Europa Universalis IV - рай для ролплеера

31785
33
Europa Universalis IV – мечта ролплеера

Со стратегиями Paradox’a все происходит немного так же, как с EVE Online. Все о них слышали. Все их уважают, даже те, кто ни разу в них не играл. Все знают, что Europa Universalis, Crusader Kings и Heart of Iron – самые глубокие стратегические игры, которые есть на рынке. Почти все, кстати, их перепробовали, но большинство не смогло справиться с валом текста, табличек и игровых механик. И все-таки, выходит игра за игрой, в каждой добавляются новые идеи и механики, новичку становится чуть-чуть проще и многие из тех, кто „не осилил“ пару лет назад, присоединяются к серии сейчас. Все мои знакомые, которых зацепила серия, прошли точно такой же путь. И знаете, когда наступает переломный момент? Когда понимаешь, что все эти таблички, карты и схемы – не просто геморрой, а настоящий рай для ролплеера. Когда понимаешь, что бесчисленное количество механик, приводящих к постоянным, случайным и не очень, событиям, с головой затягивают тебя в атмосферу эпохи. И Europa Universalis IV наполняет серию еще большим количеством механик, которые неустанно генерируют истории и приключения.



Да, доступ в этот рай надо заработать. И да, согласен, это нудно. В новой версии игры (десять лет не могли додуматься!) появились интерактивные обучалки, даже тюториал-кампания, но, в целом, это все равно лишь масса текстовых табличек, которые надо запомнить, да и они объясняют лишь самые основы. Большинство знаний о сложных игровых системах придется приобретать, наводя курсор на каждую кнопку и читая (к счастью, подробные и ясные) подсказки. А знаете в чем хорошая новость? Что нам и не надо знать, как работает эта игра. Незнание в начале только добавляет очарования. Мы выбираем любую страну мира в 1444 году – и просто смотрим, что произойдет дальше, пытаясь понемногу, хоть как-то, повлиять на события, постепенно проникая во все новые особенности механик игры.
Например, здесь нельзя просто пойти и завоевать соседей, как в какой-нибудь Total War. У нас куча денег и хорошая армия? Да кого это волнует! Нет, развязать войну (в отличии от Crusader Kings II) и победить соседа не так уж и сложно. Но вот потом? У вас точно хватает дипломатических очков на заключение мира? Ах, мы начали войну без должного дипломатического повода? И что нам теперь делать с громадным штрафом к репутации со всеми соседями? А они сразу захотят наказать выскочку! Но хорошо, мы заключили мир. Мы учли, что слишком сильное расширение ведет к дестабилизации государства? Нас ждут мятежи крестьян, восстания знати и резкое снижение прибыли от налогов, пока мы долгим и мучительным процессом не акультуризируем захваченные земли. Ах, так там еще и иноверцы? И что теперь делать, учитывая, что наш миссионер слишком слаб, чтобы справиться с религиозной яростью новых подданных?



Может показаться, что это какой-то жуткий заговор по убийству фана в игре, но, на самом деле, разнообразнейшие ненастья складываются в увлекательные приключения, которые запоминаются куда лучше последующих успехов. Например, только-только начав играть за скромную Геную в 1444 году, я решил обеспечить себе преимущество над соседями, первым открыв Америку и основав колонии в Новом Свете. Я внимательно читал обучалку, поэтому знал, что мне понадобится нужная технология, исследователь и колонизатор. Пара игровых десятилетий и готово, на трех Караках, как Колумб, я отправился к новым берегам. Разумеется, Караки потонули, только выйдя в открытое море – слишком быстро кончились припасы. Хорошо, новая попытка, девять карак, которые действительно добираются до берегов Америки. Множество пустынных земель, осчастливленных всеми возможными дарами природы. Но толку? Наш колониальный радиус слишком мал. Срочно, пока снова не кончились припасы, бросаемся в ноги к португалському королю, просим доступ к морским базам на островах Зеленого Мыса и вот, наконец, основана первая генуэзская колония в Пернамбуко. Несколько лет упорной работы и битв с индейцами и в прах разоренная казна от колониальных субсидий (и от оплаты морских баз Португалии, о которой я, разумеется, решительно забыл) только усиливают эйфорию от взгляда на первые цифры дохода с поставок кофе и сахара в Европу. Вот так таблички и циферки творят историю!


Кстати, что бурная экспансия, что трата всех сил на колонизацию, чреваты одним – техническим отставанием от соседей. Исследования в Europa Universalis IV играют еще более решающую роль, чем в предыдущей игре серии. Теперь мы долго и упорно зарабатываем так называемые „очки монарха“. На них влияют не только способности нашего самодержца, но и бессовестно дорогие советники. Но только с их услугами мы быстро набираем очки администрации, дипломатии и военного дела, которые тратим на новые технологии, открывающие нам доступ к научным достижениям, большим прибылям или более современным видам войск. Наше государство, почти как в ММО, таким образом получает уровни в трех категориях, отображающих прогресс. Мы даже можем выбирать ветки в „дереве талантов“, например, сосредоточившись на торговых и экономических идеях или вкладываясь в военные ветки ради, скажем, увеличенной скорости пополнения резервов. Подвох в одном – те же самые очки, которые нужны нам на столь важные исследования, мы тратим и на ежедневные нужды – заключаем мирные договора, подавляем мятежи, нанимаем командиров… Слишком неосторожное разбрасывание ресурсами и, бац, мы все еще ходим с пиками в то время, как нас расстреливают вражеские мушкетеры.



Именно поэтому Europa Universalis IV ценит тщательное планирование. Игра постоянно ставит нас перед возможностью выбрать одну из десятка стратегий развития нашего государства. И за каждым решением последствия могут тянуться десятилетиями. Взять ли долг, чтобы настроить в наших провинциях портов и рынков или лучше подождать с инвестициями до открытия новых технологий? Перевесят ли доходы от колоний необходимость держать там регулярную армию и флот, для защиты от пиратов? Еще большей внимательности игра требует для административного управления государством. Если в Crusader Kings II, средневековой версии серии, мы проводили часы, налаживая добрые отношения с нашими вассалами, то здесь нам в руки даны бесчисленные инструменты для управления вполне образовавшимися государствами нового времени. Мы регулируем снабжение армии, влияем на налоги через поддержку нужных лоббистских групп и боремся с инфляцией. Мы решаем, доверять ли нашему двору или скорее купечеству, что напрямую отражается на производстве в наших провинциях. Мы боремся с отдельными группами влияния, требующими большей автономии или снижения налогов или религиозной независимости. Хотим ли мы провести демонстрацию силы в беспокойных провинциях? Это успокоит ситуацию, но ведь только на время. Можно поднять авторитет патриарха, если сербского короля мучает партия католических подданных. Но тогда больше налогов будут утекать в церковь. Или все-таки испанскому королю смирится с временной автономией каталонцев, чтобы спокойно завершить войну с Францией? И это говоря о том, что мы постоянно должны следить за тем, чтобы наши счетчики стабильности, военной усталости, растянутости владений, легитимности и престижа были на должном уровне. И мы постоянно рассчитываем, сколько ценных очков монарха вложить во все эти механики управления страной, а сколько сберечь для технического развития.



В Crusader Kings II дипломатия заключалась, по сути, в постоянном поиске подходящих невест и придворных. Это здорово отражало эпоху, но на дистанции утомляло. Теперь, как и положено игре про новое время, дипломатия стала играть огромную роль, открывая нам тонну возможностей, еще больше, чем в EUIII. Мы по-прежнему можем заключать династические союзы (улучшают не только двухсторонние отношения, но и шанс создания монархической унии), просить доступа для войск или предлагать вассальную зависимость, а также фабриковать фальшивые права на желаемые провинции. Сверх того, теперь мы еще и гарантируем независимость наших союзников, посылаем угрозы и оскорбления, объявляем эмбарго или собираем коалиции против совсем уж сильных соперников (для этого необязательно заключать отдельный альянс с каждым соседом), поддерживаем мятежников во враждебных государствах (необычайно эффективно и очень весело!) или выделяем военные субсидии. Построить должные отношения с союзниками, дипломатически ослабить конкурента и рассорить его с соседями – вот методы, которые могут быть куда эффективней, чем банальная война.
Тем более что в военном деле изменилось мало. Да и поклонников Total War и Civilization этой эта игра не удивит. У нас на выбор всего три юнита – пехота, кавалерия и артиллерия плюс генерал. Несмотря на то, что во время боевых действий мы видим подробную схему боевой диспозиции и разные факторы, влияющие на победу, вроде „strike“ или „combat with“ – повлиять мы почти ни на что не можем. Что важнее, так это заботиться о снабжении войск. Завел армию вторжения в бедную вражескую провинцию, куда вдобавок еще и не подвести подкреплений – беги подписывать мирный договор. Тем не менее, тактические ходы с разделением сил, обходом вражеских войск и отвлечением внимания доставляют огромное удовольствие даже с такой простой боевой системой. Ну а какой ад разверзается под нами в месяцы после заключения мира, мы уже рассказывали.



Вот что изменилось основательно по сравнению со всеми предыдущими играми серии, это торговля. Весь мир поделен на строго определенные торговые пути. У нас же на выбор всего несколько купцов (в зависимости от выбранных технологий), которые могут либо забирать прибыль в торговом порту, либо пытаться переправить часть грузов ближе к домашним водам. Конечно, если торговый порт принадлежит нам, да еще и в купе с соседними территориями, это влияет на нашу прибыль, но не идет ни в какое сравнение с влиянием, которое оказывает наш флот. Легкие корабли (и только они) разных стран патрулируют воды вокруг торговых центров и определяют, какая страна получит наибольшие выгоды. А это открывает еще один альтернативный путь развития. Скажем, Англия вообще может не задумываться об экспансии в Европу, а вкладываться в морские и торговые технологии, становясь владычицей морей и контролируя торговлю от Константинополя до Вест-Индий.

Итак, мы начали с того, что Europa Universalis IV – отличный генератор историй. Нужно сразу предупредить, что игра добивается новых и разнообразных событий не только лихо сплетенными механиками, но и огромным количеством случайных событий. Среди бела дня над небом может быть замечена комета – и все, в государстве начинаются волнения. Или Его Величество осрамятся за столом – и тогда прощай, легитимность. Конечно, бывают и приятные сюрпризы, вроде дополнительных поставок кофе, но по большей части рандом призван время от времени обрушать в пучу гражданской войны даже самые процветающие государства. Станет ли это поводом для отличного приключения на тему, скажем, „Испания отбивается от повсеместного мятежа индейцев Мейна, явно скоординированного пиратами“ или убьет настроение на весь вечер? Эта игра обеспечит вам и то, и другое. Но ничего, перезагружаться при неудачах в серии Paradox вовсе не грех, чего бы ни говорили на официальных форумах. При этом, ИИ достоин всяческой похвалы, выигрывая любые сравнения и с Total War и с Civilization. Он очень удачно пользуется случайными событиями, обрушивая на нас свои армии ровно тогда, когда нас мучают внутренние конфликты. Но даже когда мы процветаем, ИИ разумно развивается, специализируя свою страну в зависимости от природных данных (флот Оттоманов в 100 галер – страшная сила), формирует против успешных соперников убийственные коалиции, да и во время войны грамотно маневрирует и разделяет силы. Успешная партия может закончиться полным провалом именно из-за грамотных действий ИИ. Например, мы начали в 1444 году за Византию, крохотный осколок былой империи с двумя провинциями. Шансов выжить в тени озлобленных Оттоманов не было – и все-таки мы построили обширнейшую балканскую империю с заморскими колониями. Вот только на дворе уже восемнадцатый век, Оттоманы опомнились, собрали коалицию, и теперь наши земли разрывают на части турки, татары, англичане, кастильцы и шведы одновременно. И что теперь? Перегружаться? Нет, лучше пусть все идет своим чередом. Мы будем героически отбиваться до последнего солдата. Зато какая история из этого выйдет! И как смачно будем мы ее рассказывать, сидя в пабе лондонских завоевателей, георгианские собутыльники в котором никогда не поверят тому, что им травит байки сам Римский Император в изгнании.