Обзор

Shenmue 1 и 2 - Ремастер культовых игр

Теперь и на актуальных платформах

15106
10

Dreamcast была необычной платформой, так и не снискавшей ни у нас, ни во всем мире по-настоящему серьезной популярностью. Но при этом на ней вышло несколько действительно культовых игр, ради которой эту консоль покупали тогда и иногда продолжают покупать сейчас. Одним из таких проектов заслуженно считается дилогия Shenmue – игра, значительно повлиявшая и на геймеров, и на всю игровую индустрию. Поэтому анонс третьей части, полноценного продолжения проекта, которым снова занимается автор серии, был воспринят с восторгом. А выход переиздания первых двух частей, которые многие современные геймеры не имели даже возможности увидеть, стал лишь вопросом времени и желания. Теперь же обе завершенные части Shenmue доступны для покупки и любой желающий может приобщиться к классике в формате переиздания, чтобы подготовить себя к выходу современной третьей части. Но стоит ли это делать?

Первая часть Shenmue вышла под конец 1999 года в Японии, и почти год добиралась до остального мира. Популярность игры была такой, что вторая часть, вышедшая в 2001 году на родине, попала на мировые прилавки через пару месяцев после релиза. При этом вторую часть даже переиздавали для консоли Xbox (самой первой), тогда как Shenmue под номером 1, кроме как на Dreamcast, нигде так и не появилась. И всем, кто хотел поиграть в эту легендарную серию, но не купил себе консоль от SEGA и не хотел пользоваться эмуляторами, пришлось ждать до августа 2018 года, когда игра наконец-то добралась до всех актуальных платформ. В обзоре рассматривается версия для PlayStation 4, но вы можете поиграть в игру и на РС, и на Xbox One.


XDkytqVYh2.jpg

Shenmue 1 и 2 – сюжетные игры, в которых история играет одну из ключевых ролей. Это рассказ о Рё Хадзуки, который собирается отомстить за смерть отца. Он отправляется в полное опасностей путешествие, где находит новых друзей, знакомится с разными персонажами, дерется и узнает много нового о себе и окружающем его мире. Сюжет в игре цельный, но подается не совсем линейно – общая сюжетная канва разбита на главы, и если первая игра вся является по сути одной первой главой повествования, то вторая часть содержит уже главы с 3 по 5, тогда как вторая глава истории является отдельным мини-комиксом (вышел только к Xbox-изданию игры) и ее события просто рассказываются в контексте истории.

Если искать современные игры, которые похожи на Shenmue и явно черпали из нее вдохновение, то самым близким «родственником» является серия Yakuza, которая тоже только недавно добралась с консолей PlayStation до РС. Shenmue предложила открытый постоянный живой мир, где сменялось время суток и в зависимости от этого реагировали все, кто окружают главного героя – магазины закрывались на ночь, люди расходились по домам, чтобы с наступлением утра вновь выбраться на улицы, открыть свои лавки и заняться привычными делами. Множество активных объектов, возможность копаться в найденных вещах, открывать шкафчики и даже в какой-то момент найти работу, чтобы можно было накопить денег на еду, билеты, игрушки и аудиокассеты сейчас никого не удивляют, но по меркам 1999 года это все смотрелось свежим и необычайно интересным.

Единоборства по системе, схожей с 3D-файтингом (ведь создателем игры был Ю Сузуки, создавший, в числе прочих игр, и серию Virtua Fighter), тоже были в новинку, тем более можно было сражаться не с одним, а с группами персонажей. И в самых драматичных моментах игра переключается на QTE, то есть быстрые события, где нужно вовремя нажать кнопки, которые показаны на экране, чтобы эффектно добить противника. Сегодня все это является частью многих игр, но Shenmue была первой, где все эти элементы были сплетены воедино.


h0giHHiPVf.jpg

Первая часть при этом страдала от некоторой неторопливости повествования, что делало ее прохождение достаточно медитативным занятием. Вторая часть сделала в этом плане существенный шаг вперед, позволив проматывать время, а заодно разнообразив ряд занятий для главного героя – и работать он мог начать не по сюжету, и заработать в аллеях и злачных местах пару монет смог, и даже автомат пачинко в игру вставить не забыли.

А еще, как ни удивительно, в Shenmue 2 для Dreamcast дали возможность импортировать сохраненную игру из первой части, сохранив деньги, некоторые предметы и выученные боевые движения. Так что обе игры ощущались одним целым.

Я не просто так говорю об оригинальных частях, а не о ремастере. Потому что, как выяснилось, игру решили не трогать и просто перетащили ее на новые платформы, почти ничего не изменив в целом. Это все те же самые 2 части легендарной Shenmue, но они заслуживали ремастера в стиле Ratchet & Clank, а получили практически прямой порт с опозданием в почти 2 десятка лет.


YHWBtk2eO3.jpg

Картинка теперь нормально отображается на современных консолях и экранах в 16х9, но при этом все равно ролики обрезаны до формата 4х3, потому что их никто не переснимал. После каждого открытия двери и другого зонинга происходит загрузка. Управление устарело, и оно ощущается ужасным, а не просто неудобным – тем, кто не играл в игры начала двухтысячных будет крайне сложно привыкнуть к тому, как здесь управляется персонаж. Тем более, что стиком ты крутишь не всю камеру, а только задаешь направление взгляда Рё, что тоже очень неудобно.

Фактически, это просто возможность официально купить игру и поиграть на современных консолях, но ощутить тот же самый опыт, который получили игроки в момент выхода этих проектов. С рядом незначительных различий, но очень похожий в целом. И если ностальгирующие геймеры смахнут скупые слезы и начнут свой очередной путь с восторгом, те, кто играть начал в последние лет 10 могут серьезно разочароваться в игре из-за ее архаичного вида и неудобного управления, не добравшись до главного, ради чего в Shenmue играть сейчас все еще стоит – интересного сюжета, ярких персонажей и различных возможностей, позволяющих играть в игру так, как хочется тебе, переживая крутую историю.


Если такие трудности вас не пугают – смело начинайте играть, ведь сюжет Shenmue 3 напрямую продолжит историю первых двух частей, а вам же хочется знать, с чего все начиналось, не правда ли?