Забытые сокровища - EverQuest 2: враг новичка?

23824
71
От новых ММО уже веет усталостью, до выхода следующих блокбастеров – еще многие месяцы, а в онлайн-миры все равно безудержно тянет. Кому не знакома эта ситуация? Для всех, кто задумывается о том, как пережить очередные месяцы засухи, мы приготовили серию статей „Забытые сокровища“, где мы оценим старые, но успешные и развивающиеся ММО. При этом нас мало интересует история обозреваемой игры. Мы смотрим на нее так, как будто она бы вышла сегодня и борется за наше внимание. Несправедливо? Конечно, но ведь мы ищем не справедливости, а интересной игры. Итак, кто из больших мастодонтов все еще способен увлечь нас на месяцы? В прошлый раз мы смотрели на возможности Dungeons and Dragons Online. Сегодня на очереди: EverQuest 2


Как же я кусал локти! Обзор за обзором зимой 2004 года пытался доказать мне, что EverQuest 2 игра амбициозная, но не совсем удачная, потому что тут соло и в удовольствие добраться можно только уровня до 20-го, а дальше все, ищи хорошую группу или делать тебе тут нечего. Вот поэтому-де EverQuest 2 обязательно проиграет конкуренцию World of Warcraft, игре, которая все-все делает правильно. Мне не нужна была игра, которая все делает правильно. А вот PvE игра с разнообразным контентом, требующая постоянной, слаженной группы? Это ж сказка! К сожалению, этих первых месяцев я не застал. Я монотонно гриндил монстров и вполне весело захватывал замки в Lineage 2. А когда, в 2006, добрался до EverQuest 2 – все было уже кончено. Конкуренция с WoW была предсказуемо проиграна, групповой контент заперт на высокие уровни (ну, практически). Мне понадобилось еще несколько лет, чтобы понять, что EverQuest 2 даже в оказуаленом под соло-твинковода виде, остается жемчужиной жанра. Игрой, которая, одновременно не стыдясь, крадет у конкурента, но также гордо бросает ему в лицо перчатки одну за другой – аддон раз в два года? Ха, получайте раз в 6 месяцев. Хаузинг не нужен PvE-ММО? Гы-гы. Сложные и интересные групповые боссы должны обязательно быть царством скриптов, рассчитанных под DBM? Ха, получите простой и ясный хардкор. И кто этой жемчужины не видел, многое потерял. Поэтому ровно для них и предназначена эта статья. Как выглядит EverQuest 2 сегодня в глазах новичка, который решил взглянуть на эту звезду, пока она еще не погасла на небосклоне? Какие препятствия придется преодолеть, чтобы добраться до уникального контента? Так что считайте это не столько обзором, сколько руководством по выживанию.



Еще раньше сложных систем, новичка готова отпугнуть прокачка. Низкоуровневые зоны сейчас представляют собой полный бардак из идущего дикими темпами опыта, безлюдных просторов, плохой экипировки и невыверенных по сложности заданий. Sony вроде бы это поняла и решилась на радикальный, но верный шаг. Дать возможность каждому создать персонажа 85 уровня (то есть за десять уровней до финиша), а там уже, получив представление об игре в нормальных, сбалансированных зонах - твинководь сколько хочешь. Идея достойная, но в последний момент (как обычно) смазанная. Бесплатно доступ к героическим персонажам был открыт всего две недели, теперь же возможность начать игру в тех зонах, где еще видна забота разработчиков, обойдется в 35$. Учитывая, что новичку, которому приглянется игра, в обозримом будущем понадобится аддон за 40$ и хотя бы наемник за 10$ - EverQuest 2 сейчас ММО с самым высоким барьером для старта.

И все-таки, если вы только пришли в игру или очень давно не играли, я бы советовал именно этот путь. Любой другой дает слишком неверное представление о ценностях EQ2. Благо есть своеобразный „триал“ – бесплатный персонаж 85 уровня, одетый и обутый, но с сильно ограниченными ветками талантов. И если игра приглянется, его всегда можно проапгрейдить до полноценного состояния. Поэтому в этой статье я сосредоточусь именно на контенте с 85 до 95. Героический персонаж - проявление невероятного дружелюбия к новичку, необычного для SOE. Да, практически у каждого класса все еще есть 4 полных панели нужных, ситуативных умений (ага!), но нам хотя бы предлагают осваивать их постепенно, давая опробовать сначала лишь самые нужные, а затем прибавляя дополнительные панели постепенно. При желании, на прокачке можно вообще не заботиться о ветках специализации (запутанной, плохо описанной куче талантов, освоение которой своими силами без актуальных гайдов считается хорошим тоном в сообществе ветеранов игры). Нам на выбор предложены неплохо подобранные шаблоны для соло, группы или PvP, распланированные до самого капа. И сам процесс прокачки тоже не станет барьером для новичка, ибо его ждут стандартные, скучноватые, но скоротечные квесты образца, скажем, Burning Crusade или Rift или Aion. Вы поняли. Особенности EverQuest 2 появляются лишь позже.



Однако, этот квестовый стандарт позволяет неплохо втянуться в процесс и начать осваивать систему умений, больше похожую на четыре фаношные октавы, чем на современный, закомбинированный бой. 10 мобов здесь, 5 предметов там (благо EverQuest 2 обзавелся привычными указателями) и мы уже имеем кое-какое представление о том, кем покоряем этот мир. Метки, правда, имеют свойства пропадать или вовсе не появляться, и тогда спасает лишь поход в вики или установка специального аддона для карты, но это сравнительные мелочи. Будет ли прогулка по зонам последних трех аддонов приятной, зависит, во многом, от вашей любви к лору. Красивые, сказочные, по-детски непосредственные истории всегда были коньком EverQuest 2, и даже несмотря на то, что писателей текстов явно занесло с их Новыми Едиными Империями и загробными мирами, полными духов убитых драконов-рейдбоссов, любители „что почитать“ все равно получат огромное удовольствие от пути к 95му.
Если же вы принципиально пропускаете все тексты заданий, то дыхалки может и не хватить. Дело в том, что каждые два-три уровня, добавляемые недавними аддонами, считаются за десять, и поэтому опыт за задания идет долго, долго и еще дольше. Ты кружишь по карте, как пчелка, делая десятки квестов, а полоска с опытом еле ползет, что выглядит крайне удручающе. Действительно лучше ситуация становится только в последнем аддоне Tears of Veshaan, куда не стоит соваться раньше 93-го. Особенно удручает эта тягучесть в прокачке, когда знаешь, что с хорошей группой можно взять кап часа так за три, сделав цепочку заданий в элитной зоне Дракур. Зато если игра к этому моменту окончательно не отпугнула вас медленной прокачкой, чудовищной производительностью и за девять лет все таким же неудобным интерфейсом, вы обязательно попадете в плен ее прелестей.



Это, скажем, эпические задания наследия, отправляющие нас через полмира. Это совершенно архаичный и великолепный подход к „ачивраннерству“ – мы гоняемся не за бесполезными титулами а ля World of Warcraft, а собираем коллекции, мебель для дома, декоративное оружие и костюмы по всему игровому миру. Вот как надо делать казуальный контент, учись, Blizzard! Ну, и, конечно, хаузинг. Если вы часами пропадали в майнкрафте, то не найдете сейчас (во всяком случае до выхода EQ Next Landmark) лучшей игры для проявления собственного креатива, чем EverQuest 2. Когда-то система домов в EQ2 с ее тесными квартирками и ограничениями в расстановке мебели считалась вполне милой, но явно уступающей аналогам в Vanguard или Star Wars: Galaxies. Теперь же все изменилось. Хаузинг в EverQuest 2 – это вообще не про дома, это настоящий конструктор Lego. Обстраивать ли просто пустую площадку из шопа или один из имеющихся особняков – решать вам. Главное, что в игре доступны сотни разных строительных блоков, перегородок, перил и плиток. Удобный, созданный игроками редактор, позволяет складывать сложнейшие конструкции и размножать их парой нажатий мыши. Ну а обычная мебель и растения с заданий – это уже изюминка на торте. Так что возможности безграничны. Готический собор с уходящей в небеса крышей хора? Или древнегреческий храм Афродиты? Или увеселительный центр с казино? Полоса препятствий, превращающая ММО в Jump&Run? Городок а ля „Алиса в зазеркалье“ с миниатюрными домиками, спрятанными в чайниках и кофейниках? Все это уже создано игроками. Не говоря о бесконечных поместьях, виллах и парках. Чтобы поразить сообщество EverQuest 2 нужна поистине гениальная идея, зато средства на реализацию почти безграничны. Хаузинг теперь – не столько место для крафта или склад для награбленного, сколько витрина, демонстрирующая всему серверу ваш креатив. Благо, что разработчики отлично ухватились за эту идею и создали большой рейтинг всех выставленных на показ построек, где сами игроки выставляют оценку за креативность и техническое мастерство. Жаль лишь, что отсутствие межсерверной технологии разрывает сообщество строителей, но это не единственная область игры, где не хватает этой новомодной Blizzard‘овской технологии.



Не помешала бы она и инстансам. Тем более, что толкают туда уже спустя час после создания героического персонажа и особенно учитывая, что подземелья – жемчужина игры. Это, к счастью, та область, где EverQuest 2 не стесняется идти и идти своим путем. Дело в том, что боссы, населяющие подземелья в огромном количестве, хоть и частенько призывают аддов или заставляют прятаться за колонны, в целом, не имеют большого количество умений. Но главное, что оно, оказывается, и ненужно. Мощные удары, сложность в удержании агро, дикие нагрузки на лекарей, необходимость бардам и гипнотизерам в нужную долю секунды использовать умения поддержки, огромные требования к DPS‘у – вот что делает каждый энкаунтер непередаваемым приключением. Идти в EverQuest 2 стоит, в первую очередь, ради инстансов, а если вам неинтересны групповые подземелья вовсе, вряд ли что-то надолго удержит вас в этой игре. Беда, однако, в том, что игра старая, а сообщество небольшое. В игре есть опция поиска подземелий, но найти соратников без кроссерверных опций (которые давно обещаны, но так и не реализованы) крайне сложно. Сообщество русского PvE-сервера Barren Sky совсем немаленькое и разбито по гильдиям, варящемся в собственном соку. Так что новичку, серьезно настроенному на постижения высот этого шедевра PvE, настоятельно советую пристроиться сыном полка в любую мало-мальски заселенную гильдию и чем раньше, тем лучше. Правда, все равно большую часть инстов во время прокачки, вы скорее всего пропустите. Зато получите незаменимую помощь на капе. Жаль лишь, что в последних (и особенно в последнем) аддоне экипировка стала слишком сильно влиять на сложность инстансов, поэтому в составе одетой группы вы вряд ли сможете увидеть девять подземелий Tears of Veshaan на их первозданном уровне сложности. Зато получите шанс попасть в рейды. Это нелегко. Гильдии EverQuest 2 очень рады новичкам, но сложность в рейдовых подземельях шкалит, отсутствие опыта сказывается, а благодаря неудачной системе передачи предметов любой твинк будет одет гораздо лучше вас. Но все-таки это возможно. И, несмотря на то, что (все равно рекордно быстрая) скорость поставки новых подземелий несколько замедлилась, а матерые игроки жалуются на ресайклинг и падение качества, все равно, даже сегодня, высокоуровневое рейдовое PvE EQ2 – это вершина достижений жанра, особенно в век оказуаливания. Спешите увидеть это сейчас, ибо скоро о таких боях можно будет слушать лишь рассказы ветеранов.



Конечно, EverQuest 2 совсем не самая дружелюбная к новичку игра. Но усилия, если ваши интересы лежат в сложном групповом PvE и/или строительном креативе, того стоят даже сейчас. Во всяком случае, если вы готовы к материальным тратам. EverQuest 2 держится за счет небольшой, но лояльной базы игроков, которые согласны платить несоразмерно много за скорость выпуска контента, значительно превосходящую любую конкурентную ММО. Это сказывается на ценах. К счастью, подписка больше не является обязательным условием для нормальной игры (хотя очень помогает с внутриигровыми средствами), но вот базовые траты на героического персонажа и аддоны, как я уже писал в начале, шкалят. Но ведь нет больше таких мастодонтов на рынке. Во всяком случае, с таким солидным, преданным сообществом и все еще приличным количеством нового контента. И кто знает, удастся ли Landmark и EQ Next приблизиться к глубине предшественницы. И уж наверняка они ни на йоту не подойдут к его сложности. Так что учтите, это игра – живая легенда. Прикоснутся к ней стоит прямо сейчас.