Обзор

Обзор Starfield: когда хорошее — враг лучшего

Тодд, ты молодец!

28541
144

Вы когда-нибудь мечтали о космосе? О бесконечных пространствах и восхитительных пейзажах, которые нам показывают мастера графических редакторов в NASA, обрабатывая снимки гигантских спутников на орбите планеты. О новых цивилизациях и захватывающих приключениях, с легкой руки писателей-фантастов и сценаристов Голливуда сверкающих так ярко, словно только что рожденные звезды. 

Увы, у меня для вас плохие новости: парадокс Ферми никто опровергнуть не может, так что единственная рабочая теория на нашей планете неумолима: мы одиноки во Вселенной. Верить вы можете во что угодно, к счастью, наука на веру не полагается, а работает только с фактами. Доказать отсутствие чего-либо невозможно, и не ведитесь на манипуляции тех, кто пытается заставить вас это сделать.

Те, кто работал над нарративом и сценарием для Starfield, отлично это знают. Логика сюжета в этой игре — и я сейчас рассматриваю общий сюжет, а не его частные примеры — работает безупречно. Что есть реальность? Что если реальность не единична? Возможны ли путешествия в пространстве? А время — материально или всего лишь игрушка нашего восприятия себя в пространстве? Этими вопросами вы будете не раз задаваться при прохождении нового творения Тодда Говарда и его команды из студии Bethesda. 

И совершенно неважно, что вы думаете о графической, технической или еще какой-то не ключевой части в этой игре. Тодд всегда был визионером, он творец. А идеально вылизывать игры — это задача ремесленников. Творения живут десятилетиями и веками, а ярко начищенная бляха интересна только тому, что ее чистил. 

После раннего релиза над Starfield в сообществе скудоумцев стало принято травить эту игру и тех, кто ее по каким-то причинам защищает. Мол, старый движок, унылые текстуры, слабая графика, куча багов, долгие загрузки и в целом “модульная игра” вместо огромного открытого мира! “А вот в “Ничейном небе” (No Man's Sky) дохрелион обитаемых планет, которых процедурно генерирует система! А в “Старфилде” большинство планет пустыри унылые!”. 

Это все правда, и пытаться оспорить факты — это очень глупое занятие (помните часть про науку, что описана выше?). Для тех, кто ищет баги и в целом недостатки, Starfield — это раздолье. “Ютуб” и “ТикТок” щедро одарит вас контентом — кушайте, не обляпайтесь. Вообще, на этом вы можете прекратить чтение этого обзора и идти дальше с треском за ушами уплетать очередную порцию помоев про “Старфилд”. И обязательно поделитесь со всеми на форуме, поставив в конце смайлик с фейспалмом или троллфейсом. Или даже с розовой пандочкой — чтобы уж прям наверняка втоптать в грязь эту игру! 

***

Ушли? Отлично, для оставшихся, даже если это один человек, продолжу. Переходим непосредственно к обзору. 

Кто был никем, тот станет всем! 

Начинается игра неторопливо, как и все игры команды Говарда. Вы — обычный наемный шахтер. Не узник на корабле, не едущий на казнь в телеге, а самый обычный трудяга. Прораб быстро вводит в курс дела, а игра в который раз проводит обучающий курс — нажмите W, чтобы идти вперед, и вот это вот все. Во время добычи ресурсов вы обнаруживаете таинственный предмет неизвестного происхождения. Случается странное, и ваш герой теряет сознание — самое время перейти к этапу создания персонажа. 

Это начало и конец. Но вы все равно до финала не поймете

Это начало и конец. Но вы все равно до финала не поймете

Определившись с внешностью, “типом строения тела” (пол теперь в США под запретом), мы переходим к настройке сюжетных элементов и выбору перков. В первом случае вам надо определиться, какая предыстория скрывается за вашим героем — события, которые предшествовали вашей работе шахтером. Тут есть где разгуляться, но особой значимости при прохождении ваш выбор не дает. К примеру, выбрав “Фаната”, вы достаточно быстро встретите NPC, который восхваляет вас за какие-то неизвестные заслуги и готов по первому вашему слову сигануть в открытый космос без скафандра. К слову, его можно позвать на корабль, и в этом случае вы обречены раз за разом слушать оды в вашу честь. 

Если же вы выберете “Цель охотников за головами”, то не удивляйтесь тому, что периодически на земле и в космосе на вас будут нападать те самые охотники за головами. В чем причина такого внимания и высокой награды, непонятно, просто примите как данность. 

Обзор Starfield: когда хорошее — враг лучшего

При выборе навыков все более-менее стандартно. Они разделены на тематические группы (например, группа боевых умений или технических), но вот с прокачкой Тодд решил немного шагнуть в сторону. Нет, глобально ничего не изменилось — чем чаще вы что-то делаете, тем лучше это будет у вас получаться. Только подается это теперь в формате “сперва попрактикуйся, а потом уже поднимай уровень”. Например, навык убеждения (очень нужен при вдумчивом прохождении игры!). Первый уровень вы берете за очко навыков. А далее вам необходимо несколько раз успешно убедить собеседников в своей правоте. Сделали это в пяти разных случаях? Отлично, можете поднять навык до второго уровня. Теперь сделайте то же самое 15 раз. И все в таком духе. 

Что-то качается быстро и незаметно (например, “Мусорщик”), что-то — долго (к примеру, для повышения мастерства пилотирования и получения лицензии на более крутые корабли надо уничтожать звездолеты противников, что не так-то просто сделать, особенно если играете на харде). Но в целом, если поставить себе целью прокачать что-то конкретное, труда это не составит. 

Мелкие разборки на одной из заселенных планет

Мелкие разборки на одной из заселенных планет

И вот вы закончили с созданием героя. Сюжет вдруг выдает первый “вот это поворот”. На ваше предприятие прилетел некто Баррет и сразу с места в карьер: “Эй, парень (или девушка), никто и звать никак. Ты потрогал артефакт, а, значит, вот тебе мой корабль и робота в помощь. Лети вот сюда и все расскажи членам сообщества “Созвездие”. Вот такая завязка — с литературной точки зрения бред да и только. 

Прилетев в точку назначения и познакомившись с представителями этого общества, вы узнаете, что найденный кусок не пойми чего — это часть артефакта, и их все нужно найти. Делать это будете, конечно же, вы. Но не в одиночку, напарники вам в помощь. С этого и начинается ваше приключение. 

Party like a russian

Party like a russian

И забегая немного вперед, скажу, что на этот раз роль “избранного” подана практически без пафоса, который каждый раз наблюдался в прошлых ролевых играх от Bethesda. Конечно, ближе к концу первого акта основного сюжета (тут все по классике — сюжет разделен на три акта с катарсисом в конце) вы узнаете, что в деле поиска частей артефактов замешаны какие-то уж очень могучие силы, но при этом все эти силы — лишь персоналии, а не организации. То есть, на этот раз нам придется противостоять не какому-то могущественному абсолюту, который стремится к порабощению всего вокруг. Нет, все довольно камерно, и я бы даже сказал, эгоцентрично. 

При этом игра не торопит вас бежать вперед. Вы всегда имеете время отвлечься на стороннюю историю или хотя бы просто исследовать планеты на предмет чего-то интересного. Но мой вам совет: лучше идите по основному сюжету вплоть до того момента, когда вам откроется возможность создавать свои корабли и строить аванпосты. Вы откроете весь возможный функционал Starfield, и дальше уже можете заниматься тем, чем пожелаете. 

Об игровых механиках 

Тодд не обманул. Размеры галактики в Starfield поражают. Да, это не бесконечное пространство, как в Elite, но и того, что есть, с головой хватит вам на много недель и месяцев. Исследовать все это пространство и объекты вы можете как того пожелаете, а можете вообще забить и не вспоминать несколько дней. 

Вот такой он — русский парень Владимир из будущего

Вот такой он — русский парень Владимир из будущего

Например, в Starfield разработчики реализовали возможность перемещаться на космические расстояния через систему “быстрых перемещений”. И многие крикливые геймеры вдруг посчитали, что это ошибка дизайна — мол, “игра про космос, но без космоса! Можно все пройти, даже не садясь в корабль”. Да, можно. У вас есть такая ВОЗМОЖНОСТЬ. А еще есть возможность сесть в корабль, вылететь на орбиту и самостоятельно отправиться в полет от одной планеты к соседней. Учитывая расстояния, делать вы это будете ОЧЕНЬ долго. 

И даже если вам хватит терпения, то придется натолкнуться на печальный факт: мир игры состоит из отдельных модулей, и ни о каком открытом пространстве речи не идет. Вы не сможете вживую из космоса приземлиться на поверхность планеты. А при стыковке кораблей или абордаже вы каждый раз будете наблюдать короткий ролик-загрузку. 

Кто сказал Cyberpunk 2077?

Кто сказал Cyberpunk 2077?

Но стоит отметить, что загрузки в игре совсем недолгие, а я закончил игру по сюжету полностью! Да, встречал жалобы на “загрузки до минуты”, но тут, скорее всего, претензии должны быть к вашему железу. На моем SSD KINGSTON SNVS1000G дольше 10 секунд я не ждал даже при посещении городов или больших баз. 

Немаловажным моментом является то, что Starfield еще больше ушел в сторону экшена даже по сравнению с Fallout 4. Тут уже нет никаких “замираний” с системой VATS или чего-то подобного. На выбор у вас несколько типов оружия, причем часть из них пришла прямиком из XX века, хотя по сюжету век за окном уже XXIV. Стрельба в игре реализована средненько — какой-то импакт от ганплея чувствуется, но впечатление сильно портит зависимость точности от навыка. Доходит даже до абсурда — лучевое оружие может промазать, несмотря на то, что наведено на цель. Линзы внутри ствола смещаются, что ли… А вот ближний бой в игре вообще никакой. Ни красивых анимаций, ни ощущения от боя холодным оружием. Так, для галочки. 

Единственный город на планете... Классика

Единственный город на планете... Классика

А вот что точно порадовало, так это сражения в космосе. Нет, тут ничего новаторского вы не увидите, если играли в другие подобные игры. Просто отлично реализованная механика. У кораблей есть две полоски живучести — одна отвечает за энергетический щит, который поглощает любые попытки воздействия на корпус, вторая — целостность этого корпуса. Сперва снимаем щит, потом разрушаем корабль. Или берем на абордаж, если хотите. 

Да и управление кораблем в невесомости сделано неплохо. Мало того, навык пилотирования можно поднять, что откроет вам новые маневры и даже лицензию на пилотирование более крутых звездолетов (они делятся на классы, на старте игры у вас лицензия класса А). 

Бегаем по храмам, собираем силу по частям. Со времен Скайрима ничего не изменилось

Бегаем по храмам, собираем силу по частям. Со времен "Скайрима" ничего не изменилось

Если же вы предпочитаете неторопливое исследование, то и тут игре есть что предложить. На планетах, помимо очевидных ресурсов из таблицы Менделеева, вы будете встречать представителей различной флоры и фауны. Некоторые из них вполне мирные, а иные не прочь полакомиться бегающей колбаской в обертке. И всех их можно и нужно сканировать, пополняя базу данных и получая больше ресурсов в после исследования. 

К слову, о ресурсах. Их много, и их придется гриндить, если вы заинтересованы в таких вещах, как крафт предметов, медикаментов, оружия, создания и развития форпостов и даже проектирование космических кораблей! Так что для терпеливых задротов в игре настоящее раздолье! В Сети полно примеров уникальных космолетов, начиная от классического “Тысячелетнего сокола”, заканчивая летающими пенисами. 

Обзор Starfield: когда хорошее — враг лучшего

Но добычу можно и автоматизировать, создав на планетах аванпосты. Такой себе привет из Fallout 76. В них размещаются станки для крафта, а также научно-исследовательские лаборатории. Но такие же можно найти практически на любой заселенной людьми планете. Понятное дело, что абы где аванпост построить не дадут, но с этим у вас проблем не возникнет — главное, навык прокачайте. 

Графика, звук и музыка 

Тут можно рассказывать долго, а можно и покороче. Я предпочту второй вариант. Да, движок игры сильно устарел, и он многое уже не может. Хотя мододелы раз за разом доказывают, что старичок еще ого-го! Тем не менее я не могу назвать картинку в игре плохой. Она не шедевральная, у вас ни разу не возникнет вау-эффект от увиденного, но в целом перед глазами приятный и достаточно детализированный визуал. Правда, ему не хватает яркости красок, и складывается впечатление, что вы смотрите фильм через фильтр немного устаревшей кинопленки. 

На Сокола похоже лишь отдаленно

На "Сокола" похоже лишь отдаленно

Зато аниматоры шикарно потрудились над мимикой лиц ключевых NPC. Ключевых, а не всех подряд! Да, на статистов ресурсов не нашлось, и большинство из них выглядит как жители зловещей долины. 

А вот про музыку что-то интересное я не скажу. Увы, но на этот раз композиторы Bethesda не смогли дать нам саундтрек на все времена, вроде “Довакина” или оркестрового пиршества из Morrowind. На фоне что-то играет, оно не раздражает, и спасибо на этом. 

Портрет Юрия Гагарина на месте, правда, на новом

Портрет Юрия Гагарина на месте, правда, на новом

Зато со звуками дизайнеры заморочились. Будь то стрельба из лучевого оружия или треск, издаваемый пока еще неведомой тварью на богами забытой планете, — все звучит отлично! Не подкачали и актеры озвучки — интонации живые и голоса подобраны очень хорошо. Правда, немного раздражает клюквенный “русский акцент” (чернокожий десантник Владимир передает привет). Да и в целом, если вы встречаете в игре русского, то сразу готовьте уши к этому противному скрежету вместо английского. 

Интерфейс 

А вот реально за что хочется придушить разработчиков, так это за откровенно отвратительный интерфейс игры! Видеть в 2023 году подобный кошмар — это физическая пытка. Тонна окошек, подокошек, сплошные списки бесконечного лута, в котором вам предстоит раз за разом разбираться, огромные изображения предметов — что за садист-извращенец делал такое, одному Тодду известно. Неужели в студии никто не указал на очевидный факт — интерфейс катастрофически громоздкий и неудобный! 

Годы идут, а NPC так и спят в одежде и в обуви

Годы идут, а NPC так и спят в одежде и в обуви

Итоги

Что можно сказать напоследок. Да, “Старфилд” — это игра из прошлой эпохи. Но почему это плохо? Разве игры прошлой эпохи были недостойными? Вы ожидали графического пиршества на весь “Пятый “Анрил”? Но ведь Говард и не скрывал, на каком движке делается игра.

Из-за этого фильра игра выглядит как ретро-съемка

Из-за этого фильра игра выглядит как ретро-съемка

У Тодда получались и по-прежнему получаются великолепные приключения. Они не про вызов, они не про сложность. Они про историю. В Starfield вы можете долгое время заниматься чем-то одним, например, добывать ресурсы или вести челночную торговлю “здесь купили — там продали”. А можете бегать по побочным квестам, которые, к слову, весьма интересно сделаны. Если бы на орбите одной из планет я, воюя с пиратами, случайно не зацепил корабль законников, то и не получил бы квест по внедрению в ряды этих самых пиратов. И уверен, что таких неочевидных моментов в игре еще очень много — ведь я лишь пробежался по сюжету и лишь немного посмотрел по сторонам. 

Рождение вашей Вселенной

Рождение вашей Вселенной

А знаете, что действительно шедеврально в Starfield? Это режим “Новая игра +”! Я не стану вам спойлерить сюжет, но так гениально эту идею воплотить мог только Тодд Говард! 

Может, я и не закончил “Старфилд”, а сюжет только начался? 

P.S. Чуть не забыл. Оптимизация. Поначалу игра на моей конфигурации Ryzen 5600X + RTX 3080 немного притормаживала и FPS проседал. Но через минут 20 я вообще забыл, что подобное происходило. Не знаю, как ведет себя игра на более слабых конфигурациях, но в моем случае система автоматически все поставила на “ультра”, и ни разу мне не пришлось настройки понижать. 

Достоинства
  • Великолепное приключение
  • Увлекающий научно-фантастический сюжет
  • Нескучные побочные задания
  • Огромное разнообразие возможностей
  • Шикарная озвучка и работа актеров
  • Гениальное решение с "Новая игра +"
Недостатки
  • Игра не предлагает никаких свежих идей (кроме реализации "Новой игры +")
  • Устаревшее почти все
  • Кошмарный интерфейс
Другие публикации по теме
Стала известна причина, почему Bethesda до сих пор использует древний движок Creation Engine в своих играх
Стала известна причина, почему Bethesda до сих пор использует древний движок Creation Engine в своих играх
Студия Bethesda известна всему геймерскому сообществу в том числе благодаря тому, что упорно не желает идти в ногу со временем, и раз за разом используется в разработке своих игр старый движок собственного производства — Creation Engine.
12 октября в 18:00
7456
28
Форум
Расколотый рейтинг: у Starfield: Shattered Space в основном отрицательные 34% в Steam
Расколотый рейтинг: у Starfield: Shattered Space в основном отрицательные 34% в Steam
С выходом дополнения Shattered Space в экшен-RPG Starfield от Bethesda раскололся не только космос: в Steam лишь 34% из 1665 обзоров относятся к положительным. У бояр много претензий.
4 октября в 18:07
1295
1
Форум
Starfield - «во многих отношениях лучшая игра, которую мы когда-либо делали», даже если она «может не всем прийтись по вкусу», считает директор по дизайну Bethesda.
Starfield - «во многих отношениях лучшая игра, которую мы когда-либо делали», даже если она «может не всем прийтись по вкусу», считает директор по дизайну Bethesda.
По мнению директора по дизайну Bethesda Эмиля Пальяруло (Emil Pagliarulo), Starfield во многом является одной из лучших игр, когда-либо созданных студией, хотя он и признает, что она «может не всем прийтись по вкусу».
3 октября в 20:48
3175
34
Форум
Пользователи:
5.45/10
Оценка редакции: