Большой обзор Anthem — в это можно играть, но, возможно, не вам

Оценка вам ничего не даст. Читайте обзор

Nikita_Ivch

Играя в Anthem, невольно представляешь, как через несколько лет будешь читать про нее в очередной «Кровь, пот и пиксели». Вон тот баг не успели исправить, ту механику доделать, а вот этот контент здесь явно для того, чтобы закрыть дыру. Конечно, это слишком оптимистичный подход. Но в него больше охота верить, потому что Anthem не плоха сама по себе. Она не сломана на базовом уровне, как Fallout 76. Ее не «докрутили».


Коротко об обзоре. Во-первых, речь о версии для PlayStation 4 (это важно). Во-вторых, он вышел позже других, потому что я хотел как следует изучить игру и побегать в эндгейме, чтобы во всем разобраться. Зато этот обзор большой и подробный.



Anthem можно поставить как высокую, так и очень низкую оценку — все будет зависеть от того, как вы относитесь к тем или иным вещам. В ней есть, чем восхищаться, от полетов до пейзажей, но есть и неудачные решения, которые кому-то портят впечатления, а другие их не замечают.


Например, готовы ли вы каждый раз пешком ходить по Форту Тарсис, чтобы начать миссию? Потому что быстрого входа нет. Есть стартовая зона, небольшое помещение, где близко расположены кузница (настройка джавелина), магазины, контракты и точка вылета, но даже тут надо немного ходить.


Готовы к тому, что нельзя поменять оружие и способности прямо во время задания? Даже в свободной игре. Нужно возвращаться в Форт Тарсис, заходить в кузницу и там уже все делать. Еще люди ругают интерфейс начала экспедиции (очень субъективно), и то, что при подъеме лута непонятно, что получаешь.


Это все может звучать жутко на бумаге, но на деле мало тревожит в самой игре. Однако если подобные вещи отвращают вас, то не продолжайте. Остановитесь, Anthem не для вас. Дальше будет хуже (опять же, вам, но не всем).


ulAl8eAifT.jpg


В игре шикарная килл-фича — полеты. Если кто-то говорит, что они не очень, не верьте, пока не попробуете сами. Они удобные, потрясно ощущаются и добавляют целый пласт геймплея. Одна загвоздка: первые два пункта гарантированы только на консолях. Anthem явно разрабатывалась именно для них, а потому на PC летать не так комфортно. Если убрать полеты из уравнения, то оценка игры сильно проседает.


Вторая фича — пейзажи. Frostbite создает такие виды, что позавидуют даже жители альпийских гор. Движок не очень хорош в проработке деталей, но с открытыми пространствами работает идеально — охота скринить, скринить и скринить. В прошлый раз такое было в Red Dead Redemption 2 и Assassin’s Creed: Odyssey — они все заставляют скринить, ибо невозможно не запечатлеть такую красоту.


И третья фича — боевая система. Редко встретишь игру, где классы настолько сильно отличаются друг от друга. Во многом это благодаря полетам. Шторм — воздушный боец, на земле его ждет смерть. Он контролирует ситуацию сверху и поливает всех АоЕ-атаками. А вот Колосс и Перехватчик — наземные солдаты, им бессмысленно взлетать. Один стоит с щитом: «и что ты мне сделаешь?» Второй носится по локации и разрывает врагов руками. Рейнджер же нечто среднее между ними, классический штурмовик.


У боевки есть и минус — обычное оружие почти не нужно. Им активно пользуется Рейнджер, иногда Колосс, но в целом важны способности. Зато какие они… Играя за Шторма, чувствуешь себя настоящим магом. Все очень зрелищно и эпично. Это совершенно непонятно по записям геймплея, нужно прочувствовать.


1w1c3HGr4W.jpg


Сюжет в Anthem голливудский. Он хороший, лучше, чем в Destiny и The Division, но в нем нет ничего удивительного, кардинально нового. И ни один сюжетный поворот вас не удивит. Об основной кампании можно сказать, что она «на уровне». В ней красивейшие кат-сцены и «живые персонажи». Герои типовые, но на них не забили, дали каждому личность. В их речи, эмоциях и поступках видны характер, мотивация, обиды прошлого. Здесь BioWare не оплошала.


Не считая, конечно, гринд-волла, о котором уже писали все. Но я расскажу о нем чуть больше, чем говорят другие. Для начала, о чем речь: по сюжету вас попросят открыть четыре гробницы, но чтобы в них попасть, придется выполнить испытания легионеров. Например, убить 50 врагов в ближнем бою, собрать 15 сундуков с сокровищами, сделать столько-то мультиубийств. Таких заданий штук 15, и на них можно убить много времени. Обычно подобные квесты висят в необязательных достижениях, да.


Ситуация однозначно плохая. Гринд-волл — это всегда жутко. Нельзя заставлять игроков, тем более по сюжету, заниматься скучными и однотипными вещами. Но случилось так, что я этот гринд-волл не заметил. Испытания прошел, но не гриндил. И благодаря этому мои впечатления от игры оказались лучше. Вы тоже можете такое провернуть.


yB3WQ0LOnW.jpg


Фокус прост — играть за Шторма. BioWare не только сделала гринд, но и нарушила баланс этим заданием (объясню, как). За это ей минус, разумеется. Только тут же открылся эксплойт, как не гриндить. У испытаний есть несколько нюансов. Во-первых, вам засчитывают все, что вы делали в игре до этого. Если уже совершили 50 убийств в ближнем бою, повторно делать не придется. Во-вторых, вместе с испытаниями легионеров дают кучу побочных заданий. Разработчики явно хотели таким образом заставить игроков выполнять задания и летать в свободной игре.


И в-третьих, за одни джавелины выполнить испытания проще, чем за другие. У Шторма много АоЕ-атак, которыми он убивает по несколько противников за раз. Играя за него, вы набьете почти все испытания еще до их взятия. Поэтому когда я дошел до них по сюжету, мне осталось лишь выполнить несколько мировых событий. Мелочь. А мой приятель, игравший за Перехватчика, потратил на испытания день. Игре минус балл в любом случае, но вы учтите, как можно избежать гринд.


BioWare оставила в сюжете лудонарративный диссонанс. В нем никогда не упоминаются члены вашего отряда, хотя их показывают в некоторых кат-сценах. Все время речь идет только об одном Фрилансере — о вас. Главный герой великий воин, который «тащит катку» в одного, а союзники будто не существуют. Это не обязательно портит впечатления. Смотря насколько серьезно вы относитесь к таким вещам.


LZ1pwHWEZp.jpg


Побочные задания — хорошие, не глупые. Им тоже уделили внимание, прописали нормальные сценарии и диалоги. Конечно, они слегка примитивные, — почти всегда просят помочь Стражам или Архологам, которых либо прижали, либо похитили. Впрочем, это не надоедает.


Особенно радует побочная линия Матиаса Самнера, архолога. У него как раз не типичные задания, а довольно необычная история, в которой есть место и для смеха, и для переживаний. Главное — не пропускать разговоры, иначе проморгаете добротную историю.


У Anthem занимательный сеттинг — если вдуматься, у него может быть большое будущее. Есть захватывающая предыстория про Творцов, про Урготов, когда-то державших людей в рабстве, покинувших мир, вечная точка конфликта — Гимн Созидания, фракции, древние ордены, организации, легенды и мифы. Сюжетная линия мало рассказывает о вселенной игры, большая часть информации подается через диалоги и записки. На чтение кортекса (сборник знаний) можно потратить не один вечер.


Anthem никогда открыто не говорит о землях, государствах, как вообще живет человечество. Но люди в диалогах внезапно упоминают другие города, какую-то столицу, империю, престол, другие государства. Так, между словом. И это может как разозлить (почему игра не может нормально подать информацию?), так и пробудить интерес, дать желание идти читать книги и больше общаться с персонажами.


9FMZqEkpW2.jpg


Сюжет после себя оставляет кучу вопросов, но в хорошем смысле. Не: «что это была за бредятина?»; а: «Откуда пришел Доминион? Кто им правит? Что произошло с Легионом Рассвета?» Плюс в конце показывают мощный клиффхэнгер, и тебя затягивает. Начинаешь ждать продолжение. Понимаешь, сколько еще историй могут рассказать авторы и строишь свои теории.


Стоит оговориться, что подача истории может показаться ниже обычного уровня BioWare. Anthem — это вообще не то, чего ждали фанаты студии. Окружение там не служит рассказчиком, а записки — дешевый способ. И они точно не на уровне The Elder Scrolls, ее книги не переплюнуть. Тут снова важно, насколько критично вы относитесь к таким вещам. В диалогах всегда два варианта ответа, и то они ни на что не влияют. Выбора, который бы что-то менял, вообще нет.


Но приятные моменты все равно есть. Например, под Фортом Тарсисом скрыта пещера, а внутри из скалы торчит сточная труба. И в луже под ней лежат письма от маленьких детей, лет 5-6. Написаны с ошибками, само собой, ведь от малышей. Они адресованы губернатору, в нем дети благодарят его за экскурсию. Только почему эти письма оказались в канализации? И сам, губернатор, к слову, пропал. Такая находка — мелочь, в ней нет ничего особенного, но душу все равно греет.


Что еще охота отметить, тоже греет душу — кастомизация джавелинов. Это вообще незначительная часть игры, но она настолько классная, что не написать о ней нельзя. Во-первых, можно менять тип каждого элемента брони, но это очевидно (от шлема до перчаток). Во-вторых, все это можно красить, и вот это главное. Причем бесплатно, а не как в некоторых играх. Дают выбрать не только сам цвет, но и текстуру: металлика, жесткие цвета, мягкие, с узорами, сделать отражающие поверхности и так далее. Свобода большая, экспериментировать можно долго.


gQFGfxCrIJ.jpg


И давайте снова о грустном, будем чередовать. Anthem либо плохо, либо вообще не объясняет свои же механики. То есть, большую части руководств можно найти в кортексе, а что-то достаточно очевидно, но игроки жаловались даже на такие вещи. Например, в обучении не говорится о комбо, хотя это очень важная механика, без которой придется тяжело. Именно комбинации наносят наибольший урон, но как их делать, нигде не сказано. И как вообще понять, какие способности образуют комбо, тоже. Растягивать обзор описанием механики не буду, поищите гайды.


Еще в игре не говорится, зачем нужны испытания, что с ними вообще делать. То есть, понятно, что проходить, но смысл? А он есть. За прохождение испытаний дают не только награду, но и открывают доступ к чертежам для крафта, без которых не обойтись в эндгейме. Вот так можно долго играть, а потом резко выяснить, что пройдя такое-то испытание, получишь доступ к более крутой экипировке. С одной стороны, сюрприз, с другой — а чего раньше не сказали? Давно бы уже все сделали и стали сильнее.


И даже в миссии с гринд-воллом эта проблема присутствует. Вас просят сделать 50 мультиубийств, а что это такое? Или 50 убийств пределом. Это как понимать? Оказывается, предел — сокращение от «предельного умения», то есть ульты. Ладно, можно догадаться. Но мультиубийства… Все просто: убить восемь и больше врагов за десять секунд. Только почему это приходится гуглить?


Если хотите больше крови, можно собрать вместе все технические ошибки. И то я сейчас опишу лишь то, что мне бросилось в глаза. А так список, уверен, в разы длиннее. Например, в начале игры во всех диалогах слышно эхо, будто герой в шлеме, но он без него. По пути к кузнице есть двое больших ворот: одни открываются со звуком, другие — без. И вот это бесит. В свободной игре из меню иногда пропадают испытания, их нельзя выбрать для отслеживания, да и просто посмотреть. Бывает, что в миссии краска джавелина меняется на старую, что была до. И дисконнекты. Да, она иногда вылетает. Редко, но бывает. Раз в час или в два. О, а еще загрузки. Они не очень длинные, однако и не быстрые. И их стоило сделать поменьше.


EcFpQzFFmW.jpg


Наконец, мы добрались до эндгейма. Проходите сюжетную линию (часов 10-15), берете 30-й уровень, и вы на месте. Это самая важная часть онлайн-игр, особенно таких, как Anthem. Именно в это мы будем играть все оставшееся время. И тут… Неоднозначно. Можно перепроходить старые контракты, иногда появляются легендарные задания, есть три рейда и три новых уровня сложности — Грандмастер 1/2/3. Плюс остались испытания. Кому-то этого покажется достаточно, кому-то мало.


Давайте по порядку. Когда проходишь сюжетную линию, дают новую завязку. Это не спойлер, там ничего супер важного. Просто бард на главной площади города говорит, что после подвигов героя на него обратили взор многие люди, в том числе высокопоставленные. А еще те испытания легионеров, которые он прошел по сюжету, — это был лишь первый этап вступления в древний орден Легион Рассвета. Герой доказал, что готов стать легионером, но не стал им. Это хороший ход — появляется новая мотивация. Понимаешь, что не просто так качаешься, а к чему-то стремишься. Да и интересно, что там в этом Легионе.


И вот игрок получает новые испытания, но BioWare обошлась без креатива. Игра просто говорит: пройди 25 крепостей, 100 мировых событий и тому подобное. С одной стороны, завязка интересная — путь становления легионером. С другой — реализация подкачала. Слишком просто и безвкусно. Снова гринд.


6iLNP7YXLj.jpg


Прохождение всех испытаний, режимов сложности и фарм самой лучшей экипировки займут очень много часов. «Грандмастер 3» сложнее легкого уровня на 3100%. Для сравнения, обычный сложный уровень труднее легкого на 300%. А «Грандмастер 1» и «Грандмастер 2» — на 700% и 1500% соответственно. В эндгейме между каждым уровнем колоссальная разница. Это, кстати, своего рода проблема — такие резкие скачки не лучший вариант, но геймплей растягивают отлично.


То есть, о количестве контента можно не волноваться. Вам будет, что проходить, если хотите закрыть все-все. Но его качество оставляет желать лучшего: однообразность, плохой баланс сложности и лута. Например, проходить более трудные рейды бессмысленно, потому что в самом первом упадет такая же добыча (речь не об уровнях сложности, а о самих рейдах как таковых).


Все это поправимо, а контент, будем надеяться, завезут. В Destiny и The Division, если помните, тоже были такие проблемы. И если глядя на нынешнее состояние игры, вы не хотите покупать Anthem, — это нормально. Подождите, пока ее докрутят. У нее отличная основа: сеттинг, боевка, история, основные механики — все в порядке. В нее приятно играть, забыв про долгие загрузки или гринд-волл. Вроде ругаешься и на то, и на то, но затягивает.


GyHIPTSyqI.jpg


Anthem можно поставить две оценки. В ней куча неоднозначных проблем — для кого-то важных, для других мелочь. Онлайн-играм можно многое простить из-за их специфики, в том числе лудонарративный диссонанс. Или не сильно ругать за ошибки баланса на старте, потому что он никогда не бывает идеальным с самого начала. Ориентируйтесь на ту оценку, которая вам ближе.


  • 6/10 — если быть критичным ко всему и отнимать по баллу или полбалла за каждую проблему, вплоть до лудонарративного диссонанса, мелких технических ошибок и хождения пешком.
  • 8.5/10 — если вы готовы простить игре некоторые минусы, такие как слабая подача истории, мелкие технические ошибки и невозможность сменить билд во время миссии.


Учтите, что эти оценки строятся исключительно на баллах, а не ощущениях. И если вы, открыв обзор, сразу промотали вниз, то вам они ничего не дадут. Читайте полностью, чтобы понять, что к чему.


Напоследок отдельно хочу сказать, что Anthem — не то, чего фанаты ждали от BioWare. Потому что BioWare не пыталась сделать то, чего от нее ждали. Это не их классическая игра, а кооперативный онлайн-шутер. Жанр, отличающийся от RPG, со своими особенностями и спецификой. Не нужно обижаться, что студия сделала что-то другое. У нее неплохо получилось.