Real Soccer – неожиданный пожиратель времени

7262
16
Real Soccer – неожиданный пожиратель времени





За месяц через мой рабочий стол проходит с десяток новых онлайн игр. Большинство из них очень быстро отправляются в корзину, ибо какой смысл рецензировать треш, который никому в принципе не может быть интересен. Но иногда, без хайпа, без громких прессрелизов и рекламы на выставках, на рабочем столе оказывается ярлык к настоящей жемчужине, способной пожирать час за часом моего свободного времени не смотря на отсутствие крупного бюджета. Одну такую игру я хочу представить вам сегодня. Речь о Real Soccer, o котором я неделю назад еще ничего не слышал, но который неожиданно выдался отличной игрой. Это футбольная сессионная онлайн-RPG, которая уже два года популярна в Корее и теперь стартовала в открытой бете в Европе. Мы создаем себе футболиста одного из трех „классов“ (защитник, полузащитник, нападающий) и развиваем его с десятого по двадцатый уровень, принимая участие в матчах с командами, состоящими из других игроков.



Нужно лишь подавить известные позывы при виде графики образца Fifa 07 и абсолютно безалаберной презентации и интерфейса. Но мне хватило одного тренировочного матча, чтобы игра затянула меня окончательно. Почему? Во-первых – отличное управление. В отличие от консольных футбольных симуляторов, Real Soccer изначально рассчитан на ПК и поэтому предлагает простое и прямое управление мышкой. Своего футболиста мы передвигаем правой кнопкой, либо по клику к цели, либо зажав кнопку и управляя им напрямую. Левая кнопка мыши отвечает за все остальное, в первую очередь за пасс и удар, но, в зависимости от контекста, так же за подкат или игру головой. Длинный пас, подкат, простой отбор мяча и игру головой, правда, так же можно использовать отдельно с помощью кнопок-модификаторов (и, когда чуть разберетесь с игрой, я непременно рекомендую этим пользоваться). К этому добавляется кнопка для спринта и пробрасывания мяча. Вот и все управление, никаких скрученных в винегрет пальцев, никаких заумных комбинаций.

Простое управление – хороший фундамент. На нем зиждется вполне увлекательный геймплей, подкупающий хорошим балансом между небольшой долей симуляции и нужной ММО-абстракцией, открывающей простор для командных тактик. Как это работает? Ну, например, Real Soccer обладает вполне приличной физикой мяча. Уходя в обводку, мы должны внимательно следить за тем, чтобы не отпускать мяч слишком далеко. Кроме того, мяч реалистично реагирует на силу пасса, что позволяет нам делать как виртуозные передачи на ход, так и фитилить мяч в аут. С другой стороны, Real Soccer – не симулятор. Например, действия защитников довольно абстрактны. Забрать мяч, закрыв зону или нагнав нападающего крайне сложно, поэтому основная работа заключается в тактическом использовании двух кнопок – отбора и подката. Но тем важнее правильное позиционирование. Попытка отбора, если ты не стоишь прямо перед мячом, обеспечит нападающему выход один на один. Подкат, конечно, надежнее, но, когда врезаешься в ноги вместо мяча, мигом прилетают две желтых карточки и удаление под проклятия оставшейся команды. А главный тест на командную координацию – умение строить линию оффсайда. Защитники в Real Soccer на вес золота и именно потому, что от них требуется стратегическое мышление на несколько ходов вперед и умение читать игру. Так же тактично-абстрактно выглядит дриблинг нападающих. Здесь нет кнопок для красивых финтов, зато грамотное переключение скорости со спринта и обратно и пробрасывание мяча себе на ход в нужный момент позволяют оставить в дураках любого защитника. Главное же – вальяжный темп всего происходящего, который значительно ниже, чем в похожих режимах в FIFA и PES. То, что Real Soccer дает всем участникам достаточно времени на раздумье, как ни парадоксально, как раз и придает игре изюминку, отличающую ее от конкурентов, ибо требует грамотной, продуманной командной игры.


В игровом лобби мы можем „захостить“ матч с любыми настройками, определив погоду, размер поля, время (5 или 7 минут), стадион (один из нескольких корейских) и наличие добавочного времени при ничье. Но главное – размер команд. При 11 игроках матчи в Real Soccer превращаются в такую же кучу малу, как случайные матчи в режиме режиме Virtual Pro в FIFA 13. Слишком многу народу, слишком сильно приходится отдалять камеру, чтобы видеть все поле. Возможно, в соревнованиях между клубами (кланами), все меняется, но с рандомными игроками делать в таких партиях нечего. Но вот матчи с 4, 5, максимум 6 участниками – абсолютно другое дело. В них Real Soccer вызывает удивительно настоящую ностальгию по дворовому футболу. Когда в команде один нападающий, один полузащитник, один опорник и всего один защитник – все друг с другом повязаны, никто не может зажать тебе пасс, но и каждая ошибка сразу очевидна всем участникам. Здесь не нужно тренера, чтобы поставить тактику, но найти четкую тактическую игру по ходу матча просто необходимо, ибо (за счет особенности геймплея) более продуманно играющая сторона выигрывает без исключений.

Защитник при игре 4 на 4 сидит сзади, снимает мячи головой, стелиться в подкатах и строит оффсайд для вражеского нападающего. Опорник стра***т, приходя на помощь при ошибке защитника или прикрывая второго вражеского игрока, но также отвечает за первый пасс на чужую половину поля. Полузащитник выполняет роль Гетце, Иско и Дани Алвеса в одном лице, прикрывая фланги, уходя в отрыв по бровке и смещаясь в центр, чтобы сыграть в стенку с нападающим. Ну а дело форварда – открыться, обыграть защитника и, если уж он не один на один с вратарем, желательно отдать пасс врывающемуся в штрафную хавбеку. Именно в небольших командах все эти тактические роли определены так четко. И именно поэтому удачная комбинация из четырех-пяти пассов доставляет огромнейшее удовольствие, ибо ты понимаешь заслугу, свою и сопартийцев, в том, чтобы правильно открыться и отдать точную передачу. Поэтому же защитники, читающие игру и всегда оказывающиеся перед нападающим вовремя для подката, немедленно заносятся в список друзей. В небольшой, дворовой атмосфере Real Soccer просто-таки заставляет нас играть грамотно в команде благодаря спокойному, тактическому геймплею. Открыться, занять позицию, прочитать игру, увидеть открывающегося партнера – вот что обеспечивает победу в матче. Даже форвард перед ударом может не впадать в истерику, ибо игра позволяет заранее выбрать силу и направление удара, запомнив это на несколько секунд и позволив нападающему сосредоточится на том, чтобы правильно открыться в штрафной. Командная игра важнее. Прекрасно!


Вратаря при этом всегда контролирует ИИ. Его действия вызывают двоякие чувства. С одной стороны, вратари неплохо справляются с дальними и средними ударами, не позволяя счету в матче дорасти до хоккейного. С другой стороны, почти любой точный удар с середины штрафной приводит к голу. Можно, конечно, сказать, что сами виноваты, если дали нападающему расположиться в штрафной и не заблокировали удар. Зато пробивание пенальти превращается в скучнейшую рутину. К счастью, не вся вратарская работа в руках ИИ, частично голкипером управляет капитан команды. Он выполняет критически важную работу – решает, когда вратарю выходить из штрафной (а это последнее спасение при выходах один на один), а, главное, определяет, куда будет введен мяч. Когда вся вражеская команда после долгой комбинации столпилась на нашей половине поля, быстрый ввод мяча прямо в ноги нападающему часто позволяет мгновенно наказать соперников. Второй элемент искусственного интеллекта на поле – судья. Он подходит к своей работе примитивно, но надежно. Свистит при любом подкате в ноги и выдает желтые практически при любой атаке сзади. Достаточно, чтобы остудить горячие головы.

При том, что все это тактические великолепие, в целом, отлично выстроено и составляет главную причину возвращения в игру снова и снова, дело не обходится без огрехов. Реалистичности, например, должна добавлять полоска выносливости, которая тратиться при каждом спринте и которую мы лишь частично можем восстановить, стоя на месте или двигаясь шагом. Проблема в том, что тратиться энергия однозначно слишком медленно, а восстанавливается слишком быстро, позволяя нереалистично долгие забеги. Тем не менее, ко второму тайму полоска у „бегунов“ убывает достаточно, чтобы усложнить им жизнь, но все равно слишком мало на наш вкус. Есть и проблемы с геймплеем, игра все-таки слишком плохо высчитывает соприкосновения с мячем, что приводит к тому, что нападающий, подчас, совершенно нереалистичным образом проталкивает мяч прямо через лежащего в подкате защитника. Также игра пытается распознавать пассивные оффсайды, но получается у нее это не всегда. Иногда, когда форвард торчит у чужих ворот, но мяч после пасса подхватывает полузащитник, прибежавший из абсолютно верной позиции, игра все равно останавливается. Но необходимости грамотно играть в команде и все время думать о действиях партнеров это не вредит, лишь иногда вызывая минуту ненависти, когда свисток оффсайда срывает перспективную атаку.


Если сама игровая начинка исполнена блестяще и вызывает мгновенное привыкание, то со всем, что происходит вокруг матчей, игра справляется существенно хуже. Лучше всего выдалась еще сама система организации матчей. Мы начинаем игру с короткой обучалки, потом проводим максимум десять партий на специальном кооп-сервере, где игроки сражаются с ИИ-ботами, затем нас ждет еще одна песочница (с денежными наградами, но без учета статистики) и лишь затем два „взрослых сервера“ для 10-14 и 15-20 уровней соответственно (почему 10 уровень является первым - не спрашивайте). В общем, до этих серверов мы добираемся, уже немного разбираясь в особенностях командной игры в Real Soccer. На „взрослых“ серверах считается опыт в зависимости от качества проведенной игры, ведется рейтинг побед и поражений (который соратники видят при любом нашем заходе в игру) и в минус засчитываются любые досрочные выходы. Проблема здесь в том, что сама игра „хостится“ у одного из игроков, а не на сервере разработчиков, что при плохом соединении приводит к жутким, залаганным матчам. Использование знаменитого своей глючностью Gameguard’a тоже не добавляет удобства владельцам капризных антивирусов.


Вот где Real Soccer выглядит вовсе слабо, так это в RPG составляющей. В большинстве MMO мы поднимаем уровни, чтобы улучшить характеристики. Здесь же наоборот. Мы улучшаем свои характеристики в зависимости от успехов в матчах. Беда в том, что для того, чтобы подняться на уровень выше, мы должны довести ВСЕ свои 12 характеристик до определенного порога, что не только лишает смысла специализацию в характеристиках, но и длиться бесконечно долго. Достаточно сказать, что за неделю беты до первой отметки, т.е. до 11 уровня, добрались только несколько игроков. Кое-какая кастомизация таки ждет неустанных качков, если хватит сил и времени добраться до 15 уровня, можно выбрать более детальную специализацию (например, став атакующим хавбеком или опорником) или даже стать вратарем. Кроме того, за игровую валюту мы можем экипировать себе два дополнительных умения, в диапазоне от бесполезных (обманный удар форварда), до мастхев (блок защитника). Беда лишь в том, что только одно умение доступно на десятом уровне, для получения остальных нужно качаться, качаться и качаться. Доооолгооо. Немного повлиять на статы мы можем экипировкой. Мы покупаем за игровую валюту, а улучшаем, добиваясь бонусов к характеристикам, за специальные марки, полученные в награду за матчи случайным образом. Беда лишь в том, что система улучшений выполнена также глупо, как и апгрейд уровней. Ну, ладно, что шанс улучшения не 100% (видны корейские корни). Но, то, что характеристики после улучшения абсолютно случайны, это, простите, идиотизм. В общем, единственный способ кастомизировать нашего футболиста по характеристикам – бесконечно улучшать разные предметы в надежде собрать улучшения на нужные статы. И на это уйдет (угадали!) уйма времени. Всю эту бесконечную прокачку можно ускорить с помощью шопа, но лишь немного. За примерно полтора доллара мы покупаем себе временного „тренера“ под конкретную, отстающую характеристику. На тягучесть прогресса в целом это влияет мало.




Короче говоря, об RPG системе проще сразу забыть. К счастью влияние характеристик (за исключением скорости) на ход игры минимальное, а в условиях, когда они у всех участников растут бесконечно долго, их просто не замечаешь. Возвращаться в Real Soccer вы будете не ради уровней, а ради превосходных матчей, в которых можно себя почувствовать хоть Халком, хоть Гетце, хоть Пуйолем, и все это при помощи всего пары кнопок. Главное же, что я не видел ни одной футбольной игры, так превосходно делающий упор на командное взаимодействие. Да, Real Soccer выбрал очень небольшую нишу, но в ее пределах смотрится абсолютно превосходно. Ни Virtual Pro (FIFA), ни Become a legend (PES), ни тем более древне-трешовый Football Superstars и предыдущие онлайн-поделки не заставляли меня, как хавбека, помнить каждую свою голевую передачу. А Real Soccer заставил.