Друид в играх и в реальности

Воинственные пацифисты

Garruk

Автор статьи: Alp

Каким мы знаем класс друида? Бородатый мудрец? Любитель природы? Оборотень? Любитель позажигать? Экотеррорист? Кельт? Вы точно уверены, что знаете, что из себя представляет этот класс и насколько он близок к первоисточнику? Давайте вместе разбираться, поверьте, будет интересно.

У друида в реальной жизни достаточно запутанная история, которая достаточно сильно наложила отпечаток и на его образ в играх. Многое из того, что нам известно, или мы считаем, что нам известно про друидов – совсем никак не соотносится с тем, что реально существовало. Человеческие жертвоприношения, стихи и поэмы, каннибализм и полное вымирание – это тоже друиды. Но давайте по порядку – начнем с древних времен, когда только появилось первое упоминание. Пройдемся по тому, что было известно (именно «было», но об этом в свое время), а потом сравним с реализацией в компьютерных играх.

Первые письменные упоминания о друидах (причем, во множественном числе) приходятся примерно на 325 год до н.э., когда древнегреческий путешественник и купец Пифей решил разведать, а что там на севере и поплавал возле Британии и Северной Европы, а после изложил увиденное в своей книге «Об океане». Книга не дожила до наших дней, но другие древние ученые неоднократно ссылались на нее в своих произведениях. Хоть это и первое упоминание друидов в письменном виде, но считается, что они существовали до кельтов в племенах пиктов, а это до 3000 лет до н.э. Наиболее полные сведения про друидов в древние времена можно было получить из «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря, да-да, того самого, который однажды случайно напорется на несколько десятков ножей, в том числе и на ножик своего дружбана – Брута. И чем ближе к нам по времени, тем больше ученых и философов, древнегреческих и древнеримских описывали или упоминали друидов.

Я не буду расписывать, от какого слова произошло название “друид” – это нудно и неточно. Например, это может быть помаркой в текстах Пифея, которая впоследствии разошлась по другим текстам. А может - от кельтского слова «дуб», а может - от слова «правда». А может - вообще от пиктов, потому как схожих слов в языках, где обитали друиды много – это и слова, обозначающие “мудрец”, или “знать”, или “маг”, а еще похожими по звучанию/написанию были слова “дуб”, “знание”, “сильный”.

*«Друиды обыкновенно не принимают участия в войне и не платят податей наравне с другими [они вообще свободны от военной службы и от всех других повинностей]. Вследствие таких преимуществ многие отчасти сами поступают к ним в науку, отчасти их посылают родители и родственники. Там, говорят, они учат наизусть множество стихов, и поэтому некоторые остаются в школе друидов по двадцати лет. Они считают даже грехом записывать эти стихи, между тем как почти во всех других случаях, именно в общественных и частных записях, они пользуются греческим алфавитом. Мне кажется, такой порядок заведен у них по двум причинам: друиды не желают, чтобы их учение делалось общедоступным и чтобы их воспитанники, слишком полагаясь на запись, обращали меньше внимания на укрепление памяти; да и действительно со многими людьми бывает, что они, находя себе опору в записи, с меньшей старательностью учат наизусть и запоминают прочитанное. Больше всего стараются друиды укрепить убеждение в бессмертии души: душа, по их учению, переходит по смерти одного тела в другое; они думают, что эта вера устраняет страх смерти и тем возбуждает храбрость. Кроме того, они много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величии мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов» *[Гай Юлий Цезарь, 203 — Caes, B. G, VI, 14.]

Так что же из себя представляли друиды в те времена? Изначально это мужчины, одетые в белые робы (у пиктов). Чуть позже, когда прибыли кельты и начали уничтожать или поглощать традиции пиктов вместе с их народом – появились и женщины-друиды (у кельтов был матриархат), одетые в черное – была зависимость цвета одежды от начал сущности мира. Но впоследствии появились и мужчины, одетые в черное, и женщины - в белое. Друиды выполняли роль мудрецов, философов, знахарей, жрецов, судей, поэтов. Проблема более точного определения, чем же они занимались, заключается в том, что они не вели письменность – поэтому мы можем судить только по древнегреческим и древнеримским трактатам, которые могли, ссылаясь на друг друга, искажать сведения, но приходится пользоваться тем, что есть, потому что другого, увы, нет.

Итак, а почему они ничего не записывали? Считается, что тем самым они доказывали свои большие знания перед другими сословиями. В духе – пока ты знаешь историю народа, какими травами лечить головную боль, как провести правильно ритуал погребения или баллады наподобие Herr Mannelig – у тебя будет почет и уважение, а если каждый это сможет, только прочитав рукопись, то ценность в нем для других людей сразу исчезнет.

Друиды жили отдельно от поселений и даже имели правило спать в помещении без огня, но это скорее всего искажение ради описания их особенностей, придуманное античными авторами. Более того, у других народов ведуны, знахари, шаманы и жрецы жили отдельно и отдаленно от большинства – потому что если таинство видят лишние глаза, то таинство перестает быть таинством, да и собирать ингредиенты значительно удобней, если вышел за порог землянки и начал собирать что нужно, а не долгое время шел от поселения, и искал, где еще не вытоптали люди. Да и в целом, во многом статус друида не особо отличался по статусу и возможностям от тех же волхвов у славян или шаманов у индейцев. Но все же особенности были и они хорошо заметны в ритуалах.

«Похоже на можжевельник растение, называемое селаго. Его собирают, не применяя железа, пропуская правую руку через левый рукав рубахи, как если бы совершая кражу. Одежда должна быть белого цвета, ноги вымытые и босые, а перед собиранием следует совершить приношение хлебом и вином. Галльские друиды говорят, что это растение нужно носить в виде оберега от всякого зла и что дым его врачует глазные болезни». [Плиний. Естественная история, XXIV, 104]

Главным и сакральным растением для друидов является… нет, не дуб, из-за которого они якобы получили свое имя, а паразитическое растение на деревьях – омела. Омела – это не только красивые белые ягодки, клей, растение удачи, лечения от многих болезней и символ любви у разных народов, но и быстрый способ совершить болезненную очистку организма из всех природных отверстий – ибо ядовита. Один из главных ритуалов, связанных с омелой был таков – друид находил дерево, пораженное омелой (не обязательно дуб), удостоверялся, что это особая лечебная, вернее, даже все исцеляющая омела, после чего на шестой день луны под дерево приводили двух белых быков, друид золотым серпом срезал ветви омелы и собирал в белый плащ, после чего белых быков закалывали под молитвы божеству, чтобы эта жертва была благодатна.

«Римляне отучили их от обычаев, жертвоприношений и гаданий, противоположных тем, что в ходу у нас. Они наносили человеку, обреченному в жертву, удар в спину и гадали по его судорогам. Однако они не приносили жертв без друидов. Упоминаются еще и другого рода человеческие жертвоприношения; они расстреливали свои жертвы из лука, или распинали их в святилищах, или же сооружали огромную статую из сена и дерева, затем бросали туда скот и всевозможных диких животных, а также людей, и все это вместе сжигали». [Страбон, География, IV, 5]

Главным элементом стихии для друида являлся огонь – в ночь Самайна друиды жгли свои костры для жертвоприношений, и никому из кельтов не разрешалось в эту ночь разжигать огонь, кроме как от костров друидов. Также Юлий Цезарь рассказывал про огромные плетеные сооружения в форме людей, которые сжигались ради жертвы богам. И в этих «плетеных человеках» частенько могли быть люди. И судя по античным записям, у друидов приношение в жертву людей было в порядке вещей. Тут и гадания по кишкам только что убитого, и ритуальное умерщвление врагов или своих же ради жертвы богам, дабы получить благословение в битве (кельты были достаточно воинственными племенами).

«Люди, пораженные тяжкими болезнями, а также проводящие жизнь в войне и в других опасностях, приносят или дают обет принести человеческие жертвы; этим у них заведуют друиды. Именно галлы думают, что бессмертных богов можно умилостивить не иначе как принесением в жертву за человеческую жизнь также Человеческой жизни. У них заведены даже общественные жертвоприношения своих соплеменников. Некоторые племена употребляют для этой цели огромные чучела, сделанные из прутьев, члены которых они наполняют живыми людьми; они поджигают их снизу, и люди сгорают в пламени. Но, по их мнению, еще угоднее бессмертным богам принесение в жертву попавшихся на воровстве, грабеже или другом тяжелом преступлении; а когда таких людей не хватает, тогда они прибегают к принесению в жертву даже невиновных». [Гай Юлий Цезарь, 203 — Caes, B. G, VI, 16.]

Есть даже предположения, что друиды во время жертвоприношений не брезговали каннибализмом. В торфяном болоте Линдоу-Мосс близ деревни Мобберли, Великобритания, найдены кости 150 человек. Считается, что это остатки ритуальных жертв (а ритуалы всегда проводили друиды), и часть костей поломано так, как будто из них пытались добыть костный мозг.

Поклонение велось кельтским богам, названия которых мало кому знакомы. И если мы остановились на жертвоприношениях, то, пожалуй, есть одно имя у одной из богинь войны и смерти (у кельтов их было три). Морриган – богиня войны и смерти на поле боя. Ее сестер звали Бадб (Безумие) и Немейн (Пожирающая мертвых). Ну, и на троицу сеющих войну и смерть, у кельтов была тройственная богиня плодородия, кузнечного дела и поэзии – Бригид. Выглядела она, как 3 фигуры – невинная девушка, мать и старуха… Да-да, именно она стала прообразом культа Мелитэле во вселенной ведьмака. И при этом множестве богов (я назвал лишь очень маленькую часть) друиды верили в бессмертность души и перерождение. Основное время изучения друидов пришлось на момент завоевания Римом, потому как завоевателям были интересны те народы, которые они покоряли. Но уже с приходом христианства интерес к друидам теряется. В раннее средневековье священники были единственными, кто вел хоть какие-то записи и, соответственно, описывать детально быт языческих еретиков им было не с руки. Да и к тому же, сами друиды постепенно стали исчезать – христиан становилось все больше, языческих племен - все меньше. Да и сами кельты начали разделять обязанности друидов: поэты – барды, судьи – знать, лечение – знахари и т.д. И постепенно все меньше появлялось друидов, все меньше к ним шли в ученики – и из-за особенности того, что всю нужную информацию нужно было запоминать – друидство вырождалось, пока совсем не исчезло.

Переоткрытие друидов произошло в Эпоху Возрождения, когда до многих дошло, что негоже все знания черпать только из одной библии, и вспомнили про массу литературы, которую оставили древнеримские и древнегреческие выдающиеся люди. И так как там было описаны ритуалы, нестандартность мировосприятия (относительно христианских или античных верований), загадочность, то достаточно быстро образ друидов стали романтизировать и модернизировать под тогдашнюю обстановку. Работы по друидам, которые приписывали им все непонятные вещи (стоунхендж, например), гипертрофировали все факты и выдумки, превращая их то в природных иисусов, то в тех, кто дает жрецам ацтеков и майя «прикурить» в плане человеческих жертвоприношений. Ну и конечно, загадочность настолько манила, что появилась масса тайных сообществ, которые пытались быть друидами, беря за основу древние тексты и придумывая свои ритуалы. Все это в итоге вылилось в тот образ, который мы себе представляем сейчас, но этот образ настолько туманен, что к нему можно прикрутить что угодно, и особо никто не заметит (с чем я, собственно, и столкнулся, когда искал информацию по сайтам).

А теперь рассмотрим, что из себя представляет образ друида в играх (в основном, RPG-направленности) и сравним, насколько он близок реальному прототипу. Так как наиболее каноничным игровой класс Друид нам известен по серии Dungeons & Dragons, то надо упомянуть, когда он там появился. Одно из первых появлений в ролевых играх класса Друид было еще в первой редакции D&D – Grayhawk, но там он был монстром с возможностью колдовать как жреческие, так магические заклинания. Полноценным игровым классом он стал в дополнении Eldritch Wizardry, где являлся сабклассом жреца, имел свои собственные заклинания, связанные с огнем (практически на каждом уровне), управлением природными силами и живыми существами. Роль священного символа играла Омела (священные символы священников из первой редакции отображены в играх серии Golden Box и им подобным, например, Eye of Beholder – без него священники не могли колдовать). Друид мог опознавать растения, животных, находить пути в лесу и превращаться в животных. Главным занятием друида было защищать природу. Также уровни были заменены продвижением в иерархии. Полноценным друидом игрок становился только на 11 уровне, до этого нужно было стать адептом 9 кругов посвящения.

В Advanced Dungeons & Dragons это был все еще подкласс священника, но теперь он еще больше напоминал мультикласс священник/маг, со сдвижкой в природу. Появились заклинания лечения и более жесткая привязка к нейтральности, но убраны практически все заклинания, связанные с огнем. Статусный рост остался, но теперь чтобы получить наивысшие уровни, надо было выполнить определенные условия – например, победить более высшего по рангу друида, чтобы занять его место. Этот момент нашел свое отражение в Балдурс Гейт 2, в получении друидом своей собственной рощи друидов.

В третьей редакции D&D друид, наконец, стал отдельным полноценным классом. И в общем, полностью стал тем, кем мы его знаем.

Итак, давайте сравним особенности этого классического игрового образа с тем, что мы сегодня узнали о реальном образе друидов.

Стоит ли сравнивать с ДнД-шным друидом (из всяких Балдуров, Невервинтеров и прочих Айсвинддейлов) друида настоящего? Все же стоит. От реального друида мало что осталось – вместо «Жрец, мудрец и на дуде игрец», в угоду «нужно забить все дырки», в промежутке клерик/маг/боец, у них получился:

  1. Клерик/лекарь, заточенный на природу. Вот только от жреца там немного. Оригинальные друиды были классическими жрецами в первую очередь. Ни богов, ни доменов, только странные ограничения на оружие – тут железо носим, а тут не носим. Деревянная палка – хорошо, деревянная палка с веревкой (лук) – это уже азаза. Металлический меч, даже просто сабля – это азаза, а вот скимитар (разновидность сабли) – внезапно любимое оружие. Да и с природой опять-таки совершенно все эээ… поверхностно – устраивай геноцид всему живому, друиды либо и взглядом в ту сторону не поведут, либо будут с «синдромом вахтера» не пущать, а потом в качестве банальных мобов погибать.
  2. Вызыватель всяких животин (магическая часть шаблона) – и опять странность. Ну начнем с того, что оригинальные друиды были связаны с животными исключительно двумя вещами – их ритуальным убийством и их поглощением после того, как получат их в качестве награды за свою прямую работу – историю, или врачевание, или хорошо проделанный ритуал. На этом все. Тут же к ним прикрутили мало того, что вызов животин, так еще в определенный момент прокачки класса можно будет вызывать элементалей. Это особенно дивно, так как манипуляция со стихиями, и уж тем более заточка на определенную стихию толком отсутствует, а тут бац – и высшие круги элементалиста, полученные с заднего хода. А все потому, что с уровнем монстры растут, становятся более круты, а что могут предложить стандартные животинки против дракона? Отож.
  3. Оборотень. Если ты живешь в глуши – то обязательно найдутся некоторые личности, которые будут считать, что ты живешь там неспроста, и вообще - ты оборотень. Вот такой вот народный шаблон, который был прикручен к стандартному затворничеству. Да еще и тот же прикол, что в определенный момент развития можно превращаться в элементалей.

Нет, я прекрасно понимаю, что компьютерные игры не могут реализовать огромное творчество игроков и разработчиков настольной игры, где этот класс имеет достаточную проработку и зачатки логики, но как по мне – это «натягивание совы на глобус». И вот почему – возьмем стандартного шамана. Лекарь? Конечно! Мудрец? Еще какой! Связан с природой? Да! Вот эти все тотемы животных, которые прямо направляют на поклонение животным, что в свою очередь дает и вызов животных, и оборотничество. Нужны более сильные существа – духи животных, животные божества, демонические животные (кто читал Дэна Симмонса/смотрел сериал “Террор”, или например, аниме «Принцесса Мононоке», тот поймет, о чем я). Ну, есть еще души и духи, но их можно скинуть Вич доктору, у которого будет призыв и контроль сознания – в чем проблема была? А друиду оставить природу, лечение и элементализм с доменами, сделав из него простую середину между клериком и магом, без извратов. Но увы, мы получили то, что получили.

Компания Близзард в свойственной себе манере взяла этот ДнД-шный шаблон друида и сделала его еще более шаблонистым, вернее - усредненным. Но в каждой игре эта усредненность подана с разной целью. ВоВ – не знаешь какую роль в партии отыгрывать – возьми друида – он и маг, и клерик, и танк, и ДД воровской наружности – и это все имеет четкую границу в пределах формы: медведь – танк, кошка – вор-ДД, и т.д. Или же некоторые формы ради расширения некоторых особенностей – например, форма морского котика, чтобы быстрее плавать и не тонуть. В Дьябле 2 класс друида в основном используется для разнообразия уже существующих классов – упор на элементальной магии – альтернатива магичке, упор на формах оборотня – альтернатива варвару. Там есть еще ветка вызовов существ, но это сделано больше как усилитель или для легкого микширования классов, потому как упор на ветку вызовов не дает ощущения альтернативы некроманту… В Вов, да и в Дьябле уже очень мало остается от оригинального образа друида – так как в первую очередь это классы-функции, а не что-то уникальное и имеющее за собой историю.

А вот, например, в серии Might&Magic друидов сделали просто средним классом между магом и клериком, без призывов, смены обликов и т.д. Просто почти все доступные школы магии, но без высших уровней грандмастера и без школ света и тьмы. И как мне кажется, если брать допущения и класс-функцию, уж лучше такое, чем тот мутант, который получается у Близзард.

Но если все же кому-то показалось, что Близзард – это предел издевательств над оригинальным образом друида, то нет, всегда есть новое дно, глубже, темнее и вонючее. Корейцы в своих ММО могут сделать друида розоволосой лолей, которая будет в бронестрингах колдовать во имя Луны

(архидруид)

Но, пожалуй, стоит остановиться – а то можно долго зарываться в писанину императоров Римской империи или смотреть на неодруидизм, который сжигает в жарком огне Николаса Кейджа (фильм «Плетеный человек»), однако, весь необычный образ все равно будет отдан в жертву смены облика и призыва животных, дабы забить промежутки между классами. Хотя, может вы другого мнения?