действует по скриптам. Удивить вас он не сможет ну никак.
И как же без вечной проблемы баланса. Игра только вышла, так что тут еще работы непочатый край. Некоторые комбинации юнитов кажутся слишком сильными, но это вопрос дискуссионный.

В остальном, у “Стальной балалайки” получился добротный варгейм, который отлично подойдет как всем фанатам жанра, так и тем, кто только планирует его освоить.