Приключения Конана-киммерийца в игровых мирах

Цифровая Хайбория

Garruk

Ну вот и пришло время финальной третьей части нашего цикла статей о Хайбории, Роберте Говарде и Конане. Все ближе тридцатое число и выход Conan: Unconquered уже не за горами. Хочется верить, что игра получится очень удачной и доставит немало приятных часов игрокам.

Но я покривлю душой, если скажу, что шансы на это весьма велики. Да, игра делается под крылом Funcom, людей, которые являются фанатами творчества писателя. За стратегическую часть отвечают ребята из Petroglyph. Но и первые, и вторые имеют в своем портфолио весьма спорные игровые проекты. Да и самому Конану и Хайбории весьма сильно не везет с игроизациями.

В рамках этой статьи я постараюсь упомянуть по возможности все вышедшие игры о приключениях могучего киммерийца. Если о какой забуду, вы вольны написать об этом в комментариях. От себя добавлю, что действительно хороших игр о Конане удручающе мало, и, как я упоминал в одной из своих статей, Хайбории, как и Warhammer хронически не везет на совпадение всех вводных для создания отличной игры. Итак, приступаем к нашему обзору. Игры я расположил без какого-либо намека на хит-парад. Поэтому качество игры не зависит от места расположения в списке.

Начнем, как водится, издалека и перенесемся в 1984 год. Совершенно случайно выйдя ровно к премьере сиквела фильма “Конан-варвар” с Арнольдом Шварценеггером, игра Conan: Hall of Volta предлагает нам весьма своеобразный игровой процесс. Несмотря на гордо красующегося на обложке Арнольда, с фильмами игра имела связь чуть более, чем никакую. Платформер с семью экранами, на которых мы преодолеваем препятствия, убиваем всяких муравьев, летучих мышей, собираем камни, ключи и пытаемся добраться до некоего злодея Вольты. Изначально героем должен был быть вообще безымянный варвар-вестгот. Но легким движением руки бумеранги превратились в мечи, которые вестгот, превратившийся в Конана бодро швырял во врагов. Одним словом, от Хайбории и Конана одно название. Могу порекомендовать только совсем уж всеядным конанистам.

1991 год порадовал любителей Хайбории и Конана. В релиз выходит новая игра Conan: The Cimmerian. Здесь у нас все по-взрослому. Сюжет, пусть и далекий от книг, но в меру вменяемый. Конан у нас выступает киммерийским кузнецом, жену которого убили злобные прихвостни Тот-Амона, и он отправляется в путешествие на поиски мести и справедливости. Имелась глобальная карта, карта города и, собственно, боевой экран (чаще всего внутри помещений). Местность для исследований была по тогдашним меркам немалая, тут и Шадизар, и Тарантия, и многочисленные руины с подземельями. Причем в городах нелишним будет зайти в магазин или к кузнецу за расходниками, а жители могут одарить квестом. По пути встречаются книжные персонажи, к примеру, королева пиратов Белит. Игра вышла сложная, комплексная, но весьма достойная.

Conan: The Mysteries of Time - банальный второсортный кусок цифрового шлака для NES. Представляет собой самый обычный ретекстур Myth: History in the Making. По ощущениям игра был сделана бандой пленных орангутангов за миску бананов. Надо ли говорить, что к вселенной Конана не имеет чуть более, чем никакого отношения. Треш, как он есть, лучше сразу выколоть себе глаза.

И до двухтысячных игры о Хайбории и приключениях Конана берут перерыв.

2004 год, словацкой студией Cauldron выпускается средней паршивости экшен Conan: The Dark Axe. У Конана снова злодеи порушили родной дом и родню, правда вместо знаменитого Тот-Амона в этот раз какие-то ноунеймы из культа Грифа. Приключения будут проходить по достопримечательностям, включающим в себя Пиктские дебри, влажные джунгли Дарфара, кишащие каннибалами, пески Стигии в тени ее древних пирамид, и развеселый порт Кордаву, где любят собираться зингарские мореплаватели и пираты всех мастей. Несмотря на попытку стилизовать загрузочные экраны под страницы книги и добавленный голос закадрового рассказчика, игра вышла довольно средней и проиграла вышедшим Enclave и Rune.

2007 год, Nihilistic Software, ответственная за широко известную в определенных кругах игру Vampire: The Masquerade — Redemption, выпускает на консолях Xbox 360 и Playstation 3 экшен с лаконичным названием Conan. В игре присутствовал весьма высокий градус брутальности и жестокости. Кровь и обнаженка присутствовали, прямиком по заветам дедушки Говарда. В духе артов Френка Фразетты, одного из главных иллюстраторов приключений Конана, были выполнены флэшбеки доблестного киммерийца. Разработчики планировали повторить успех God of War и, казалось бы, на руках все козыри.

Широкая география путешествий по миру Хайбории с остановками на Барахских островах, Аргосе, Куше и в Стигии, кажется, самой популярной стране в среде разработчиков игр о Конане. Не самый банальный сюжет, красивая графика и не самая плохая боевая система. Но не срослось. Во-первых, были уже две части God of War и игру воспринимали, как подражателя, а кроме того, в этой части игры Конан колдовал, КОЛДОВАЛ, КАРЛ!!!

Чтобы вы понимали, это как Дарт Вейдер, напяливший розовую пижаму с единорогами, или Гитлер, братающийся с евреями. Конан, который на протяжении всего цикла лютой ненавистью ненавидит и презирает колдунов и любые намеки на магию, колдует. Да, он колдует с помощью магических доспехов, потерянные части которых необходимо собрать в процессе приключения, но серьезно, люди, - так на первоисточник давно никто не испражнялся. Ожидаемый провал вплоть до момента, пока за дело не взялся Funcom.

Спустя год после проекта Nihilistic, игровые разработчики из Funcom представляют на суд общественности MMORPG - Age of Conan: Hyborian Adventures. Сказать, что игра не взорвала игровое сообщество, это как ничего не сказать. События, происходящие в игре, занимают временной отрезок после романа Часа Дракона. Конан уже несколько лет как мудро правит Аквилонией, игрокам же выпадает возможность примерить на себе шкуру одного из представителей пестрой семьи хайборийских народов.

Нельзя сказать, что игра была плохой. Графика была топовой на тот момент среди MMO. Не самая обычная боевая система, завязанная на комбо и таймингах, и оттого очень требовательная к соединению. Разнообразие классов, тем или иным образом связанных с литературным первоисточником, и не самый плохой для MMO сюжет. Но игра уже со старта страдала от проблем с балансом, а реакция разработчиков была либо же запоздалой, а местами и совсем нулевой, ожидаемо момент был упущен и начался отток игроков.

Через три года игра переходит на free-to-play модель оплаты и меняет название на Age of Conan: Unchained. Но это, как и вышедшие дополнения Rise of the Godslayer и Savage Coast of Turan — с Кхитаем и Тураном соответственно, уже не могли предотвратить неизбежное. Игра не закрыта, но состояние ее весьма далеко от блистательного старта и больше похоже на человека, лежащего в коме, который вроде и не умер, но и живым его назвать язык не поворачивается.

По словам Funcom, у них были консультанты-специалисты по Хайбории, поэтому в игре так много внимания уделено деталям. И это весьма похоже на правду — в диалогах постоянно упоминаются книжные персонажи и события, а на загрузочных экранах выписаны соответствующие цитаты. Но очередная попытка взлета не удалась.

Conan Exiles - очередной проект от Funcom во вселенной Конана. На этот раз разработчики решили отойти от не принесшего успеха жанра MMORPG и сосредоточиться на набирающем в ту пору популярность жанре survival. На откуп игрокам давалась не самая маленькая карта с небольшим сюжетом, вертящимся вокруг таинственных браслетов, ну а дальше добывай ресурсы, строй хибары и крепости, режь врагов, добывай еду и питье, копай ресурсы, исследуй окрестности, угоняй врагов в рабство и становись успешным.

Идея совместить жанр выживания с суровым миром Хайбории сама по себе неплоха и даже логична. Кто из прочитавших книги сам не мечтал оказаться на бескрайних просторах хайборийских земель и ощутить капли крови врагов на коже лица. Но несмотря на уделенное Funcom внимание к лорным деталям, игра не снискала широкой популярности, оставшись нишевым проектом. Проблемы с балансом, не всегда разумные балансные правки со стороны разработчиков - все это вкупе с явной вторичностью и широким использованием старых пресетов и наработок подкосило игру.

В настоящий момент в разработке находится очередная игра по миру Хайбории - Conan: Unconquered. Вопреки устоявшейся традиции, игровой жанр у нас здесь не экшен или RPG, и даже не MMO, а самая натуральная RTS. Главной задачей игрока, или игроков (в игре присутствует кооперативный режим, позволяющий совместно управлять крепостью) является возведение укреплений для отражения набегов кровожадных немытых варваров. Помимо классической застройки крепости и развития зданий с юнитами, для найма будут доступны также герои, в том числе и Конан и аватары божеств. Одним словом, не завышаем ожидания, но если у тандема Funcom и Petroglyph Games, ряд сотрудников которой является выходцами из легендарной Westwood Studios, получится сделать добротную и интересную игру, что же, я буду только рад.

Когда читаешь рассказы Роберта Говарда о Конане, Кулле, то голову не покидает мысль, что вот, здесь есть все для создания отличной игры - жестокие битвы, красивые женщины, захватывающие приключения, богатый и живой мир со своими нравами и обычаями. Бери и твори игровой шедевр в жанре героического фентези. Причем это может быть практически любой жанр, будь то брутальный слэшер, дьяблоподобная игра, сюжетное приключение, квест, или же ролевая игра - вселенная Хайбории очень гибкая.

Но, как я упоминал в одной из статей, Хайбории, как и другим книжным вселенным адово не везет на качество игр. Ни одну из вышедших игр нельзя назвать однозначным шедевром, достойным первоисточника, поэтому остается лишь вооружиться стоическим терпением и варварским упорством. И верить, что однажды звезды сойдутся в нужной комбинации и свет увидит отличная игра ААА-класса, достойно представляющая на наших с вами экранах мир суровой Хайбории, созданной в 30-х годах прошлого века Робертом Ирвином Говардом, чьи книги оказали немалое влияние как на игровую индустрию, так и на литературу в целом. Они породили целый жанр героического фэнтези и дали вдохновение армии подражателей, а заодно и успешно укоренили в сознании людей образ типичного фэнтезийного варвара.

На этом завершается цикл статей, посвященных Хайбории, Конану и их создателю Роберту Ирвину Говарду, надеюсь вам понравилось наше небольшое путешествие. На этом я прощаюсь с вами и ухожу в закат, навстречу новым мирам и приключениям. С вами топтал земли Хайбории ваш Гаррук. Берегите себя и играйте в хорошие игры. До новых встреч.