Обзор

Обзор GTFO - кооператив, ужас, боль и страдания

Состоялся релиз одной из лучших кооперативных игр последних лет

7061
6

Кооперативный экшен GTFO от 10 Chambers два года назад вышел в ранний доступ Steam и с тех пор активно обновлялся и дорабатывался. Полноценный релиз в Steam состоялся на прошлой неделе, 10 декабря 2021 года. Шведский разработчик грамотно воспользовался возможностями раннего доступа, экспериментируя с уровнем сложности, дизайном уровней и балансом игры, что позволило собрать огромное количество отзывов и грамотно настроить игру к релизу, предложив новым и вернувшимся игрокам отработанную и вылизанную схему. Я уже писал об игре 2 года назад и с первого общедоступного билда очень многое изменилось, но мое мнение не поменялось. GTFO - это лучший кооперативный экшен за долгие, долгие годы. 

Обзор GTFO - кооператив, ужас, боль и страдания

GTFO - это на 100% кооперативная игра. Да, определенные миссии во время раннего доступа можно было пройти в соло за счет абуза эксплойтов и багов, но релизная версия претерпела несколько критических изменений баланса, которые лишили абузеров возможности соло прохождения. В игре есть матчмейкинг и к релизу разработчики добавили ботов, но эти варианты игры я не рекомендую - далеко таким макаром пройти не получится. GTFO требует слаженной работы, голосовой коммуникации и размеренного, спланированного подхода. Кооператив и игра в группе из четырех человек - это основа геймплея GTFO, вокруг которой выстроены все остальные элементы игры. 

Игроки примеряют роль заключенных, которых отправляют на различные экспедиции в подземный исследовательский комплекс, населенный всевозможными монстрами. Атмосфера ужаса, безысходности и таинственности не выветривается и через сотню часов, а разработчики продолжают удивлять и грамотно развивать историю. Фанатам SCP GTFO придется по вкусу. Весь (почти) геймплей игры проходит в замкнутых пространствах подземного комплекса, сочетающего множество красивых и жутких биомов: канализации, пещеры, лаборатории, технические и офисные помещения. Перед миссией игроки выбирают оружие и экипировку, которые они берут на задание, и спускаются в темные глубины. 

Обзор GTFO - кооператив, ужас, боль и страдания

Геймплей игры сочетает исследование подземного комплекса, зачистку врагов и выполнение задач, поставленных надзирателем. GTFO - не шутер, чисто боевой подход не позволит далеко пройти - патронов и экипировки катастрофически не хватает, врагов много и они сильны, да и никогда не знаешь, что скрывается за следующей дверью. Приходится красться, убивать монстров по-тихому и кооперироваться с командой для поэтапной зачистки локаций. Одна неудобная перестрелка может перевернуть шансы игроков на 180 градусов, превратив победный заход в провальный. Ядовитый туман, отравляющие наросты на стенах, системы тревоги, отсутствие освещения и разнообразный дизайн локаций предлагают непохожие друг на друга испытания, которые часто сменяют друг друга даже в рамках одной миссии. 

В игре присутствует несколько типов задач, но основная структура игры практически не меняется от миссии к миссии. Уровни поделены на зоны, каждая из которых поделена на подзоны. Игроки появляются на старте и начинают зачищать локацию комнату за комнатой, выясняют обстоятельства миссии и начинают строить маршрут прохождения. Одни миссии предлагают строго линейный маршрут, другие - более свободный подход, но суть не меняется - идем в одну точку, делаем там что-то, идем в другую, а потом на выход к точке эвакуации. Меняются обстоятельства, которые и создают саму игру: в одних миссиях игроков сопровождает густой ядовитый туман, который опускает здоровье до отметки в 15% и заставляет команду выживать на грани возможностей, другие миссии сопровождает тревога, бесконечно спавнящая волны врагов - приходится много двигаться, много стрелять и действовать быстро; третий тип миссий предлагает большие локации и сотни противников, заставляя двигаться медленно и аккуратно; четвертый тип миссий заставляет много отбиваться от волн врагов, защищая контрольную точку и много чего еще. Хотя основных геймплейных элемента всего два: зачистка новой локации от врагов и защита двери-перехода в следующую локацию от волн монстров, GTFO предлагает большое количество интересных игровых ситуаций, вносящих в геймплей много разнообразия.

Обзор GTFO - кооператив, ужас, боль и страдания

Первый раз на миссию игрок отправляется без какой-либо информации и выбранная экипировка может оказаться как очень полезной, так и не совсем. Снайперская винтовка эффективна против больших монстров, но абсолютно бесполезна против толпы маленьких. Дробовик полезен для убийства монстров на ближней дистанции в узких пространствах и малополезен на открытых. Взял слишком много полуавтоматических винтовок, а миссия содержит неудобные для них ситуации? Страдай. Изначально не всегда понятен лучший курс действий: где-то будет безопаснее ввязаться в перестрелку, где-то обойти врагов, не ввязываясь в драку, а где-то спокойно и постепенно зачистить всю локацию. Ошибки случаются и часто приводят к смертям, которые отбрасывают игроков далеко назад - система респавна не щадит игрока. 

Разные игровые ситуации требуют от игроков разных навыков - для успешной игры требуется и принимать правильные решения, и правильно строить оборону, и быстро учиться на ошибках, и хорошо двигаться и точно стрелять. Игра напрягает не только извилины и заставляет планировать, но и требует от игрока чисто механических навыков. Однако поражения в GTFO совсем не расстраивают, а заставляют размышлять, что команда сделала не так и каким образом подойти к задаче в следующей попытке: поменять оружие, чтобы получить преимущество на трудных участках, или иначе выстроить оборону одного из объектов, или выбрать другой маршрут выполнения миссии. 

Обзор GTFO - кооператив, ужас, боль и страдания

Во время первой попытки прохождения миссии игра требует навыков адаптации и смекалки, но во время повторного прохождения или переигрывания требуется грамотно построить план действий. Одна тяжелая перестрелка, которую еле-еле получилась затащить в первый раз на второй попытке превращается в прогулку по парку, если команда грамотно подстроилась под обстоятельства. Отчего высокий уровень сложности и абсолютное отсутствие подготовительной информации о задаче не расстраивают, а добавляют игре шарма. Сначала пытаешься пройти используя механические навыки и смекалку, а во второй раз, когда точно известно, что ждет за закрытой дверью, ищешь способы грамотно спланировать план действий. 

Идея игры на мой взгляд просто великолепная: группа игроков исследует большую локацию, зачищает монстров и защищает объекты от волн врагов. Часть игры состоит из стелса и тихого убийства, часть - из хаотичных перестрелок с десятками и сотнями монстров. Основна геймплея безумно простая, но разработчики сумели завернуть ее таким образом, что играется в GTFO свежо и интересно. Игра требует общаться, требует взаимодействовать и требует действовать в команде. Начиная от синхронного убийства монстров, кооперации для организации защиты: установки турелей, запенивания проходов и установки мин, распределения обязанностей: кто на каком этапе будет держать оборону, кто будет выполнять задачу, кто будет прикрывать и кто будет перетаскивать предметы. Вдобавок к этому от игроков требуется просто хорошо играть в шутер: точно стрелять, грамотно перемещаться по локации и не умирать. Похожий уровень кооперации можно найти только в отдельных MMORPG со сложными рейдами и качественным PvE-контентом.

Обзор GTFO - кооператив, ужас, боль и страдания

Каждое большое обновление в GTFO приносит новый рандаун - набор новых миссий взамен старых. Каждый патч в игре представлено 5-10-15 различных миссий разного уровня сложности, которые можно свободно переигрывать. На момент релиза игра получила шестой набор миссий в количестве 11 штук, поделенных на 4 тира: 1 миссия А, 2 миссии Б, 3 миссии С, 4 миссии Д - с каждым новым тиром увеличивается уровень сложности и зачастую длина миссий. На поздних этапах начинает добавляться множество дополнительных опциональных задач с повышенным уровнем сложности, пройти которые - задача не из легких даже для ветеранов. В текущем рандауне разработчики поделили миссии на два типа: сюжетные и опциональные. Прохождение сюжетной миссии открывает доступ к следующему тиру миссий и развивает сюжет, а опциональные миссии содержат меньше лора и сконцентрированы на геймплее. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что разработчики за последние несколько обновлений проделали хорошую работу по интеграции сюжета в игру и то, что мы получили в релизе ощущается очень оригинально и интересно, заставляя вспоминать жуткий и атмосферный Clive Barker’s Jericho.

Разобравшись, что делает геймплей GTFO таким офигенным, стоит перейти к разговору о контенте и недостатках игры. GTFO работает только тогда, когда разработчики преподносят миссии с интересным дизайном. И с этим элементом во время раннего доступа была не все гладко - в игре присутствовали как сложные и интересные миссии, так и абсолютно занудные и разочаровывающие. Я с любовью вспоминаю миссии по защите реактора или восстановлению соединения с сервером на отдельных терминалах, первую миссию с постоянной тревогой и первое появление Broodmother, но при этом мне до сих пор снятся кошмары о R2D2, где 3 часа нужно пробираться через густой ядовитый туман, когда абсолютно ничего не видно, чтобы умереть в самом конце во время эвакуации. Когда миссия затягивалась не из-за длины, а нудности и неудобных условий прохождения, а единственным сложным моментом была финальная защита генератора. 3 часа тоски, 5 минут интересной защиты и колоссальный баттхерт, когда я лежал мертвый на 5% до окончания эвакуации с опустевшей обоймой… 

Обзор GTFO - кооператив, ужас, боль и страдания

Разработчики проделали хорошую работу с отзывами игроков и улучшили многие аспекты игры, в том числе признав собственные ошибки дизайна и исправив их в последующих обновлениях. Во-первых, мы получили систему сохранений во время миссии: теперь на картах присутствует две-три точки сохранения, которые работают как обычное сохранение - все хп, количество патронов и состояние уровня записываются. Сохраняется и все то, что будет впереди: карта идентичная, расположение и количество ресурсов не меняется, как и местоположение врагов. 

В GTFO присутствует рандомный элемент в миссиях, когда спавн врагов сильно различается от катки к катке: разработчики задают общие условия, в рамках которых игра рандомным образом заполняет комнаты. Честно, поначалу я боялся что чекпоинты подпортят хардкорность игры, но этого не случилось - представленная система сохранения и грамотно разбросанные по уровню чекпоинты спасают от связанных с дизайном проблем, когда один сложный участок сбрасывал весь прогресс по уровню и заставлял перепроходить легкие и нудные участки, чтобы еще раз попытаться пройти тяжелый. При этом и сейчас в игре присутствуют ситуации, когда легче переиграть всю миссию с самого начала, взять другую экипировку и по-другому распределить ресурсы, чтобы успешно выполнить поставленную задачу. 

Второй положительный момент - комбинирование различных задач в рамках одной миссии. Раньше было так, что разработчики используют определенный элемент дизайна в рамках одной миссии и накаляют обстановку несколько раз за уровень или за этап рандауна. Ядовитый туман, больше тумана, очень много тумана. Или стрельба, больше стрельбы, еще больше стрельбы. В рамках коротких миссий это работало, но когда три часа делаешь одно и то же, игра быстро наскучивает. Rundown 6 в этом плане более разнообразен, когда каждая миссия содержит два-три непохожих друг на друга этапа с разными задачами. То же самое касается и визуального дизайна локаций - в релизе мы получили больше разнообразия, что положительно сказывается на атмосфере игры. С распределением миссий тоже все лучше: одна обучающая, две легких, три сложненьких и четыре реально интересных и трудных миссии, а дополнительные задачи - такой же ад, как и раньше. Даже на С2 опциональная миссия заставляет хорошенько попотеть и повайпаться. 

Обзор GTFO - кооператив, ужас, боль и страдания

С прогрессией между миссиями тоже хорошо поступили: добавили визуальные скины и систему артефактов, которые собираешь на уровнях и получаешь бустеры/модификаторы для использования на следующих миссиях. Слабые бустеры чуть-чуть повышают урон, регенерацию или скорость сканирования, а более сильные бустеры требуют реализации дополнительных условий для их работы или содержат дебафы. Понимая, на какую миссию идешь, можно взять несколько полезных бустеров, вроде защиты от ядовитого тумана или бафа на турели. Оружия в игре стало очень много и общий баланс стал заметно лучше: теперь очевидно фиговых и имбовых пушек по сути и нет - экипировка гораздо ситуативнее, чем это было в первых 3-4 рандаунах, когда боевой дробовик и бурст турель решали все проблемы. Добавили 4 класса холодного оружия: медленное, но мощное копье, которое убивает скаутов с одного удара в спину, быстрый, но слабый ножик, которым нужно попадать в голову, и старая кувалда с новой битой, которые предлагают баланс скорости/урона. 

ИИ врагов заметно вырос, да и над анимациями поработали. Во-первых, враги пользуются обходными путями заметно лучше: вместо того, чтобы долбиться в укрепленную дверь, через несколько секунд они начинают искать обходной путь и менее укрепленную дверь. Если прорвали оборону в одном участке - скорее всего туда и побежит больше монстров. Манипулировать спавном врагов и маршрутом, который они выберут все так же можно, но абузов стало гораздо меньше. Система стамины тоже поменялась - добавился пульс. Если схватка с врагами затягивается, у игроков растет сердцебиение и замедляются характеристики перемещения. Бегать от одной волны 10 минут и в соло убивать всех врагов кувалдой не получится - пульс подскакивает до 150 и персонаж отказывается бегать на спринте. Скауты работают немного по-другому: теперь вместо одной большой волны он вызывает две маленьких и консистентность спавна тоже улучшилась.

Но что радует больше всего - это отношение разработчиков к своей игре. Некоторое время назад они получили большие инвестиции, которые гарантируют комфортную жизнь разрабов на несколько лет вперед, что усилило их желание довести GTFO до идеала. Без каких-либо обманов 10 Chambers вывели игру из раннего доступа в отличном виде, преподнесли 5 больших обновлений во время периода разработки и не раз доказали свое желание развивать и улучшать GTFO. Вложенные в раннем доступе в игру деньги у меня полностью оправдались уже за первое обновление, а с тех пор я возвращался в игру для прохождения нового контента не один раз. 

Обзор GTFO - кооператив, ужас, боль и страдания

GTFO - это игра не для всех: игровая сессия может затянуться за 2-3 часа, уровень сложности очень высокий, командное взаимодействие и общение в голосовом чате обязательны, а геймплей достаточно размеренный и спокойный. Удовольствие от игры прямо зависит от дизайна миссий, а значит разработчики должны будут часто обновлять игру и вываливать интересные миссии, чтобы у игроков поддерживался интерес к игре. Следует понимать, что некоторые миссии будут настолько трудными, что для победы придется потратить 10 часов реального времени и пережить шесть безуспешных попыток, а дополнительные задачи могут остаться непокоренными и через 30 попыток. Но если вы согласны на эти условия и жаждете интересного и сложного кооперативного опыта - на рынке нет игры лучше GTFO. 

Плюсы:

  • Настоящий кооператив
  • Высокий уровень сложности
  • Отличный дизайн миссий
  • Игра постоянно обновляется и пополняется контентом
  • Невысокая стоимость в Steam
  • Интересный геймплей 
  • Пугающая атмосфера

Минусы:

  • Присутствуют баги и некоторые технические проблемы
  • Через несколько недель после нового обновления тяжело найти группу

9/10

Такая игра останется в вашей памяти надолго. Она обязательна к прохождению, ведь разработчики вложили в нее душу. Неважно, какого она жанра, — игра вызывает острое желание вернуться к ней еще раз. Это не обязательно будет ААА-блокбастер. Произведением искусства может стать и обычная инди-игра. Главное — в ней продумано все до мелочей. А если что-то и упустили, то оно абсолютно не имеет значения. Отличная игра отлична во всем!

Другие публикации по теме
Геймдизайнер PayDay занимается разработкой нового кооперативного шутера про ограбления
Геймдизайнер PayDay занимается разработкой нового кооперативного шутера про ограбления
Геймдизайнер Payday: The Heist и Payday 2 и основатель 10 Chambers, Ульф Андерссон, объявил о разработке нового кооперативного шутера про ограбления.
28 августа 2022
1091
0
Форум
Кооперативный хоррор-шутер GTFO получил седьмое крупное обновление "Rundown 7.0 Rise"
Кооперативный хоррор-шутер GTFO получил седьмое крупное обновление "Rundown 7.0 Rise"
Разработчик 10 Chambers выпустил седьмое крупное обновление "Rundown 7.0 Rise" для своего кооперативного хоррор-шутера GTFO. Также было анонсировано, что у игры начались бесплатные выходные до 20 июня.
17 июня 2022
1376
4
Форум
В ноябре кооперативный шутер GTFO покинет ранний доступ
В ноябре кооперативный шутер GTFO покинет ранний доступ
Студия 10 Chambers обновила пресс-кит по кооперативному хоррор-шутеру GTFO, в котором поделилась важными подробностями грядущего обновления. Версия 1.0 станет релизной, другими словами, GTFO покинет ранний доступ в ноябре.
19 октября 2021
3180
8
Форум
Пользователи:
Steam:
78/100
Оценка редакции: