[Утечки] Насколько мощны PS5 и Xbox Series X согласно новым спецификациям?

И можно ли доверять этой информации?

access_time4 января в 18:22remove_red_eye1881question_answer7

В апреле прошлого года на наших глазах разворачивалась замечательная история, когда смелый исследователь баз данных 3DMark вроде бы наткнулся на предварительное тестирование нового игрового процессора от AMD под названием «Gonzalo» - почти наверняка это рабочее название для процессора PlayStation 5. Сама мысль о базе данных бенчмарка для ПК, хранящей совершенно секретную техническую информацию о консоли следующего поколения, кажется неправдоподобной, но дополнительные утечки в течение последних нескольких дней не только подтверждают историю с Gonzalo, но и предоставляют нам на суд новые подробности о графическом ядре этой машины. Вдобавок ко всему, в утечке также содержатся намеки о техническом наполнении графической составляющей Xbox Series X.

Размах и масштабы этой последней утечки поразительны, а происхождение новой информации кажется еще более надуманным, чем это было у Gonzalo, что заставляет многих думать о том, что все это сплошная выдумка. Однако, взглянув на ситуацию повнимательнее и самостоятельно проверив источник, мы обнаружили неопровержимый факт - данные действительно берут свое начало в AMD, они не являются какой-то подделкой. У нас нет точного критически важного контекста, но причин сомневаться в достоверности утечки практически нет.

Насколько я могу судить, кто-то из отдела верификации ASIC в AMD использовал GitHub для хранения фрагментов данных внутреннего тестирования из ряда незавершенных проектов Team Red (прим. переводчика - неофициальное про-AMD коммьюнити). Утечки включают в себя тестирование настольных и мобильных гибридных процессоров Ryzen следующего поколения, а также некоторые углубленные тесты на чипе PS5, который теперь ходит под кодовым названием Oberon. Хоть данные и не являются общедоступными, очевидно, что с GitHub они ушли очень далеко: например, подробности из утечки, которые мы рассмотрим далее в этой статье, подробно обсуждаются на ResetEra. Джин оказался выпущен из бутылки.

Насколько я понимаю, впервые эти данные были сохранены на GitHub около шести-семи месяцев назад - и, оглядываясь на время появления заметок в Twitter, этот источник, похоже, был найден еще в августе. Да, мы можем свидетельствовать о том, что данные тестирования не отражают имеющиеся спецификации консоли следующего поколения, но важно помнить, что разработка микропроцессора той сложности, о которой мы здесь говорим, как правило занимает много лет. Тестирование и проверка микросхемы с целью убедиться в ее соответствии целевым показателям производительности, и чтобы ее возможно было отлаживать, само по себе является длительным процессом, так что внесение изменений в архитектуру микросхемы на данном этапе уже маловероятно. Может быть настройка тактовой частоты или сопровождающей памяти, но у нас есть данные, исходя из которых можно предположить, что Sony уже приняла решение повысить тактовую частоту графического процессора как раз к тому моменту времени, когда произошла утечка.

Этот видеоролик (на английском языке) - о последних утечках спецификаций консолей следующего поколения, и о том, как можно сравнить PlayStation 5 и Xbox Series X на уровне GPU с точки зрения архитектуры.

PlayStation 5 (Неподтвержденное) PlayStation 4 Pro PlayStation 4
CPU Восьмиядерный Zen 2 с поддержкой SMT - частота неизвестна Восьмиядерный Jaguar с частотой 2.1GHz Восьмиядерный Jaguar с частотой 1.6GHz
GPU 36 специализированных вычислительных блоков Navi с частотой 2000MHz 36 специализированных вычислительных блоков GCN с частотой 911MHz 18 вычислительных блоков GCN с частотой 800MHz
Память GDDR6 с пропускной способностью 448GB/s (Возможно до 512GB/s) - объем неизвестен 8GB GDDR5 с пропускной способностью 218GB/s 8GB GDDR5 с пропускной способностью 176GB/s

Еще в апреле в утечке о Gonzalo говорилось, что PlayStation 5 будет иметь процессор на базе Zen 2 с тактовой частотой 3,2 ГГц в сочетании с графическим ядром Navi с тактовой частотой 1,8 ГГц. Немного менее четкое свидетельство, связанное с идентификаторами PCI Express, позволяет предположить, что AMD называет графический процессор «Navi 10 Lite», что указывает на наличие у графического процессора тех же сорока вычислительных блоков, что и у ПК-версии Navi 10 в RX 5700 и RX 5700 XT (но с четырьмя отключенными блоками - вероятно, для снижения количества брака при производстве). Утечки, проявившиеся в последние дни, ничего не говорят нам о процессоре, но подтверждают использование именно 36 вычислительных блоков с частотой 2,0 ГГц - что, хотя и не подтверждено, даст нам мощность графического процессора PlayStation 5 в 9,2 терафлопса. И в этот момент для меня было бы совершенно непростительно не упомянуть о том, что производительность Navi очень сильно улучшена по сравнению с аналогами GCN более старого поколения.

Из имеющихся данных мы также предполагаем, что PlayStation 5 будет использовать память GDDR6 - так же, как видеокарты серии RX 5700 с Navi у ПК. Номинальная пропускная способность составляет 448 ГБ/с, но некоторые тесты показывают, что она может достигать значения в 512 ГБ/с. Это может указывать на то, что память была обновлена с 14 Гбит/с до 16 Гбит/с на том же 256-битном интерфейсе, а может быть это улучшение производительности внутреннего кэша. Обновление до нынешнего премиум-уровня памяти вполне может пошатнуть баланс PlayStation 5 между ценой и производительностью, но как будто Sony не обновляла ОЗУ в прошлом!

Так как же мы можем быть уверены, что этот процессор на самом деле является наполовину заказным продуктом AMD для Sony, а не для такого партнера, как Microsoft? Подсказкой является тот факт, что графический процессор может работать в трех различных режимах, чтобы обеспечить обратную аппаратную совместимость с PS4 и PS4 Pro. В то время как тактовая частота GPU в 2,0 ГГц используется для так называемого полностью разблокированного «родного» (или «Gen2») режима, процессор также тестируется в режимах с названиями Gen1 и Gen0. Явно видно, что первый работает с 36 вычислительными блоками, тактовой частотой ядра 911 МГц, пропускной способностью памяти в 218 ГБ/с и 64 блоками растровых операций (ROP) - это точные характеристики PlayStation 4 Pro. Последний режим Gen0 сокращает количество вычислительных блоков и блоков растровых операций вдвое и работает с частотой 800 МГц, что соответствует базовому варианту PS4. Это указывает на то, что обратная совместимость является неотъемлемой частью процессора, что, в свою очередь, поднимает некоторые интересные вопросы о структуре графического процессора Navi и той степени, с которой более старая совместимость с GCN может быть интегрирована в проект.

Алекс Батталья (Alex Battaglia) из Digital Foundry и Джон Линнеман (John Linneman) делятся впечатлениями об анонсе Xbox Series X.

Xbox Series X (Неподтвержденное) Xbox One X Xbox One/ Xbox One S
CPU Восьмиядерный Zen 2 с поддержкой SMT - частота неизвестна Восьмиядерный Jaguar с частотой 2.3GHz Восьмиядерный Jaguar с частотой 1.75GHz
GPU 56 специализированных вычислительных блоков Navi с частотой примерно 1700MHz 40 специализированных вычислительных блоков GCN с частотой 1172MHz 12 вычислительных блоков GCN с частотой 853MHz (914MHz - для Xbox One S
Память GDDR6 с пропускной способностью 560GB/s - объем неизвестен 12GB GDDR5 с пропускной способностью 326GB/s 8GB DDR3 с пропускной способностью 68GB/s (плюс eSRAM)

Если утечка замечательно связывается с базовой спецификацией графического процессора PlayStation 5, то что насчет Xbox Series X? Насколько мы понимаем, эти документы - лишь фрагмент из гораздо большего набора данных, который мы здесь не видим. В них можно найти упоминание о процессоре Arden, который является весьма вероятным кандидатом для использования в Xbox Series X. Тем не менее, количество информации относительно него не идет ни в какое сравнения с указанным выше - или просто эти данные недостаточно актуальны, чтобы придавать им хоть какое-то значение. Кроме того, кастомные процессоры и для Sony, и для Microsoft, могли быть протестированы по-разному, с разным набором критериев.

Контраргументом к утечке прозвучало, что спецификации PS5 не соответствуют действительности, потому что в них нет упоминания об аппаратном ускореннии трассировки лучей, в то время как в Arden - есть (наряду с variable rate shading, VRS - затенением с переменной скоростью). Тем не менее, документация обоих процессоров сильно отличается друг от друга и не может сравниваться напрямую. Данные по многим проверочным тестам AMD для процессора PS5 «Oberon» присутствуют в утечке, в то время как данные о Series X в сравнении лучше всего описать как «несколько неоднородные». Если к спецификациям PS5 нужно продолжать относиться с некоторым сомнением, то при просмотре вышеуказанной таблицы со спорными спецификациями Series X вам понадобится все ваше недоверие.

Не забывая о нашем предостережении: разрозненные данные из утечки упоминают о 3584 шейдерах, которые могут быть преобразованы в откровенно огромный процессор с 56 активными вычислительными блоками. В данных нет никакой информации о тактовых частотах, но если мы предположим, что целью является мощность в 12 терафлопс, то 1680 МГц попадет в этот критерий, а округление до 1700 МГц обеспечит 12,2 ТФ. Если бы Microsoft стремилась к отметке ниже 12TF, число шейдеров было бы намного меньше, а сам процессор значительно дешевле в производстве - на самом деле, он, вероятно, выглядел бы гораздо ближе к конфигурации такового у PS5. Утечка AMD, похоже, подтверждает пропускную способность памяти чипа Arden в 560 ГБ/с. Это любопытная цифра, особенно, если мы вернемся к демонстрационному тизеру Project Scarlett на E3 2019, который, похоже, демонстрирует наличие GDDR6 как в размере 1 ГБ, так и 2 ГБ. Возможно, мы смотрим на гибридную память с некоторыми модулями, использующими 256-битный интерфейс, в то время как другие работают на 64-битном. Вот такая своего рода загадка, которая, надеюсь, будет разгадана, когда Microsoft поделится с нами официальной спецификацией.

На первый взгляд, утечка AMD подтверждает ряд спецификаций, но и вводит в игру еще несколько. Начнем с того, что стало очевидно стремление Microsoft разработать Series X, чтобы превзойти установленные пределы дизайна консолей для достижения максимальной производительности. Если структура процессора на 56 вычислительных блоках будет подтверждена, вопрос стоимости, по крайней мере, будет немного приоткрыт. Основываясь на том, что мы видели в видеокартах RX 5700, добавив 50% к количеству шейдеров и восьмиядерный процессор Zen 2 (наряду с другими «неосновными» элементами, такими как контроллер дисплея и движок мультимедиа), предполагаемый процессор окажется гораздо сильнее, чем ожидается. Эта утечка намекает на то, что чип Series X еще более чудовищный, чем я ожидал, но, учитывая это, насколько дорогим он будет?

Маркетинг консолей нового поколения в значительной степени сфокусирован на твердотельном накопителе - но что SSD смогут сделать для игр помимо сверхбыстрого времени загрузки?

Между тем, спецификация PlayStation 5, описываемая в утечках, указывает нам на устройство с хорошо выверенным балансом между ценой и производительностью. Даже предполагая, что мы смотрим на неправдоподобные 16 ГБ GDDR6 и 1 ТБ в твердотельном накопителе, это по-прежнему будет дорогое устройство, но в отличие от монструозной Series X, у него, очевидно, больше шансов не вывалиться за волшебную стартовую цену в 399 долларов, которая так хорошо послужила PlayStation 4 и PS4 Pro. На первый взгляд, у Microsoft более мощная аппаратная часть, но кто-то может заметить, что в мире консолей цена имеет первостепенное значение.

Тем не менее, я четко осознаю, что спецификация требует контекста. Я по сей день помню разговор с системным архитектором PS4 Марком Церни (Mark Cerny) незадолго до выхода PlayStation 4 Pro. Он подчеркнул важность кастомизации в дизайне процессора, и, несмотря на наличие подсказок и сведений, которые мы можем извлечь из существующего ПК-оборудования Navi для оценки данных из этой утечки, Церни и его команда в SIE будут работать, воодушевленные успехами более скромного и эффективного дизайна PS4 Pro, не забывая о его слабостях.

Прямые сравнения с существующим оборудованием Navi могут зайти слишком далеко. Тот факт, что аппаратное ускорение трассировки лучей подтверждено для PS5, также наглядно демонстрирует наличие доступа у Sony к будущим возможностям AMD, как и в случае с PS4 Pro. Ни одна из этих функций не является основополагающей в тестированиях, указанных в утечке, но это не означает, что их нет, особенно в случае, когда Марк Церни говорит, что они есть.

Стоит также еще раз подчеркнуть, что утечка скупа на детали в отношении Xbox следующего поколения - есть некие намеки на две версии процессоров для сборок Lockhart и Anaconda, но нет никаких убедительных данных о том, чем они отличаются. На самом деле, я понимаю, что о более дешевой версии Lockhart нет абсолютно никаких подробностей, кроме потенциального кодового имени для процессора (Sparkman - но опять же, это неподтвержденные сведения). Фактически, то, что мы мало чего можем сказать о Series X из этой утечки, говорит о высококачественной консоли премиум-класса, которая на практике требует наличие некоего более дешевого, стабильного массового рынка - с учетом этой мысли, меня заинтересовало отсутствие каких-либо существенных деталей об этом чипе.

В целом, эти свежие данные о следующем поколении консолей являются очень интересными и потенциально заполняют некоторые имеющиеся пробелы - но определенно они небезграничны. Данные об Xbox относительно некоторых моментов порождают больше вопросов, чем ответов, в то время как про PS5 сведения гораздо более обширные. Но суть в том, что все, что мы действительно имеем, это такая блок-схема одного компонента процессора, подкрепленная предположениями на основе ПК-версии комплектующих Navi. И давайте не будем забывать о том, что разработчики достигли таких результатов на консолях текущего поколения, которые просто сопоставлялись с эквивалентным оборудованием Radeon. Что мы точно знаем, так это то, что обе консоли нацелены на праздничный период 2020 года, и если мы посмотрим на последовательность событий по представлению PlayStation 4 и Xbox One в 2013 году, у нас не должно остаться сомнений насчет того, что ждать более конкретной информации осталось уже совсем недолго.

Автор текста - Ричард Лидбеттер (Richard Leadbetter), редактор колонки про технологии, Digital Foundry.

Источник: Eurogamer

Материалы автора

314 статьи
20 лет играю в компьютерные игры. Обожаю настолки. Летаю на дроне.

Fallout 76 - сможет ли Bethesda спасти игру?

27 января в 19:25 @ Plem remove_red_eye 1285 question_answer Обсудить на форуме (22)
Bethesda отчаянно пыталась исправлять все вновь появляющиеся дыры, добавляя при этом новый контент. Студия неуклонно выпускала новые дополнения, хотя некоторые из самых больших релизов, таких как обновление Wastelanders, которое добавило в игру NPC, задерживались несчетное количество раз.

DOOM Eternal - 5 самых важных изменений в геймплее

26 января в 17:41 @ Plem remove_red_eye 1129 question_answer Обсудить на форуме (22)
Как долгожданное продолжение отличного перезапуска DOOM в 2016 году, DOOM Eternal существенно повышает планку, заданную в серии, особенно когда дело касается ощущений в игре и того, как в нее играется.

Sony не нужна Е3

24 января в 17:49 @ Plem remove_red_eye 1287 question_answer Обсудить на форуме (11)
Ранее в этом месяце Sony объявила, что они не будут выставляться на очередной выставке E3. Точные причины того, почему было принято такое решение, не имеют особого значения - хотя из формулировки их заявления следует, что они, по всей видимости, не в полной мере довольны ESA.

Wolfenstein Youngblood и трассировка лучей - взгляд в консольное будущее

23 января в 09:33 @ Plem remove_red_eye 629 question_answer Обсудить на форуме (12)
Аппаратное ускорение трассировки лучей, затенение с переменной скоростью, передовые методы реконструкции изображений, основанные на машинном обучении: все эти ведущие технологии рендеринга могут стать серьезным вопросом разработки игр, когда наступит эра консолей следующего поколения.

Cyberpunk 2077 - жизнь игры в течение последних 7 лет

22 января в 09:52 @ Plem remove_red_eye 906 question_answer Обсудить на форуме (5)
С момента анонса игры мы много чего узнали о научно-фантастической RPG от CDProjekt Red. Недавно исполнилось семь лет со дня официального объявления о работе над Cyberpunk 2077, следующем амбициозном проекте польской студии.

Смотрите также