[Ретроспектива] Анатомия супергеройских сериалов: от «Стрелы» до «Пацанов»

И немного в прошлое

5289
22

Начиная разговор о супергеройских сериалах, я, пожалуй, не буду погружаться слишком глубоко, возвращаясь ко временам Бэтмена Адама Уэста. Хотя многие начинали приобщаться к шоу Marvel и DC в 90-х с «Флэша», «Лоис и Кларка: Новые приключения Супермена», а позднее и «Мутантов Икс». На малых экранах супергерои DC обосновались давно и чувствуют себя куда увереннее. В те времена уровень развития технологий, конечно, не позволял особо разгуляться, но все-таки.

Своеобразным мостиком между эпохами стал «Смолвиль» с Томом Уэллингом, выходивший с 2001 по 2011 год, сначала на The WB, затем на The CW. За десять сезонов шоу стало одним из самых продолжительных научно-фантастических сериалов, а уж другим телекомиксам до него еще далеко. Популярность «Смолвиля» при всех его достоинствах и недостатках во многом обусловлена отсутствием конкуренции.

А ведь изначально к истории юности Кларка Кента создатели не относились так уж серьезно, боссы студии какое-то время вообще запрещали использовать, например, символ Супермена. Однако история становления изрядно затянулась и ушла в глубокие дебри мира DC. Так что эта версия Человека из Стали, еще ни разу не надев культовый костюм (Уэллинг, опасаясь проклятия, так его ни разу и не надел), успела одолеть Лекса Лютора, Брэйниака, Думсдэя, Дарксайда и других злодеев и даже основать Лигу справедливости. За эти годы зрители увидели Супергерл, Флэша, Марсианского Охотника, Зеленую Стрелу и не только. А приключения Супермена продолжились на страницах комиксов.

Современная история супергеройских сериалов началась в 2012 году, когда на The CW вышла «Стрела». Начало было не то чтобы многообещающим, но достаточно интригующим: Оливер Куин, Старлинг-Сити и фирменное «Ты подвел этот город». Но надолго авторов не хватило, шоу породило целую «Вселенную Стрелы», включающую «Флэша» и «Легенд завтрашнего дня» и уже постфактум поглотившую «Константина», «Супергерл» и «Черную Молнию». Недавно на замену подошедшей к концу истории Зеленой Стрелы пришла «Бэтвумен», на подходе «Супермен и Лоис» и спин-офф о Стар-Сити будущего.

По мере расширения франшиза задействовала многих популярных героев и злодеев, параллельно скатываясь на дно. Нет, дело вовсе не в том, что среди героев DC сплошь геи и лесбиянки, просто все это выглядит как косплей, дешевый, сопливый и несерьезный. И на этом фоне положительные аспекты (а они вообще-то есть, не надо так удивляться) как-то теряются. Некоторые, кстати, считают, что очередное дно пробила «Бэтвумен», но это весьма странное утверждение, шоу вполне укладывается в канву «Вселенной Стрелы».

Кстати, актерский состав подобран весьма неплохо, хотя особенно это заметно, если обратить внимание на второстепенных персонажей. Здесь и полюбившиеся зрителям после «Побега» Вентворт Миллер и Доминик Перселл, и былые звезды фильмов и сериалов - Дольф Лундгрен и Эдриан Пол, и даже Марк Хэмилл, жаль не в роли Джокера. Отдельно стоит упомянуть ветеранов сериалов DC: Лора Вандервурт, Супергерл из «Смолвиля», сыграла небольшую роль в «Супергерл», как и Линда Картер, известная по роли Чудо-Женщины в шоу 70-х. Ну и, конечно же, Джон Уэсли Шипп - Флэш из 90-х, на этот раз представший сначала в образе отца Барри, Генри Аллена, а затем и Джея Гаррика - еще одного Алого Бегуна. Кстати, Обманщика там тоже сыграл Хэмилл.

Параллельно, уже особняком, транслировались еще несколько сериалов. Например, весьма недурной «Готэм» о юности Брюса Уэйна и с детективом Джеймсом Гордоном в центре истории становления Бэтмена и его врагов, от Пугала до Джокера. Или более слабый «Криптон», повествующий о приключениях деда Кал-Эла на родной планете, включая столкновения с Брэйниаком, Думсдэем и Лобо. Еще есть «Люцифер», но его связь с комиксами столь мала, что, наверно, поминать его в таком контексте смысла нет. Даже про бурную молодость Альфреда Пенниуорта сняли сериал.

Не так давно, после запуска стрим-сервиса DC Universe, начала было формироваться новая вселенная, состоящая из «Титанов», «Рокового патруля» и «Болотной Твари», но после «Кризиса на бесконечных Землях» все шоу разнесли по разным мирам. Сюжет «Титанов» строится вокруг группы молодых героев, ищущих свой путь. На долю Найтвинга, Робина, Рэйвен, Чудо-Девушки, Супербоя и других выпало немало испытаний, но позади первые победы, в том числе над Дэфстроуком. Ну а «Роковой патруль» - просто наркомания о покалеченных, как физически, так и морально, недогероях. Эти шоу уже не скатываются в мелодраму по первому же поводу, да и вообще смотрятся вполне достойно и, если можно употребить это слово по отношению к телекомиксу, реалистично. Жаль только, что мрачную и депрессивную «Болотную Тварь» прикрыли еще до премьеры. Именно такого подхода ждут фанаты вселенной DC, темной и суровой. Но максимальный охват прежде всего.

В эти дни идет показ новинки - «Старгерл». Школьница нашла космический посох и стала наследницей Общества справедливости Америки, некоторые из членов которого до сих пор в неплохой форме. Как, впрочем, и злодеи из Лиги несправедливости. В обозримом будущем на HBO Max увидят свет еще два проекта - о Зеленом Фонаре и Темной лиге справедливости. Судя по всему, это уже более высокобюджетные шоу, да и оба весьма перспективных пласта раньше по большей части обходились стороной. Неужели на этот раз мы увидим Константина и его коллег по магическому ремеслу в том виде, какого они достойны?

Заметьте, все это время мы говорим об экранизациях комиксов DC, а что же Marvel? С киновселенной у издательства все отлично, однако на малых экранах картина не столь радужная. Фактически присутствие Marvel на телевидении в данный момент сводится к «Агентам Щ.И.Т.», протянувшим достаточно долго, но не сумевшим удовлетворить запросы поклонников на 100%. Сериал не так плох, хотя от проекта под эгидой «КВМ» все ждали нечто большее, много большее. Да и без Кларка Грегга и Мин-На Вен он бы так долго не протянул. На том же уровне показал себя и спин-офф «Агент Картер» о зарождении организации с молодым Говардом Старком.

Остаются еще уже закрытые «Одаренные», «Плащ и Кинжал» и «Беглецы», однако тут и говорить не о чем. «Нелюди» больше одного сезона не протянули, а сольник Призрачного Гонщика прикрыли вместе с подразделением Marvel TV, так что после финала «Агентов Щ.И.Т.» останется лишь одно шоу - «Хелстром». История о детях серийного убийцы, охотящихся за отбросами человечества, выйдет на Hulu в конце года, если не придется пересмотреть график из-за коронавируса, хотя о мини-вселенной «Приключение в страхе» речь уже не идет.

На общем фоне выделяется «Легион» Ноа Хоули - достойная попытка объединить комиксы и психоделику, смелая, органичная и вполне успешная. История больного на голову сына Чарльза Ксавье и одного из сильнейших мутантов в истории, пусть даже суть его способностей не была раскрыта в полной мере, сумела привлечь к себе внимание и удерживать его на протяжении трех сезонов.

Однако приложиться к богатой на персонажей и события франшизе успел Netflix, представивший на суд зрителей «Сорвиголову», «Джессику Джонс», «Люка Кейджа», «Железного Кулака» и «Карателя», а также кроссовер «Защитники». Герои улиц, без костюмов и с типичными для простых смертных проблемами. С попыткой добавить в фантастический мир реализма вышел небольшой перегиб, но в целом результат более чем достойный, особенно в случае с Дьяволом Адской Кухни. Но Disney больше не намерен отдавать своих супергероев на откуп кому-либо, так что вселенная Marvel обосновалась на Disney+, а отвечает за съемки, как и в случае с фильмами, теперь Marvel Studios Кевина Файги. Каждый проект по бюджету сопоставим с полноценной картиной.

Формат также претерпел изменения: зрителей ждут мини-сериалы, тесно связанные с «Кинематографической вселенной Marvel», в которых будут сниматься те же актеры, что и в полнометражных лентах. Уже в этом году фанаты увидят «Сокола и Зимнего Солдата» и «ВандаВижен», а затем «Локи», «Соколиного Глаза», «Женщину-Халка», «Лунного Рыцаря» и «Мисс Марвел» (про Камалу Хан, увы). Слухи о будущих проектах появляются регулярно, да и очевидно, что в работе их еще немало, например «Юные мстители».

Зачастую именно про DC и Marvel вспоминают, когда речь заходит о супергеройских сериалах, но в последние годы оказалось, что не Суперменом и Железным Человеком едиными живы комиксы. В качестве примера приведу два шоу, которые показали супергероику под новым и непривычным углом, причем качественно и со вкусом.

Во-первых, «Академия Амбрелла» от Netflix с Эллен Пейдж. В основе сериала удостоенная премии Айснера одноименная серия комиксов бывшего вокалиста группы My Chemical Romance Джерарда Уэя и художника Габриэля Ба, изданная Dark Horse. Дети со сверхспособностями, воспитанные одиозным миллиардером во имя спасения мира. Их пути разошлись, у каждого свои странности и причуды, но спустя десятилетия, после смерти наставника, им пришлось вновь собраться вместе и найти общий язык, чтобы предотвратить конец света. Никакого облегающего латекса и плащей, привычных героев и злодеев, зато в наличии юмор, а также выверенные дозы треша и угара.

Во-вторых, «Пацаны» от Amazon с Карлом Урбаном в главной роли, основанные на комиксах создателя «Проповедника» Гарта Энниса и Дерека Робертсона. Мир, в котором супергерои спасают людей лишь под прицелами видеокамер, ради славы и денег. А в свободное время предаются собственным порокам. «Великая сила налагает великую ответственность?» Нет, с этим вы не по адресу. Но не все ослеплены сиянием своих кумиров, остались и те, кто на собственной шкуре прочувствовал истинную суть так называемых супергероев во главе с Семеркой и Патриотом. И эти обычные люди, не наделенные особым даром, готовы дать отпор зарвавшимся выскочкам с заготовленными для селфи лицемерными улыбками. При всех отличиях хороши и оригинал, и адаптация. Наверно, «Пацаны» тянут не только на лидерство в жанре, но и вообще являются одним из лучших сериалов последних лет, да и десятилетий, чего уж тут.

Как видите, супергерои и суперзлодеи представлены на малых экранах весьма многогранно, но крайне редко на достойном уровне. Где-то не хватает бюджета, где-то мастерства, но иногда все-таки появляются жемчужины вроде «Сорвиголовы» или «Пацанов».

Другие публикации по теме
«Больше никаких героев» — трейлер Suicide Squad: Kill the Justice League
«Больше никаких героев» — трейлер Suicide Squad: Kill the Justice League
Новый трейлер приключенческого экшена Suicide Squad: Kill the Justice League от Rocksteady и WB Games посвящен Лиге справедливости, которой на этот раз предстоит выступить в качестве антагониста.
8 декабря в 12:52
509
1
Форум
Дебютный трейлер «Лиги справедливости: Кризис на бесконечных Землях»
Дебютный трейлер «Лиги справедливости: Кризис на бесконечных Землях»
Первая часть трилогии «Лига справедливости: Кризис на бесконечных Землях» обзавелась датой премьеры и дебютным трейлером, а чуть ранее издание IGN показало отрывок с участием Монитора.
6 декабря в 19:07
551
0
Форум
Показ седьмого сезона «Моей геройской академии» начнется весной
Показ седьмого сезона «Моей геройской академии» начнется весной
Премьера седьмого сезона аниме «Моя геройская академия» от Bones («Стальной Алхимик») запланирована на весну — в Сеть опять преждевременно попала страница из журнала Weekly Shounen Jump.
6 декабря в 17:01
4004
10
Форум